Расширенное заседание Координационного совета

Пятилетний рубеж ? можно делать выводы и подводить итоги. Именно столько времени существует Координационный совет по взаимодействию между министерством образования Московской области и Московской епархией Русской Православной Церкви. Совет с этим сложным названием был создан в 2001 году для реализации Договора о сотрудничестве между епархией и министерством. Когда пять лет назад его подписывали митрополит Ювеналий и министр образования правительства Московской области Л.Н. Антонова его перспективы казались такими же сложными, как и название.

Однако, 26 января 2006 года Архиерейский дом в Коломне встречал участников уже расширенного состава Координационного совета. В морозное январское утро в коломенском кремле собрались руководители районных управлений по образованию областного министерства, отцы благочинные, руководители гимназий и православных школ, ученые-педагоги, работники министерства образования Московской области, глава города Коломны и работники администраций районов, депутаты областные и муниципальные, журналисты, педагоги-священники и, конечно 14 постоянных членов Координационного совета. Состав участников продуман и закономерен. Они приглашены для принятия практических решений, а главное для выбора общей стратегии ? уровень обязывает. В этот раз председатели заседания ? митрополит Ювеналий и министр Л.Н. Антонова.

Монастырский хор Ново-Голутвина монастыря под управлением игумении Ксении (Зайцевой) приветствовал гостей форума. Затем заседание открыла председатель Координационного совета В.С. Запалацкая, заведующая отделом стратегии развития образования министерства образования Московской области. Пять лет, рука об руку с сопредседателем от Московской епархии, священником Петром Ивановым, она трудится на этом поприще. Вероника Станиславовна сегодня уступила председательское место Владыке митрополиту и министру образования. Вместе с ними в президиум поднялся глава города Коломны В.И. Шувалов. Заседание началось выступлением руководителей, которые фактически заложили основу той программе, которую будет в будущем осуществлять Координационный совет.

Приветствуя гостей, глава города В.И. Шувалов напомнил, как трудно начиналось сотрудничество с Московской епархией. Зато сейчас общее дело по восстановлению родных святынь примирило даже былых противников Церкви. В преддверии грядущих событий это особенно важно. В 2007 г. древней Коломне предстоит встречать высоких гостей. Город принимает эстафету празднования всероссийских Дней славянской письменности и культуры от Ханты-Мансийска, в котором эти празднования состоятся нынешней весной. По традиции очередная принимающая сторона непременно участвует в празднованиях, поэтому Владыка Ювеналий как сопреседатель оргкомитета пригласил Л.Н. Антонову вместе отправиться в далекий Ханты-Мансийск. Сегодняшний итоговый расширенный Координационный совет, подчеркнул Владыка, можно считать началом подготовки к этим важным для коломенской земли событиям, первым мероприятием в рамках Дней славянской письменности и культуры ? 2007.

Далее слово было предоставлено митрополиту Ювеналию, который сказал:

Глубокоуважаемые Лидия Николаевна и Валерий Иванович, дорогие участники сегодняшней встречи!

Прежде всего позвольте сердечно поздравить всех вас с Рождеством Христовым и наступившим Новолетием, а также и с Крещением Господним, которое мы еще продолжаем праздновать, пожелать всем помощи Божией в трудах, радости, счастья, здоровья и благополучия!

Миновали святочные дни, и продолжительный в этом году праздничный период сменяется трудовыми буднями, каникулы ? новым учебным полугодием. И вот мы решили, окинув взором состояние церковно-государственного сотрудничества в сфере образования в Московской области, подвести очередные итоги достигнутого и наметить планы на будущее. Весной у нас проходят традиционные пасхальные встречи с руководителями муниципальных органов управления образованием. Теперь ощущается необходимость и в расширенном заседании Координационного совета, чтобы привлечь к проблемам образования и воспитания максимально широкий общественный интерес.

Думаю, что в настоящее время можно говорить о сформировавшейся системе двухстороннего взаимодействия между Московской епархией и министерством образования Московской области, которая весьма эффективно работает как в вертикальном, так и в горизонтальном измерении. В связи с этим надо воздать должное тому вниманию, которое губернатор Московской области Борис Всеволодович Громов наряду с заботой о материальном процветании региона уделяет и духовно-нравственным нуждам жителей Подмосковья. Для меня очень дорого доброжелательное отношение и деловой подход к нашему сотрудничеству со стороны министра образования правительства Московской области Лидии Николаевны Антоновой. Мы озабочены необходимостью совершенствования духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения и стремимся в этом направлении осуществлять разнообразные образовательные проекты в масштабах Подмосковья.

Хочу с особой благодарностью сказать о коллегах Лидии Николаевны, о ее помощниках. Ведь проводимые нами мероприятия требуют очень четкой организации и огромной затраты человеческих сил. И каждый раз мы говорим: сделано блестяще!

В нашей работе мы опираемся на договор о сотрудничестве от 2001 года, который предусматривает деятельность Координационного совета. Этот орган, возглавляемый заведующей отделом стратегии развития образования министерства образования Вероникой Станиславовной Запалацкой и моим помощником священником Петром Ивановым, включает как работников сферы образования, так и клириков нашей епархии, трудящихся на ниве просвещения. Могу с уверенностью сказать, что совет прошел большой путь в деле согласования и разработки совместных позиций по кардинальным вопросам, а это, в свою очередь, создало основу для нашего совместного беспрепятственного продвижения вперед.

Добрые примеры вызывают стремление к подражанию. Координационный совет разработал типовой договор, который стал основой для сотрудничества подавляющего большинства наших церковных округов ? благочиний и муниципальных органов управления образованием. Таким образом, взаимодействие уже происходит не только на областном, но и на муниципальном уровне.

Хочу кратко рассказать о том, что делается в Московской епархии в сфере образования для того, чтобы у вас было четкое представление о масштабах и направлениях нашей деятельности в данной сфере.

Координирующим органом является Епархиальный отдел по религиозному образованию и катехизации, который возглавляет проректор Коломенской Духовной семинарии по воспитательной работе иеромонах Константин (Островский). Он имеет помощников во всех 39 церковных округах епархии.

Коломенская Духовная семинария является нашим епархиальным высшим учебным заведением. В семинарии ведется преподавание 37 учебных дисциплин. В настоящее время на дневном отделении обучается 91 студент, на заочном ? 265.

Семинария теснейшим образом сотрудничает и с Коломенским государственным педагогическим институтом, и с Муниципальным методическим центром в проведении конференций и семинаров, осуществлении совместных исследовательских проектов.

В 2005 году сохранилась тенденция к увеличению общего числа духовно-просветительских учреждений Московской епархии. Если в 2003 году их было 920, в 2004 году ? 1020, то в прошлом году ? уже более 1160.

Общее число обучающихся также увеличилось. Если в 2004 году их было около 50 тыс. человек, то в 2005 году стало почти 55 тысяч.

Основным видом образовательного учреждения, где дети и взрослые получают знания о вере, является воскресная школа. И можно с благодарностью Богу отметить, что благодаря жертвенному служению духовенства и мирян на приходах и в монастырях число воскресных школ постоянно растет. В 2005 году в Московской епархии действовало 700 воскресных школ для детей и взрослых. Преподавали в них более полутора тысяч человек из числа духовенства и мирян.

Формы образовательной деятельности воскресных школ весьма многообразны, но в основе всегда лежит передача учащимся знаний о Православной вере, о богослужении и Церковной истории.

Самая большая воскресная школа в нашей епархии действует при Троицком соборе г. Подольска. В ней обучается 237 детей и 55 взрослых. В 10 группах преподаются Закон Божий, церковное пение, агиография, Священное Писание, литургика, церковно-славянский язык, история Церкви, катехизис и другие предметы. При школе действует молодежная организация ?Протос?.

Активную деятельность ведет воскресная школа при Успенском храме г. Красногорска. В ее рамках действует детская церковная музыкальная школа, в которой учатся 200 человек. В прошедшем году Ушаковский хор (старший хор мальчиков) этой школы стал лауреатом Всероссийского фестиваля-конкурса ?Любовью и единением спасемся?.

Деятельно трудятся педагоги воскресной школы ?Надежда? при Троицком храме г. Люберцы. В отчетном году этот приход стал издавать ежемесячную ?Православную школьную газету? объемом 16 полос. Тираж нового издания 3000 экземпляров и распространяется бесплатно по всей Московской епархии. В газете публикуется информация о епархиальной деятельности в области духовного образования, новости из благочиний, материалы о школах и гимназиях, интервью с ведущими педагогами, методические разработки, а также сценарии к праздникам. Газета имеет приложение для детей ?Детская газета?.

В воскресных школах используются различные формы внеклассной работы. Как правило, во многих крупных и средних по численности воскресных школах есть свой детский хор. Многообразна кружковая деятельность. Многие школы имеют библиотеки, а также видео и аудиотеки, количество которых постоянно возрастает. В 2005 году при образовательных учреждениях Московской епархии было более 400 библиотек, 200 аудиотек и более 200 видеотек.

В течение года проводятся различные образовательные мероприятия: круглые столы, семинары, чтения и.т.п. Так, 27 ноября в Троицком соборе Подольска прошел практический семинар на тему ?Опыт деятельности воскресной школы Троицкого собора г. Подольска?. В семинаре приняли участие около ста руководителей и преподавателей воскресных школ из всех благочиний Московской епархии. Участники семинара побывали на занятиях, встретились с педагогами, а затем на общем собрании обсудили наиболее актуальные проблемы воскресных школ.

Помимо церковно-приходских школ духовно-просветительская работа ведется в 463 различных учреждениях. Это на 15% больше, чем год назад. Общее количество учащихся, охваченных православным образованием помимо воскресных школ, ? 40 тысяч человек.

Активно и плодотворно трудятся на ниве церковного просвещения православные гимназии. Сейчас их в Московской епархии ? 18. Несмотря на тяжелую экономическую ситуацию ? отмену государственного финансирования ? все гимназии продолжают свою работу.

Кстати хочу отметить, что вся епархиальная образовательная деятельность осуществляется исключительно на церковные средства.

Из числа гимназий следует особо выделить Православную классическую гимназию имени священномученика Константина Богородского при Богоявленском соборе г. Ногинска. В гимназии обучается 127 человек.

Успешно развивается православная гимназия имени прп. Серафима Саровского при соборе Всех святых, в земле Российской просиявших, г. Домодедово. В гимназии с 1 по 7 класс обучаются 75 человек. В этом году приход построил для гимназии вместительное трехэтажное здание.

Плодотворно и ревностно трудятся в Православном центре непрерывного образования во имя прп. Серафима Саровского при храме преподобного Иосифа Волоцкого в поселке Развилка Видновского благочиния.

Заслуживает внимания и деятельность Свято-Георгиевской гимназии при Знаменской церкви г. Красногорска; Православной классической гимназии ?София? при Скорбященском храме г. Клина и Православной гимназии на базе Проводниковской средней школы Троицкой церкви в Щурово г. Коломны.

Даже из сделанного мной краткого обзора видно, сколь многообразна просветительская деятельность Церкви в Московской области и насколько она востребована современным обществом. Осознавая ограниченность своих возможностей в деле удовлетворения имеющейся у людей жажды знаний, мы вступили на путь сотрудничества с министерством образования и очень рады достигнутым результатам. На основе программы, разработанной нашим Координационным советом, проводятся курсы повышения квалификации педагогов (как в Москве, так и в Коломне, Ногинске, Истре, Балашихе, Егорьевске, Клину, Орехово-Зуево, Подольске и Сергиевом Посаде). Это позволяет расширять преподавание факультатива ?Основы Православной культуры?, причем вести обучение на высоком уровне.

Сейчас этот предмет, по моим данным, преподается в 253 школах, 8 ВУЗах, в ряде различных техникумов, колледжей и ПТУ Московской области. В преподавании задействован 950 человек. Лидерами в этом направлении являются Богородское, Клинское, Одинцовское, Сергиево-Посадское, Коломенское, Балашихинское и Ступинское благочиния.

В помощь учителям издаются новые учебники и учебные пособия, и в первую очередь хочется назвать учебные пособия ?Православная культура? и ?Духовное краеведение Подмосковья?, подготовленные директором Духовно-просветительского культурного центра Московского государственного областного университета, доктором педагогических наук Людмилой Леонидовной Шевченко. Святейший Патриарх Алексий дал высокую оценку ее трудам, удостоив ордена святой равноапостольной княгини Ольги.

12 мая в Вознесенской Давидовой пустыни состоялась моя традиционная пасхальная встреча с Лидией Николаевной и руководителями муниципальных органов управления образования, благочинными церковных округов и членами Координационного совета. Мы подробно говорили о сотрудничестве в деле духовного образования и воспитания жителей Московской области. Затем состоялось открытое обсуждение поднятых вопросов, в котором приняли участие представители Церкви и органов образования.

В течение 2005 года Московская епархия и министерство образования Московской области совместно организовывали различные мероприятия. Главными из них стали III Московские областные Рождественские образовательные чтения, которые прошли с 9 по 29 ноября и были посвящены теме ?Вместе возрождаем Россию?.

Торжественное открытие Рождественских чтений прошло 9 ноября в г. Одинцово. Было заслушано несколько пленарных докладов, определивших направление предстоящей работы.

В течение трех недель во всех благочиниях проходили такие образовательные мероприятия как: семинары, конференции, круглые столы, конкурсы, фестивали, секции для учителей ?Основ Православной культуры?, экскурсии, выставки, встречи, концерты, вечера, театральные представления, детские праздники, спортивные состязания, и, что особенно ценно, поездки по обмену опытом в другие благочиния.

Например, в Коломне Рождественские чтения прошли следующим образом. На первом этапе, школьном, учащиеся всех школ города писали письменные работы на темы, предложенные Координационным советом. Среди этих работ был проведен конкурс. Лучшие рефераты были зачитаны 17 ноября в Коломенском молодежном центре ?Русь?, где собрались без малого четыреста человек ? учащиеся городских школ и их педагоги, методисты Коломенского управления образования, студенты и наставники Коломенской Духовной семинарии.

25 ноября в Коломенской Духовной семинарии прошли педагогические чтения на тему ?Основы Православия в предметах учебных курсов?. В них приняли участие преподаватели и студенты Коломенской Духовной семинарии, методисты Муниципального методического центра и около 100 преподавателей школ Коломны.

Торжественное закрытие III Московских областных Рождественских образовательных чтений прошло 29 ноября в г. Чехове во Дворце спорта ?Олимпийский?. По поручению Святейшего Патриарха я вручил высокие первосвятительские награды, а губернатор Московской области Б.В.Громов ? губернаторские, соответственно светским и церковным работникам сферы образования. Единодушным решением было проведение следующих чтений осенью 2006 года на тему ?Трудимся на благо Отечества?.

В течение минувшего года Московская епархия и министерство образования Московской области совместно организовали и провели еще ряд крупных мероприятий. Наиболее значительные из них ? это Рождественская губернаторская елка, прошедшая в зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя в Москве, Пасхальный фестиваль ?Любовью и единением спасемся?, проведенный по всей Московской области и завершившийся также в зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя в Москве, Дни Славянской письменности и культуры, областные родительские собрания, посвященные празднованию юбилеев 60-летия Победы в Великой Отечественной войне и 625-летию победы в Куликовской битве. Сегодня мы все еще находимся под впечатлением губернаторской елки 2006 года, когда в Ледовом дворце в Мытищах собралось около 5 тысяч детей.

Как видно из сказанного мной, церковно-государственное сотрудничество в области образования развивается успешно. Хотелось бы, чтобы к нему присоединились самые широкие слои общественности: и родители, и общественные организации, и предприниматели. Мы являемся свидетелями того, сколь успешен опыт деятельности и православных гимназий, и православных детских домов, и воскресных и церковно-приходских школ. Все эти учреждения стали неотъемлемой частью воспитательной и образовательной работы с детьми, молодежью и даже взрослыми людьми. Перед лицом сложных, а подчас и критических проблем, с которыми сталкивается наше общество, необходима широкая консолидация всех людей, заинтересованных в торжестве добра и возрождении нашего Отечества.

Будем помнить о том, что созидание прекрасного невозможно без веры и именно через обращение к Богу человек обретает силы и смысл жизни. Великий русский композитор Петр Ильич Чайковский писал так: ?В душу мою все больше и больше проникает свет веры... Я чувствую, что начинаю уметь любить Бога, чего прежде я не умел? Я уже часто нахожу неизъяснимое наслаждение в том, что преклоняюсь перед неисповедимой, но несомненной для меня Премудростью Божией. Я часто со слезами молюсь Ему?и прошу Его дать мне смирение и любовь, прошу Его простить меня, вразумить меня, а главное, мне сладко говорить Ему: ?Господи, да будет воля Твоя? ? ибо я знаю, что воля Его святая?.

Слова министра образования Л.Н. Антоновой звучали от сердца, ?без бумажки?, просто, искренне и говорили о наболевшем.

В частности, Лидия Николаевна обратила внимание на необходимость совместной работы по искоренению социального сиротства в Московской области. ?Она должна проводиться и министерством образования, и местными органами управления образованием, и муниципальными администрациями. Для помощи сиротам и искоренения этой беды необходимо использовать тот богатый потенциал, который имеется у Русской Православной Церкви. Особенно следует обратить внимание на работу с семьей в сельской местности. В городе все же больше возможностей, лучше налажена работа. На селе зачастую из очагов культуры есть только школа и церковь. Через их совместную скоординированную деятельность можно наладить работу на селе, чтобы не появлялись новые сироты.

Во-вторых, следует проводить круглые столы с участием тех, кто работает на местах: это священник, учитель, социальный педагог, психолог. Это позволило бы придать социально-психологической работе более богатое духовно-нравственное содержание. Я думаю, было бы интересно, подготовить семинар с привлечением авторитетных специалистов, в том числе и священнослужителей, которые выступили бы перед психологами и социальными педагогами, перед практиками, работающими в школе.

В-третьих, у нас медленно, но все же развиваются формы семейного устройства детей. Я имею в виду патронат. На местном уровне предметом взаимодействия работников опеки и попечительства, а так же благочиний может стать распространение опыта этих немногих людей. Надо активнее привлекать к этой работе прихожан. Нас сегодняшний день государство неплохо финансирует приемную семью и патронат. Это в среднем составляет хорошую заработную плату учителя или инженера. Я недавно посещала такую семью в Волоколамском районе. Они в вдвоем воспитывают двадцать пять детей! Наша цель, что бы ребенок попал в хорошую, здоровую семью.

Четвертая проблема ? это выявление неблагополучных детей, и неблагополучных семей, а так же работа с трудными подростками, с детьми находящимися на школьном учете. Учителю тяжело и учить, и работать с трудными детьми, он ждет помощи. Если к таким детям обратится священник или прихожанин, да еще и если он молодой человек и знает современные формы общения, его слово может стать очень важным и веским.

В-пятых, особое внимание следует обратить на работу с осужденными и находящимися под следствием детьми. Я знаю, что Церковь работает в тюрьмах, а школа организует учебный процесс для таких детей. Но здесь я хочу обратиться к главам районных администраций, как обладателям финансовых возможностей и призвать их еще более поддержать работу с такими детьми.

В-шестых, надо обратить внимание на развитие родительского всеобуча. У министерства есть финансовые возможности для организации выездных мероприятий, в частности родительских собраний, мы собираем различные аудитории. Я призываю благочинных участвовать в такой работе, чтобы там звучали слова о нравственности и духовности.

Седьмое. У нас за последние годы с Православной Церковью сложились уже формы сотрудничества. Это туризм, краеведение, спортивные мероприятия, многое другое. Но я хочу обратить внимание на трудовое воспитание. Приехав летом в Оптину Пустынь, к своей радости я там застала православный трудовой лагерь из Подольска. Почему нам не сделать такие совместные десанты и по нашей области? Убрать территорию вокруг восстанавливающихся храмов, посадить цветы, деревья? Это безусловно даст позитивный воспитательный эффект. Нужно составить методические рекомендации главам районов, тогда им будет легче организовать реальное дело на высоком уровне. Мы планируем в феврале провести заседание с заместителями глав районов, которые курируют социальные вопросы. Давайте поставим им такую задачу, а через год проверим, кто что сделал.

Восьмое направление ? это работа с молодым учителем. Очень важно, станут ли они с первого дня своей работы в школе воспитателями, а не просто ?предметниками?. Услышать слово священника для них может быть очень важно. Почему бы за чашкой чая не собраться и поговорить, пообщаться друг с другом, например, на базе воскресной школы? Многие молодые учителя может и не знают, что такая есть в природе и не попадут туда никогда. Это простая истина, что многое делается через общение, но ведь это не происходит!

В-девятых, скажу о средствах массовой информации. Очень хорошо, что есть теперь ?Православная школьная газета?. Она появляется в школах. Предлагаю провести на коллегии министерства презентацию газеты с участием ее редактора. Тогда она шире пойдет в районы.

Подводя итоги работы Координационного совета, мы можем констатировать, что достигли самого главного ? взаимопонимания. Среди субъектов федерации такой опыт есть к сожалению только у нас. Я думаю, учитывая тот совокупный потенциал, которым мы располагаем, будет возможно поднять и решить пласт обозначенных проблем?.

Наглядным воплощением совместной работы координационного совета стало выступление Людмилы Леонидовны Шевченко. Член совета, доктор педагогических наук, профессор, член Союза писателей России, действительный член Международной педагогической академии, Л.Л. Шевченко представила свою книгу ?Духовное краеведение Подмосковья?. Это учебное пособие для учащихся основной школы общеобразовательных учреждений Московской области издано Центром поддержки исторических традиций Отечества в 2005 году. Пособие предназначено для 6-7 классов школы и может быть использовано как приложение к курсу ?История Московской области? в рамках базового учебного плана. Эта замечательная книга рассказывает о Православной вере на Подмосковной земле, которая неотделима от ее истории и является неотъемлемой частью русской культуры. Расширенный совет, по предложению Л.Н. Антоновой, единодушно постановил в самое ближайшее время провести презентацию этой книги для самой широкой учительской аудитории.

Затем митрополит Ювеналий вручил патриаршую награду постоянному члену Координационного cовета В.М. Ремизову, директору средней школы ? 6 города Мытищи. За плодотворное сотрудничество с Московской епархией в деле образования Святейший Патриарх удостоил его ордена святителя Иннокентия митрополита Московского. В ответном слове Вячеслав Михайлович отметил, что считает этот высокий орден наградой всему Координационному совету, и заверил, что будет и впредь трудиться на благо православного образования.

По результатам встречи был принят документ, единодушно поддержанный всеми присутствующими:

?ОБРАЩЕНИЕ К ОБЩЕСТВЕННЫМ КРУГАМ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

участников расширенного заседания Координационного совета по взаимодействию между министерством образования Московской области и Московской епархией Русской Православной Церкви 26 января 2006 г. в Коломне

26 января 2006 года в Архиерейском доме в Коломне состоялось расширенное заседание Координиционного совета под председательством министра образования Правительства Московской области Л.Н. Антоновой и митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия с участием главы города Коломны В.И. Шувалова, представителей депутатского корпуса, предпринимательских кругов, школьных работников и родительской общественности.

Участники заседания согласились в том, что в настоящее время при содействии губернатора Московской области Б.В. Громова, усилиями министерства образования Московской области и Московской епархии достигнут высокий уровень конструктивного и эффективного церковно-государственного сотрудничества в деле духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. С удовлетворением отмечен успех в обеспечении преподавания факультатива ?Основы Православной культуры? программами, учебными пособиями и педагогическими кадрами. В высшей степени позитивным достижением является создание учебного пособия ?Духовное краеведение Подмосковья?.

Духовное здоровье общества, а значит и его будущее, напрямую зависят от той работы, которую сегодня совместно ведут Церковь и Школа. Позитивно оценивая вклад Московской епархии в образовательный процесс, присутствующие обратили внимание на то, что просветительская работа Церкви имеет большую общественную значимость. Поэтому участники заседания призывают всех тех, кому небезразлично возрождение России, способствовать широкой и консолидированной общественной поддержке и материальному содействию делу духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в Подмосковье?.

Окончилось заседание совместной трапезой. Там, перед участниками форума выступил хор Коломенской Духовной семинарии под управлением иеромонаха Константина (Островского), проректора семинарии и председателя Епархиального отдела по образованию и катехизации. Владыка Ювеналий обратил внимание присутствующих, что эти великолепные звонкие стройные голоса принадлежат будущим священникам Московской епархии, что именно они будут воплощать на приходах Подмосковья те задачи, которые только что были поставлены на заседании.

Участники расширенного Координационного совета высоко оценили работу форума. Вот впечатления некоторых из них. Протоиерей Борис Балашов, благочинный Клинского благочиния: ?Самое главное, что те люди, работники образования, которые начинали с нами сотрудничать, не понимая и не принимая нас, сейчас если и не вполне верующие (кто-то уже стал верующим, кто-то становится), то начинают понимать зачем это нужно и начинают нам содействовать. Произошел большой сдвиг в сознании и миропонимании людей, они начали сотрудничать с Церковью?. Начальник управления образования Дмитровского района Т.Н. Ткачева: ?Я согласна с тем, что сказал сегодня Владыка. Нынешнее заседание ? это пик того, к чему мы стремились в совместной работе начиная с 2001 года?. Л.М. Тестоедова, учитель русского языка и литературы из города Чехова, заместитель председателя совета ветеранов, внештатный корреспондент газеты ?Чеховский вестник?: ?Мои впечатления очень хорошие. Книга Л.Л. Шевченко просто потрясающая и очень нужна сейчас нашим школьникам. Спасибо за сегодняшнее мероприятие. Я надеюсь, что мы будем сотрудничать в будущем, чтобы иметь в жизни стержень Православной веры?.

Никто из участников не обратил внимания, что регламент был ?перевыполнен? больше чем на час. Зал, как заметил Владыка, не покинул никто. Общее дело зримо соединило единомышленников, в Православии это называют соборностью.

В фойе и зале заседания на стенах размещены фотографии церковных руин ? так десять лет назад выглядел Ново-Голутвин монастырь. Глядя на возрожденные стены обители, в которых Владыка митрополит принимал сегодня гостей, трудно поверить, что было здесь совсем недавно. Итоги прошедших пяти лет совеместного делания Церкви и Школы были так же поразительны для всех участников. Как незаметно изменились за десятилетие поруганные святыни коломенского кремля, так преображается и наше общество. Нет сомнений, что 26 января в зале царила атмосфера взаимного доверия и открытости. Школьные работники знали, что их поймут, а служители Церкви видели, что их слышат.

Священник Александр Сербский

митрополит Ювеналий

© 2001—2019 Московская Епархия Русской Православной Церкви
119435, Москва, Новодевичий проезд, 1/1
(499) 246-08-81 (обращаем внимание на необходимость набора кода 499 перед номером)