Перенесемся в XVII век

"Каждый образованный человек должен знать свою историю. Не знать истории России ? значит не знать ничего о себе, не чувствовать своих корней", ? считают ученики воскресной школы Храма Воскресения Христова г. Подольска. 4 января ребята побывали в Доме бояр Романовых ? филиале Государственного Исторического музея.

"Эта экскурсия проходит в рамках программы по агиографии ? житиям святых, ? рассказывает директор школы Наталья Викторовна Скрипко. ? А поскольку семья Романовых ? царственные страстотерпцы, мы решили приехать именно сюда. Одно дело ? слушать учителя в школе, совсем другое ? увидеть все своими глазами.

Мы подошли к небольшому зданию, находящемуся в уютном дворике и окруженному церквами. Даже не верилось, что когда-то здесь жили будущие цари.

В руках экскурсовода ? связка громадных ключей. Один из них просто гигантский, а написано на нем "Господин Великий Новгород". Дети узнали, что разных гостей хозяин встречал по-разному: знатных гостей ? у ворот, а к некоторым и вовсе не выходил и ждал в палатах. Но нужно научиться кланяться: вдруг к нам выйдет боярин, а мы даже не сможем поздороваться с ним как следует?.. Конечно, тут же выходит хозяин дома в красочном боярском одеянии. И разговаривает он с нами почтенно, по-боярски, используя устаревшие, но невероятно красивые обороты речи.

В доме множество необычных комнат, где так и хочется заблудиться и перенестись в то время ? первую половину XVII века, погрузиться в ту атмосферу. Еще совсем маленькие ученики с поспешным и пылким усердием отвечают на каждый вопрос экскурсовода-"ключницы", делятся своими знаниями.

Да и чего только не узнали ребята о быте тех времен! Например, то, что палаты делились на две части: мужскую (каменную) и женскую (деревянную). Дети обратили внимание на то, что в каждом помещении обязательно стояла икона. Тогда люди не забывали о том, что они православные. В душе рождались нотки грусти и сожаления: как нам не хватает этого сейчас!

Сначала мы зашли в низенькую дверь и по узкой лестнице спустились в подвалы, словно в сказочное подземелье. Нас окружили толстые стены (лестницы проделаны именно в них) и сводчатые потолки. В первом подвале хранилась посуда, в основном деревянная (например, ступа, ковши и плошки), кошель из лыка и другая домашняя утварь. Теперь дети знают, что самые древние русские напитки ? это морс и кисель. Во второй же подвал никого не впускали: здесь хранили сундуки с одеждой и мехами, дорогую посуду и оружие. Самой дорогой посудой была не золотая и серебряная, как это может показаться на первый взгляд, а стеклянная, так как она хрупкая. Очень ценилось огнестрельное оружие, ведь боярин ? человек служилый.

Мы в столовой палате. Все заходящие сюда перво-наперво кланялись в красный угол, затем ? хозяину, сидящему под иконами. Первое, что подавали, ? хлеб и соль. Хозяин сам разрезал каравай и раздавал его каждому гостю. Пировали до позднего вечера. В конце хозяин обязательно дарил всем гостинцы, а после, помолившись, ложился спать. А вообще, тогда ничего не делали, прежде не помолившись. Помнили слова свт. Василия Великого: "Любовь к Богу ? неисчерпаемое сокровище: кто обладает им, тот богат; кто лишен его, тот беден".

Следующая палата ? боярский кабинет. Боярин вставал рано, часа в четыре утра, обычно не завтракал. Шел к заутрене, а потом принимался за работу ? писал распоряжения на длинных полосах бумаги, как говорили, "в столбец". Все написанное он посыпал песком, чтобы чернила лучше впитались в бумагу. Здесь же хранились книги ? "Соборное уложение" и "Хитрости ратного строя". До 12 часов он работал и ездил в Кремль к царю-батюшке о делах советоваться. После слушал обеденную службу и обедал, а затем отдыхал ? или лежал, или читал, или играл в шахматы. В эти покои хозяин мог привести гостей, чтобы похвалиться своей библиотекой, или, как тогда ее называли, книгохранилищем. Книги были рукописными, в кожаных переплетах с застежками.

Побывали мы и в комнате старших сыновей, где они изучали риторику, грамматику, космографию (это почти то же, что и география), счетную цифирную мудрость ? математику, историю, астрономию и т.д. Во всем старались найти практическую значимость. Чаще всего юноши поступали на воинскую службу. Служение Отечеству ставилось превыше всего.

Потом ребята отправились в женскую половину дома. Теперь ребята не перепутают девичью повязку и кокошник ? полностью закрытый головной убор для замужних женщин. Узнали также, что чем больше пуговицы, тем человек богаче, а иногда пуговицы стоили дороже всего костюма! Зеркала в доме всегда держали закрытыми: их использование не приветствовалось, считалось, что зеркало ? это бесовская забава.

В светлице мы встретили матушку Варвару Ивановну, которая рассказала нам о том, как жили женщины: как хозяйке надо вставать раньше всех, чтобы успеть помолиться, раздать указания слугам, придумать, какие кушанья приготовить; как тяжело сплести ровную, красивую нить изо льна (этому учились с семи лет) и как у девушек уставали руки за пряжей. Главное, чтобы невеста была молчалива, трудолюбива и послушна.

В конце в красных сенях учеников научили прощаться ("прощай" ? значит "прости", христиане всегда при расставании просили друг у друга прощения, чтобы по нечаянности или нечуткости не обидеть ближнего) и, по обычаю, подарили каждому гостинец.

После экскурсии дети воскресной школы были полны впечатлений. "Я бы хотел пожить в то время, ? делится со мной восьмилетний Дима Сенюшкин, ? так как мечтаю о военной службе и о том, чтобы знать астрономию и церковно-славянский язык". "Мне понравилось в столовой, ? рассказывает восьмилетняя Лера, ? потому что там было очень красиво, тихо, убрано и много чашек". Старшие же ученики мыслят уже по-иному. "Я бы хотела побывать не только в XVII веке хозяйкой дома, чтобы понять, как жили и чем жили тогда боярыни, но и в будущем, чтобы увидеть, как мы будем жить спустя несколько веков", ? говорит шестиклассница Наташа Борисова.

В заключение поездки ученики школы посетили Покровский собор ? Храм Василия Блаженного. Дети были поражены его красотой и величием. И хотелось хоть ненадолго, хотя бы на несколько дней удержать в себе частичку той умиротворенной сдержанности и тихой духовности, какая царила в доме бояр Романовых.

Полина Нацвина

Подольский округ

© 2001—2019 Московская Епархия Русской Православной Церкви
119435, Москва, Новодевичий проезд, 1/1
(499) 246-08-81 (обращаем внимание на необходимость набора кода 499 перед номером)