Главная/Новости/2005/Ноябрь/9/

?Вместе возрождаем Россию?

Выступление
митрополита Крутицкого и Коломенского
Ювеналия
на открытии
Третьих Московских областных Рождественских образовательных чтений

Глубокоуважаемый Сергей Николаевич, дорогая Лидия Николаевна, глубокоуважаемая Людмила Степановна!

Дорогие участники нашей встречи!

Позвольте сердечно приветствовать вас и поздравить с открытием Третьих Московских областных Рождественских чтений, имеющих замечательную вдохновляющую тему: ?Вместе возрождаем Россию?.

Проведение Подмосковных Рождественских образовательных чтений является большим достижением как в деле церковного возрождения, так и в области сотрудничества между Московской епархией и Министерством образования Московской области.

На всем протяжении отечественной истории, исключая трагические десятилетия ХХ века, Церковь и школа всегда были родственны по духу и задачам. Они стремились воспитать образованного человека, живущего духовной жизнью, совершающего жертвенные подвиги любви ради ближнего и через это обретающего истинный смысл своего бытия.

Творческое наследие выдающихся педагогов Константина Дмитриевича Ушинского и Сергея Александровича Рачинского показывает нам те огромные возможности, которыми обладала церковная по духу школа, воспитывавшая ребенка христианином. Именно К.Д.Ушинскому принадлежат провидческие слова, столь понятные нам сегодня: ?Православие, как и язык, то последнее, после чего начинается гибель народа, если оно будет разрушено?.

Невзирая на известные трудности, Московская епархия достигла заметных результатов в развитии религиозного образования и катехизации. Постоянно растет число духовно-просветительских учреждений, оно уже превышает тысячу. Это церковно-приходские и общеобразовательные средние школы, детские сады и гимназии. Ведется работа в вузах и техникумах. Общее число обучающихся составляет примерно 50 тыс. человек. Центром образовательной деятельности остаются церковно-приходские школы, имеющиеся в 40% приходов епархии. Важным направлением работы является участие духовенства в преподавании, а также в разработке и совершенствовании методики обучения предмету ?Основы Православной культуры?. Проводится множество конференций, семинаров, совещаний с участием и работников образования, и клириков епархии, что позволяет укреплять атмосферу сотрудничества и взаимопонимания. Вслед за министерством и епархией, очень многие, но к сожалению не все, муниципальные управления образованием и благочиния также подписали типовые договóры о сотрудничестве, рекомендованные Координационным советом. Этот орган успешно справляется с поставленной перед ним задачей обеспечивать конструктивное взаимодействие между Министерством образования и Московской епархией.

Сегодня наша совместная работа направлена на восстановление того, что было порушено, на духовно-нравственное возрождение общества, возвращение ему в полном объеме того православного культурного достояния, от которого наши люди были искусственно отторгнуты. Пути достижения этого многообразны.

Прежде всего наши усилия обращены к душе ребенка. Показать маленькому человеку красоту созданного Богом мира, воспитать у детей четкие нравственные убеждения, готовность делать добро и противостоять злу, сформировать у подрастающего поколения творческое отношение к труду, заложить в сердца юных граждан любовь к земному Отечеству и готовность послужить на благо ближнего, ? вот лишь некоторые направления образовательной деятельности, где Церковь и школа могут идти рука об руку.

Особой темой является православное содержание отечественной культуры. На протяжении десятилетий государство- и культурообразующая роль Православия в истории России не только замалчивалась, но и подвергалась намеренным искажениям. Ныне как будто туман рассеялся, и из глубины прошлого удивленным взорам соотечественников предстал совершенно иной, подчас незнакомый облик русской истории, изобразительного искусства и литературы. Скрытые в запасниках, предстали взору древние иконы и полотна выдающихся живописцев, вдохновленных событиями Библейской истории. Произведения русских писателей вновь стали рассматриваться в контексте того духовного основания, на котором возникли. Читателю стало доступно огромное множество духовных стихотворений отечественных поэтов. В совершенно ином свете предстает и наше музыкальное наследие, теснейшим образом связанное с богослужебной жизнью Церкви. Большинство выдающихся деятелей прошлого оказались глубоко верующими людьми.

Восстановление истинного облика отечественной культуры как культуры христианской, культуры православной, вызвало переворот в общественном сознании. Для кого-то это стало шоком и побудило к попыткам ?остановить клерикализацию?. И все же большинство людей восприняли это с радостью и интересом. Однако встал вопрос о необходимости определенной просветительской образовательной работы не только среди детей, но и среди людей старшего поколения.

Поэтому, когда спорят о том, нужно ли преподавать предмет ?Основы Православной культуры? в средней школе, хочется сказать оппонентам: не только детей нужно учить этому, но и взрослых. Конечно, пути осуществления этой задачи могут и должны быть самыми разными.

Рождественские чтения являются одним из важнейших форм нашей работы, которая поможет ознакомлению людей с Православием, будет стимулировать общественную консолидацию на основе высоких духовно-нравственных ценностей и поможет полноценному раскрытию творческого потенциала людей.

Когда мы только еще приступали к организации первых Рождественских чтений, то уже поставили перед собой главную цель ? сделать празднование Рождества Христова всеобъемлющим, соответствующим великому значению этого события. Хотелось, чтобы оно не только было ознаменовано торжественными благолепными богослужениями в наших храмах, как это бывает всегда, но в то же время было многообразно отражено в нашей культурной жизни, в сфере образования. Тем самым мы стремились на деле показать, каково влияние Православия на все стороны жизни общества.

И вот уже в третий раз мы открываем Рождественские чтения в Московской области. Их тематика с каждым годом становится все более разнообразной. На этот раз она включает и празднование юбилейных дат ? 625-летия Куликовской битвы и 60-летия Победы в Великой Отечественной войне, и изучение святынь Подмосковья, и исследования житий святых ? защитников Русской земли, и анализ путей совершенствования преподавания ?Основ Православной культуры? в светской школе, и православное краеведение. Не оставлены без внимания и такие важные аспекты церковной миссии как социальное служение и благотворительность, взаимодействие Церкви и светских образовательных структур в духовно-нравственном воспитании молодежи, развитие молодежного движения и православного воспитания.

Наша задача, во-первых, состоит в том, чтобы Рождественские чтения, которые у нас в Подмосковье проводятся в течение нескольких недель (в этом году с 9 по 29 ноября), состоялись во всех муниципальных образованиях Московской области. Необходимо, чтобы максимальное число наших сограждан стали сопричастниками праздничного торжества. Во-вторых, надо стремиться к тому, чтобы мероприятия, проводимые в рамках чтений были как можно более разнообразными, богатыми по содержанию и привлекательными для аудитории.

В таком случае будет достигнута та цель, которую мы ставим перед собой. А она заключается в том, чтобы придать новые импульсы развитию культуры и образования в Подмосковье, обращая особое внимание на воспитание.

В теме ?Вместе возрождаем Россию?, которую мы избрали для наших чтений в этом году, подчеркивается идея единства в трудах на благо Родины. Мне представляется очень важным, чтобы именно через творческое и заинтересованное участие в образовательной и культурной деятельности преодолевалось разделение между людьми, формировалось твердое убеждение в общей ответственности за судьбу своего народа и своей страны, созревало убеждение, что только верой и любовью возможно достижение не призрачного, а истинного благополучия.

Нам хочется, чтобы приближение конца года, когда проводятся Рождественские чтения, было долгожданным для наших людей. Все будут знать, что смогут поделиться результатами своих трудов и творческих поисков в рамках этого общеобластного форума. Делая все это, мы продвигаемся по пути формирования нового культурного пространства, ориентированного на углубленное осознание людьми общности духовных и культурно-исторических корней, основанного на любви к Родине и к ближнему. Только таким образом мы сможем достичь духовно-нравственного возрождения России.

Реализовать то, о чем только что было сказано, ? непросто. Это дело не одного дня и не одного человека. Да и сами Рождественские чтения не являются разовым мероприятием, а длительным педагогическим процессом. Мы стараемся систематически готовиться к чтениям в течение всего года. Ведь сами Рождественские чтения фактически являются смотром того, что сделано на протяжении предшествовавших 12 месяцев.

В современном мире существует много сложностей, которых не знало прошлое. Например, сегодня людей надо в течение длительного времени убеждать, что какое-то мероприятие не фантом-однодневка, выдуманный честолюбивым организатором, а серьезное дело, рассчитанное на длительную перспективу. В связи с этим, говоря о церковных людях, скажу, что и на отцах благочинных, и на всем духовенстве, и на тех, кто трудится в сфере религиозного образования и катехизации, лежит большая ответственность за то, чтобы творческие начинания людей, желающих участвовать в чтениях, получали развитие и поддержку.

О том, как постепенно входят Рождественские чтения в жизнь Подмосковья, свидетельствует хотя бы значительный рост материалов, присланных в этом году в Московскую епархию и Министерство образования для опубликования.

Схема наших Рождественских чтений своеобразна. Она предполагает торжественное открытие, проведение разнообразных мероприятий на местах и торжественное закрытие с приглашением большого числа участников. Грандиозное по масштабам событие является результатом трудов множества людей. Прежде всего хочу выразить глубокую благодарность губернатору Московской области Борису Всеволодовичу Громову, при доброжелательной и деловой поддержке которого, проходят Рождественские чтения. Моя особая признательность министру образования правительства Московской области Лидии Николаевне Антоновой, а также ее коллегам из министерства за прекрасную организацию Рождественских чтений. Благодаря благожелательному вниманию и содействию глав муниципальных образований проведение наших мероприятий бывает слаженным и согласованным. Большое спасибо отцам благочинным и руководителям образования на местах за высокий уровень эффективного и конструктивного взаимодействия.

Выдающийся педагог XIX века Сергей Александрович Рачинский говорил, что одной из задач школы является пробуждение в учащихся ?духовной жажды?. Пусть подобное стремление к внутреннему обогащению и творческому самовыражению пробуждают у жителей Подмосковья и наши чтения.

Хочу пожелать участникам Московских областных Рождественских чтений успехов в творчестве и исследовательской деятельности. Призываю Божие благословение на вас и ваши труды!


Темы: митрополит Ювеналий


Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.