Выступление митрополита Ювеналия по случаю 15-летия со дня трагической кончины и 70-летия со дня рождения протоиерея Александра Меня

Уважаемые участники встречи!

В этом году 22 января исполнилось 70 лет со дня рождения приснопоминаемого протоиерея Александра Меня. А сегодня мы собрались в день 15-летия его трагической гибели. Воспоминания об этом усердном пастыре Русской Православной Церкви побуждают нас к размышлениям о трагических и в то же время героических страницах истории Православия в России на протяжении прошедшего столетия.

Священное Писание многократно уверяет нас в том, что память о добрых и благочестивых людях пребывает вовек, а образ нечестивцев рассеется, как прах, уносимый ветром, пройдет, как воспоминание об однодневном госте (см. Прем. 5:14).

Недавнее прошлое является подтверждением этого. Для современных молодых людей, только еще вступающих на путь самостоятельной жизни, потребуются специальные разъяснения тех скорбных реалий, в которых жила несколько десятков лет и вся страна, и Русская Православная Церковь. Безвозвратно ушли в прошлое, став достоянием истории, такие понятия как уподномоченный, регистрация, спецхран, политбюро и другие. То, что казалось крепким и непоколебимым, в одночасье исчезло.

Великий русский поэт Борис Пастернак назвал минувшую эпоху в истории России ?годами безвременщины?, то есть периодом бедственным, несчастливым, когда время, как благодатная, дарованная Богом человеку среда осмысленного и целесообразного бытия, как будто перестало существовать, остановленное волной горя и страдания. На самом деле, в прошедшие десятилетия время, конечно, не исчезало, и, напротив было наполнено судьбоносными для Церкви и мира событиями.

Отец Александр Мень совершал свое священническое служение в сложных условиях, когда в России господствовал атеистический режим, на всем протяжении своей истории боровшийся с Православием. Это никогда не прекращавшееся давление носило разные формы, иногда кровавых репрессий, иногда последовательного удушающего ограничения практически всех сторон церковной жизни. И человек, решавший связать свою жизнь с Церковью, открыто заявить о своей вере, немедленно попадал в число подозреваемых. Слежка и доносы, прослушивание телефонных разговоров и перлюстрация корреспонденции становились неотъемлемой внешне сопутствующей частью его существования. Да и это были в общем-то частности, потому что главным являлось ограничение богослужебной и проповеднической деятельности духовенства. Советская власть надеялась, что запрещая священнику общаться с людьми, сможет достичь ?вымирания Православия?. Такова была тщета человеческая побороть Непобедимого, ведь обещал Христос Спаситель, что создаст Церковь Свою, и врата ада не одолеют ее (см. Мф. 16:18).

Милостью Промысла Божия воинствующий атеизм стал достоянием прошлого и гонения на веру прекратились. На протяжении последних пятнадцати лет шел процесс удивительно плодотворного возрождения Церкви в нашей стране. С одной стороны, мы получили возможность исследовать и духовно осмыслитъ плоды минувшего периода; с другой, -приступили к деятельному восстановлению храмов и монастырей, возобновили разнообразные формы общественного служения, в прошлом традиционно присущие Церкви.

Говоря об истории, необходимо прежде всего сказать о прославлении новомучеников и исповедников Российских. Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви в 2000 г. причислил к лику святых целый сонм угодников Божиих, тех наших соотечественников, о которых апостол Павел сказал, что их ?весь мир не был достоин? (Ев. 11:38). Синодальная Комиссия по канонизации на протяжении последующих лет продолжала работу с архивными документами, и Собор новомучеников пополнился новыми именами святых, на сегодняшний день их прославлено 1631 (в Московской епархии - 464). Подвиг страдальцев за веру стал истинным свидетельством Русской Церкви о Христе. Епископы и священники, монашествующие и миряне, несмотря на исключительно тяжелые условия, смиренно совершали свое служение, не сгибаясь под бременем жизненного креста. Главной целью своей жизни они считали исполнение евангельских заповедей, служение Господу и Его Церкви, передачу православного вероучения по крайней мере некоторым (см.: 1 Кор. 9:22). В одной из проповедей отец Александр сказал: ?Кто познал Господа, тот невольно становится Его свидетелем. Поэтому каждый из нас... возвращаясь в дома, в семьи, в повседневную жизнь, должны нести Слово Божие в своем поведении, в своем отношении к людям, в своей вере - во всем, что делает человека христианином. И тогда и нас найдет Господь?.

Буквально на днях вышел в свет двухтомник чудом сохранившихся до наших дней творений священномученика Онуфрия (Гагалюка), архиепископа Курского. Этот выдающийся церковный деятель так писал о тяжких испытаниях, понесенных верующими в XX веке: ?Если исповедание Православия несет его последователям всякие лишения, страдания и даже смерть, если отречение от Православия дает всякие льготы, блага и радости жизни, и однако есть немало христиан православных, открыто заявляющих о своей вере, - разве не видна здесь внутренняя мощь Православия?? Прозирая будущее, святитель верил в возрождение Русской Церкви, утверждая: ?Наряду с врагами Церкви Божией растут, несомненно, и друзья ее; пусть будет их немного, но они сильны своей истиной. Под градом насмешек и притеснений они закаляют свою веру в Бога и преданность Церкви Божией, они встанут на защиту веры и Церкви Православной?.

Нам сегодня явственно видится значение повседневного труда тех священнолужителей, кто возделывал ниву Христову в годы гонений. Им пытались приказать молчать, но они несли людям Слово Божие, их ограничивали во всем, но они не унывали, укрепляясь словами пророка Давида: ?Услышь, Боже, голос мой в молитве моей, сохрани жизнь мою от страха врага? (Пс. 63:2). От православного пастыря требовалось большое мужество и мудрость для того, чтобы не утратить видения главного в своей деятельности. Наши священники могли, конечно, с печалью взирая на жизнь общества, процитировать Священное Писание: ?Между народом Моим находятся нечестивые: сторожат, как птицеловы, припадают к земле, ставят ловушки и уловляют людей? (Иер. 5:26). Но именно в такой мир нужно было идти и трудиться, мудростью и терпением преодолевая все ухищрения безбожников. И не ради самосохранения, а для того, чтобы привести ко Христу тех, кто даже в те мрачные годы его искал. Это была жизнь неброская, полная забот и лишений, но освещенная радостью исполненного долга. Отец Александр как-то сказал: ?сенсаций и лишних проблем я не ищу?, подразумевая, что главным для него является не личная известность, а просвещение максимального числа людей светом Святого Евангелия.

Сейчас только в Московской епархии 20 монастырей и более 1300 храмов. Могут спросить, откуда у народа, чья душа была иссушена безверием, нашлись и силы, и горение духа для восстановления поруганных святынь, многие из которых ныне своим благолепием превосходят то, как они выглядели до осквернения? Ведь и сегодня нас пытаются убедить, что православных верующих у нас считанные проценты населения? Меж тем, то, что мы видим, свидетельствует об ином. Страдающая и гонимая, презираемая и осуждаемая, Церковь донесла до сегодняшнего дня провозвестие Православной веры, и люди откликнулись на этот уверенный призыв.

Отец Александр был ревностным просветителем, стремился к тому, чтобы люди научились читать Священное Писание, больше знали о Боге и Церкви и поняли, что пришествие Спасителя в мир есть высшее свершение в истории человечества, открывшее путь к истинной свободе и жизни вечной. В те годы священнослужителю заниматься исследовательской деятельностью было трудно: не всегда удавалось доставать последние издания, отражающие достижения мировой науки, да и книги отца Александра печатались поначалу за границей, а значит не могли получить действительно широкого распространения дома. Но важен был творческий порыв священника, который привлекал к нему многих.

И сегодня духовные чада протоиерея Александра являются верными чадами Православной Церкви. Думаю, что это лучшее украшение его памяти.

Когда для Церкви наступило время свободы, отец Александр сказал в одном из своих интервью: ?Что обязательно для всех - это развитие православного сознания?. Именно в этом он видел насущную задачу Церкви. И мы видим, что именно на это сегодня направлены усилия нашего духовенства и мирян.

Преодолевая многообразное сопротивление, Церковь постепенно восстанавливает систему духовного образования и для детей, и для взрослых, что открывает людям возможность приобщиться к духовным сокровищам христианского наследия и стать сопричастными достоянию отечественной культуры, взращенной на идеалах Православия.

Невиданных масштабов достигло православное книгоиздательство, сделавшее вновь доступными для всех желающих и Священное Писание, и творения святых отцов, и жития святых и жизнеописания подвижников благочестия, и произведения старых и новых богословов, множество вероучительной литературы, полезной для тех, кто только вступает в церковную ограду. Словом, христианская книга вернулась в нашу жизнь.

Достаточно широко стали распространяться православные средства массовой информации, хотя мы подчас высказываем претензии к качеству некоторых из них. Тем не менее, журналы и газеты, телевизионные и радиопередачи, посвященные православной тематике, стали неотъемлемой частью нашей жизни. Я уже не говорю об Интернете, в котором существуют сотни православных сайтов, и образовательного, и информационного, и дискуссионного характера.

Мы в Московской епархии стремимся к тому, чтобы создать единое православное культурное пространство Подмосковья. Для этого ежегодно в ноябре-декабре проводятся ?Рождественские чтения?, которые охватывают практически все города и поселки. Таким образом, в конференциях, семинарах, круглых столах, выставках и конкурсах могут принять участие даже жители самых отдаленных уголков области. И главной целью этого в высшей степени демократического форума является стремление к тому, чтобы свет Христов просветил всех.

Пятнадцать лет назад еще нельзя было и подумать о том, чтобы священники могли посещать больницы, дома престарелых и детские дома. И уж совсем невероятной представлялись проповедь и молитва священника в военной части или в тюрьме. Сегодня и благотворительность, и душепопечительство со стороиы духовенства не только воспринимаются как нечто совершенно естественное и необходимое, но и крайне востребованы.

Конечно, трудно успеть осуществить все, что задумано. Ведь до сих пор нам нехватает священников и православных педагогов. Прошлое все еще дает о себе знать. Но мы исполнены надежд на помощь БОЖИЮ. Господь не оставляет Свою Церковь милостью и дает новых тружеников. Недавно прошли вступительные экзамены в нашу епархиальную Коломенскую Духовную семинарию, и я с радостью убедился в том, что не иссякает поток молодых людей, избравших сложную жизненную дорогу. Их ожидает служба в храмах, которые еще предстоит окончательно восстановить, и скудные материальные условия. Однако, по опыту наших выпускников знаю, что церковные люди не унывают. Восприняв доброе научение наставников в духовной школе, молодые клирики самоотверженно приступают к исполнению возложенного на них послушания, отдавая себя без остатка главному делу жизни и памятуя слова Священного Писания: ?если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению: управь сердце твое и будь тверд? (Сир. 2:1-2).

Оглядываясь назад, мы с радостью видим, что трудный путь, пройденный нашей Церковью в XX веке, оказался плодотворным. Господь очистил свой народ в горниле испытаний, сохраняя верных на пути, ведущем ко спасению. В Божием милосердии был неколебимо убежден отец Александр Мень, который говорил: ?История имеет смысл, и я верю, что в ней не погаснут живые огни добра и правды?.

Сегодня я передаю для музея рукописные подлинники автобиографии отца Александра и его прошения о рукоположении в священный сан. Эти документы свидетельствуют о выборе его сердца, которому он оставался верен до конца своей жизни.

митрополит Ювеналий

© 2001—2018 Московская Епархия Русской Православной Церкви
119435, Москва, Новодевичий проезд, 1/1
(499) 246-08-81 (обращаем внимание на необходимость набора кода 499 перед номером)