Главная/Новости/2005/Апрель/13/

Педагогический семинар в Красногорском районе

13 апреля 2005 г. в Красногорском лицее ? 4 прошел районный семинар на тему ?Воспитание толерантности у подростков?. В семинаре приняли участие начальник управления образования Красногорского района Т.В. Швейниц, руководитель отдела по делам молодежи администрации Красногорского района Г.И. Столярова, ведущий специалист управления образования О.Н. Доскаль, директор лицея ? 4 Л.С. Панина и заместители директоров по воспитательной работе практически всех школ, лицеев и гимназий района ? всего около 40 человек.

По желанию педагогов на семинар был приглашен и благочинный церквей Красногорского округа, настоятель Успенского храма Красногорска протоиерей Константин Островский. Его выступление было озаглавлено ?Любить ближнего и любить истину?. Слово ?толерантность? происходит от латинского ?tolerantia ? терпение? и означает терпимость, снисходительность к кому- или чему-либо. В самом этом значении заключается для нас и важность, и необходимость, и опасность толерантности.

Потому что любить ближнего и любить то, что он делает, ? вещи очень разные. Естественно для матери любить своего сына, даже если он злоупотребляет алкоголем, но неестественно и грешно любить и уважать само его пьянство. В словах ?человек покончил с собой ? это его выбор? заключается отнюдь не терпимость и снисходительность, а безразличие к человеку, неверие в вечность человеческой личности и, как следствие, потворство греху.

Заповедь о любви к ближнему безгранична, тут нет никакой неопределенности. И так же нет никакой неопределенности в том, что добро мы должны любить, а зло должны стараться уничтожить. Но с терпимостью, снисходительностью, толерантностью вопрос решается не так просто. Как по отношению к людям, так и по отношению к явлениям.

О толерантности по отношению к людям хорошо сказал один из древних святых отцов: ?Если ученик слушается тебя, руководи им, и он получит пользу. Если он противится тебе, уступай ему, тогда сам получишь пользу. Но если от его непослушания страдает все братство, необходимо пользу многих предпочесть своей?.

Речь шла об отношении настоятеля монастыря с его учениками, монахами. В приложении к школьной ситуации можно ту же идею высказать следующим образом: ?Учитель, в первую очередь, должен сам быть человеком нравственным; во-вторых, он должен наставлять в нравственности своих учеников; в-третьих, если кто-то упорно не хочет соблюдать нравственные нормы, учитель может не сразу удалять такого человека, дать ему возможность исправиться; но, в-четвертых, если дурное поведение ученика разлагает других учеников, тем паче ? устои всего учебного заведения, учитель должен позаботиться не только о соблюдении свободы непослушного, но и о нравственной пользе других?.

Говоря о толерантности к различным явлениям, нужно обратить внимание на то, что терпеть зло и оправдывать зло ? вещи разные. Много, с чем приходится смиряться, но, терпя ложь и зло рядом с собой, мы не должны в своем сознании смешивать ложь и истину, добро и зло. Нельзя признавать, что ложь равна истине и добро равно злу.

То, что на практике иногда зло пользуется даже большими правами, чем добро, не меняет сути дела. Нравственность человека должна опираться на высшие принципы, а не на уголовный кодекс. Если какая-то деятельность не преследуется по закону, это вовсе не означает, что она уже и не есть зло. За половые извращения и некоторые виды наркомании людей не сажают в тюрьму, но горе, если педагог не считает их злом.

Со злом мы должны всеми силами бороться. Не всегда у конкретного человека и даже у общества в целом этих сил хватает для победы, но одно дело, когда во время войны армия занимает оборонительную позицию или даже в порядке отступает, и совсем другое дело, когда солдаты дезертируют или ? еще хуже ? переходят на сторону врага.

Мы должны быть терпимы и снисходительны ко всякому человеку, но далеко не ко всякому явлению.

Темы: Красногорский округ


Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.