На первой седмице Великого поста

13 марта в Неделю сыропустную или в Прощеное воскресенье митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил Чин прощения в Успенском храме Новодевичьего монастыря. ?Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших?, (Мф. 6:14-15) ? возвещает нам Евангелие и еще: ?Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой? (Мф.5:23-24). ?Сегодня, когда мы стоим на пороге Святого и Великого поста, я радуюсь, ? сказал Владыка митрополит, ? что Господь привел вас в храм Божий, чтобы здесь с молитвы, с Божьего благословения начать подвиг поста, воздержания и покаяния. Мы никогда не должны забывать те слова, которые слышали сегодня за Божественной литургией, ибо напрасен наш путь покаяния, если сердце полно злобы, негодования, и нет в нем примирения с ближними?.

В чем истинная цель поста? Для многих, если не для большинства православных христиан, пост состоит из формальных, большей частью отрицательных, правил: воздержание от скоромной пищи (мяса, молочного, яиц), танцев, может быть, и кинематографа. Мы до такой степени удалены от настоящего духа Церкви, что нам иногда почти невозможно понять, что в посте есть что-то другое, без чего все эти правила теряют большую часть своего значения. Это нечто другое можно лучше всего определить как атмосферу, настроение, прежде всего состояние духа, ума и души, которые в течение семи недель наполняют нашу жизнь.

Эта постная атмосфера, это ни с чем не сравнимое состояние духа создается в значительной степени особенностями богослужения. Если рассматривать их в отдельности, они могут показаться непонятными правилами, которые надо формально исполнять; но взятые в целом ? открывают и сообщают нам саму сущность поста, показывают, помогают почувствовать ту светлую печаль, в которой подлинный дух и дар поста.

Первые четыре дня Великого поста вечером в православных храмах читается Великий канон преподобного Андрея Критского ? вдохновенное произведение духовной поэзии, молитвословие, излившееся из глубины сокрушенного сердца святого человека. Вслушиваясь в слова канона, христианин как бы заново проживает жизнь всего мира и соотносит ее со своей собственной жизнью. Православные люди всегда стараются не пропустить этих поразительных по силе воздействия на душу служб.

14 марта в понедельник Первой седмицы митрополит Ювеналий совершил чтение Великого канона в Новодевичьем монастыре. За богослужением молились архиепископ Можайский Григорий, клирики Новодевичьего монастыря и множество богомольцев, пришедших в храм. ?Гряди окаянная душе с плотию твоею, Зиждителю всех исповеждься, и останися (хранись, удаляйся, воздержись) прочее (наконец) преждняго безсловесия (неразумия, нерассудительности), и принеси Богу в покаяние слезы?, ? словно словесным молотом ударяют эти слова по нашему самолюбию. Окаянный, безумный?! Так назван каждый, кто грешит, кто не живет по заповедям и не желает своего исправления. Очнись человек! Загляни в глубь своей души, чтобы увидеть в ней свою неправоту, грех, пороки, ужаснись сему и покаяйся ? призывают нас умилительные песнопения Великого поста. Без преувеличения можно сказать, что у святых отцов, духовных писателей и создателей песнопений Постной Триоди, было одинаковое, единое понимание человеческой души. Они действительно знают духовное искусство покаяния, и каждый год в течение поста дают всем, кто имеет уши, чтобы слышать, и глаза, чтобы видеть, возможность воспользоваться их знанием.

Трудно сказать однозначно, что привлекает такое множество людей сегодня в храм на великопостное богослужение. Здесь нет ничего яркого, разнообразного. Темные облачения, служба ? длиннее обычного, более монотонная, кажется, почти бездвижная. Через определенные промежутки времени священник выходит из алтаря и читает одну и ту же короткую молитву преподобного Ефрема Сирина, и после каждого ее прошения все присутствующие в церкви кладут земной поклон. И так в течение долгого времени люди стоят в этом единообразии молитвы. Но в конце мы сознаем, что эта продолжительная и единообразная служба необходима для того, чтобы мы почувствовали тайну и богослужение оказало благодатное воздействие на наше сердце. Мало-помалу какое-то таинственное преображение начинает совершаться в нас. Как будто мы попадаем в такое место, куда не достигают шум и суета жизни, улицы, всего того, что обычно наполняет наши дни и даже ночи, ? место, где вся эта суета не имеет над нами власти. Все это происходит оттого, что душа наша прикоснулась к ?иному миру?.

Сегодня установилась прекрасная традиция ? посещать не только храмы, но и монастыри во время Великого поста. Люди едут в них, чтобы помолиться, отдохнуть душой от вседневной суеты, потрудиться во славу Божию. Один из таких монастырей посетил во вторник митрополит Ювеналий. Свято-Троицкий Белопесоцкий женский монастырь расположен в живописном месте вдоль реки Оки. Удаленность этой древней обители от столицы не смущает множество паломников, которые приезжают сюда. После теплой душевной беседы с сестрами монастыря архипастырь во вторник совершил чтение канона преподобного Андрея Критского, а также постриг в рясофор инокини Фотинии (Кулешовой). За богослужением также молились архимандрит Роман (Гаврилов), благочинный монастырей Московской епархии, священник Олег Оводков, благочинный церквей Ступинского округа и клирики монастыря.

По средам и пятницам (и еще некоторым особым праздникам) в течение всего Великого поста служится Литургия Преждеосвященных Даров, во время которой верующим предлагаются для причащения Святые Дары, освященные прежде ? на предыдущей полной Литургии по чину святителя Василия Великого или святителя Иоанна Златоуста и сохраняемые в ковчежце на престоле. Первую такую Литургию митрополит Ювеналий совершил в Коломенской Духовной семинарии. За Божественной литургией Владыке митрополиту сослужили протоиерей Николай Кочанкин, ректор Коломенской Духовной семинарии, игумен Григорий (Щелкунов), настоятель Старо-Голутвина Богоявленского монастыря, священник Владимир Пахачев, благочинный церквей Коломенского района, а также клирики Коломенского благочиния. За Литургией был рукоположен во диакона преподаватель семинарии, помощник проректора по воспитательной работе Сергий Кулемзин. Украшением службы стало пение семинарского хора под управлением иеромонаха Константина (Островского). В назидательных песнопениях вечерни звучали слова: ?Постящеся братие телесне, постимся и духовне: разрешим всякий союз неправды... всякое списание неправедное раздерем, дадим алчущим хлеб и нищия бескровные введем в домы ? да приимем от Христа Бога велию милость?. Вторя этой стихире, святитель Иоанн Златоуст говорит: ?Ты постишься? Напитай голодных, напои жаждущих, посети больных, не забудь заключенных. Утешь скорбящих и плачущих; будь милосерден, кроток, добр, тих, долготерпелив, незлопамятен, благоговеен, истинен, благочестив, чтобы Бог принял и пост твой и в изобилии даровал плоды покаяния?. По окончании богослужения митрополит Ювеналий обратился к собравшимся с поздравлением с Великим постом и пожелал всем помощи Божией.

После общей трапезы в актовом зале состоялась традиционная беседа архипастыря с семинаристами и преподавателями. Владыка обратил внимание на повседневный внешний вид и поведение студентов. Как у пастыря, так и у готовящихся вступить на этот путь, должен быть опрятный вид. У священника ? приличествующая его духовному званию одежда. Согласно древним традициям, необходимо предпочитать одеяние и обувь темного цвета. Избравшие путь пастырского служения должны во всем показывать пример, быть усердными в учебе и в труде. Владыка митрополит посетовал на то, что, к сожалению, учащиеся не проявляют должного горения в изучении преподаваемых им дисциплин, не проявляют инициативы в написании научных трудов. Для повышения заинтересованности семинаристов в научных исследованиях архипастырь предложил создать богословско-исторический кружок, который возглавит священник Петр Иванов, доктор исторических наук.

Монашеский постриг
На прощание Владыка подарил всем учащимся по солидному тому избранных творений святителя Филарета Московского, небесного покровителя города Коломны.

Дальнейший путь лежал в Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь, где митрополит Ювеналий встретился с настоятельницей игуменией Ксенией (Зайцевой) и сестрами обители. Беседа была, конечно, о самом главном ? о спасении души, о том для чего человек уходит в монастырь и как важно исполнение данных им обетов. Все поступившие в монастырь обязуются проводить жизнь воздержную и скромную. Но истинный пост не только в телесном воздержании, но и, как говорит святитель Василий Великий, в уклонении от злых дел. ?Постимся постом приятным (т.е. тем постом, который принимается Богом), благоугодным Господеви: пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение (прекращение), оглаголания (злословия), лжи и клятвопреступления. Сих оскудение, пост истинный есть?, ? говорится в стихире на стиховне в понедельник на Первой седмице Великого поста. Пост в соединении с молитвой ? главное оружие монашествующих, и они никогда не должны забывать об этом. Не случайно постригающийся в монахи в первую очередь говорит, что он пришел в монастырь, желая жития постнического. Затем митрополит Ювеналий в Троицком храме Ново-Голутвина монастыря совершил иноческие и монашеские постриги. В мантию были подстрижены: инокиня Наталия (Иванова), инокиня Ирина (Бондарева), инокиня Марина (Вавилова), инокиня Ия (Жаренова), инокиня Наталия (Ступакова), инокиня Татиана (Родкина). Все они получили имена новомучениц Московской епархии. ?Эти люди, избрав раз и на всегда для себя путь служения Христу, никогда уже не сходили с него. Быв лишены возможности жить в монастыре, они жили в миру как в обители, исполняя монашеские правила и служа ближним. Все они были расстреляны лишь за то, что были верующими и предпочли смерть измене Христу. И вам я желаю подражать этим святым, имена которых вы получили?, ? сказал Владыка митрополит. Рясофорный постриг приняли: Наталия Куянова, Анна Мищенко, Ольга Коробейникова, Наталия Панафидина. Любовь Бузина и Светлана Рындина получили благословение на ношение подрясника и были приняты в число послушниц.

В этот же день в архиерейских покоях состоялась деловая встреча митрополита Ювеналия с главой города Коломны В.И. Шуваловым. Были обсуждены вопросы подготовки к приему в Коломне 8 сентября Святейшего Патриарха Алексия, проведение юбилейной конференции по случаю 625-летия Куликовской битвы и 60-летия Великой Победы, а также традиционных праздников, которые проводятся совместно духовенством и руководством города. В беседе была констатирована возможность Коломне стать в 2007 г. столицей проведения всероссийских празднований Дня славянской письменности и культуры. Его Высокопреосвященство также выяснил перспективу открытия храмов, до сих пор занятых различными учреждениями.

Вечером митрополит Ювеналий при большом стечении верующих совершил чтение Великого канона в Тихвинском храме Коломны.

В четверг Владыка митрополит читал канон преподобного Андрея Критского в Успенском храме Новодевичьего монастыря.

в Тихвинском храме Коломны

Вот уже почти 1200 лет Великий покаянный канон читается за великопостным богослужением в храмах и воспринимается верующими также, как и тогда, когда был написан преподобным песнотворцем. В нем мы в духовном свете созерцаем события, описанные в Священном Писании Ветхого и Нового Завета. В тропарях канона персонажи Священной истории то представляют нам высокие образцы святой жизни, то, примерами своего глубокого падения, побуждают к строгому трезвению. Ум человека, слушающего канон, видит в нем высокие духовные истины, осуществленные в жизни ветхозаветных патриархов, судей, царей и пророков, поучается в евангельских притчах, а сердце, жаждущее спасения, то поражается глубокой скорбью о грехах, то восторгается стойким упованием на Бога, всегда готового принять грешника. ?Душе моя, душе моя, востани, что спиши? Конец приближается, и имаши смутитися; воспряни убо да пощадит тя Христос Бог, везде сый и вся исполняяй?, ? поется в кондаке Великого канона. Восстань, человек, от глубокого греховного сна, не откладывай покаяние, ведь ты не знаешь когда закончишь свой жизненный путь. Наша жизнь коротка и незаметно приближается ее конец. Какие добрые дела принесешь ты Богу и людям? Торопись, дабы и тебе быть помилованным и спасенным.

18 марта в пятницу митрополит Ювеналий возглавил Литургию Преждеосвященных Даров в Троицком соборе города Подольска, после которой совершил молебен святому великомученику Феодору Тирону и чин освящения колива (рис или пшеница, сваренные с медом). По окончании богослужения Владыку митрополита приветствовал настоятель собора протоиерей Александр Ганаба, который сравнил архипастыря с духовным военачальником, прибывшим обозреть тех, кто по призыву Церкви Христовой, выступил на борьбу с грехом в своем сердце, делах, мыслях и чувствах. ?Воистину, так было, когда великие полководцы лично, сами, приходили в окопы к сражающимся и те, воодушевленные, одерживали победу. Ваше молитвенное предстательство воодушевляет нас на подвиг Великого поста?, ? произнес отец настоятель. В ответном слове митрополит Ювеналий сказал: ?Святая Христова Церковь предлагает современному человеку, всем православным христианам свой многовековой опыт спасения души. Какое духовное богатство приобретаем мы, находясь в течение этой недели в храме Божием! В призывах к покаянию, ярко и образно Церковь показывает нам как глубину падения людей так и великое Божие милосердие к кающимся людям. Как бы ни согрешал человек, если он кается, то не отвергается Господом и с любовью принимается. Я очень рад на исходе Первой седмицы Великого поста посетить город Подольск, этот святой храм и вознести молитву Господу... От души желаю вам пройти спасительный путь поста и в радости духовой встретить Светлое Христово Воскресение?. Архипастырь также поздравил протодиакона Владимира Ганабу с наступающим юбилеем ? 50-летием диаконской хиротонии и пожелал здоровья, долголетия и многой помощи Божией.

В пятницу вечером на Первой седмице Великого поста по традиции во всех храмах совершается исповедь. ?Грехи оплаканные, исповеданные и разрешенные, ? говорит святитель Феофан Затворник, ? уже не в нас, или не на нас. Они тоже, что сучья, отрубленные от дерева: когда любили грехи, они были на дереве жизни нашей живыми ветвями и питались от него; когда же мы отвратились от них, раскаялись и исповедались, ? этим действием мы отсекли их от себя?. В субботу утром каждый, кто получил разрешение грехов, со смирением и осознанием своего недостоинства приступает к Чаше Господней, чтобы причаститься святых Тела и Крови Христовой во оставление грехов, в здравие души и тела и в жизнь вечную. В этот день митрополит Ювеналий совершил Божественную литургию в Успенском храме Новодевичьего монастыря. Ему сослужили архиепископ Можайский Григорий, священник Александр Самойлов, благочинный церквей Сергиево-Посадского округа, клирики Новодевичьего монастыря. Храм был переполнен молящимися. ?Сегодня завершается первая седмица Великого поста. И с большой радостью хочу сказать, что все вы явились послушными сынами и дочерьми Церкви, последовав ее призыву к борьбе с грехом. По милости Божией, причастившись Святых Христовых Таин, все мы сподобились быть участниками той Тайной Вечери, которую совершил Господь со своими учениками перед крестными страданиями. Я призываю вас не ослабевать в подвиге поста. Особенно старайтесь воздерживаться от суесловия, от злобы, ненависти и всякой неправды?, ? заключил свое слово Владыка.

Этот день стал особым для священника Александра Самойлова, благочинного церквей Сергиево-Посадского округа. После Божественной литургии митрополит Ювеналий совершил его монашеский постриг с наречением имени Иоанн, в честь святого праведного Иоанна Кронштадского. Обращаясь к иеромонаху Иоанну, Владыка митрополит в частности отметил, что земля наша наводнена сегодня лжепроповедниками, сектантами, а народ духовно непросвещен, поэтому порой нужно за руку, как слепых, вести его к познанию истины и бдительно охранять от лжеучений. Он пожелал, чтобы Господь по молитвам святого праведного Иоанна Кронштадского дал новопостриженному мудрости, терпения, ревности в пастырском служении на благо Церкви Христовой.

В воскресенье 20 марта в праздник Торжества Православия митрополит Ювеналий принял участие в торжественном богослужении в Храме Христа Спасителя, которое возглавил Святейший Патриарх Алексий. Его Святейшеству также сослужили архиепископы Истринский Арсений, Орехово-Зуевский Алексий, епископы Киринский Афанасий, представитель Патриарха Александрийского и всей Африки при Патриархе Московском и всея Руси, Филиппопольский Нифон, представитель Патриарха Антиохийского и всего Востока при Патриархе Московском и всея Руси, Зарайский Меркурий, Дмитровский Александр, Люберецкий Вениамин, клирики Московской епархии, а также представители Поместных Православных Церквей.

По окончании Литургии был совершен чин Торжества Православия. В своем слове по окончании молебна, обращаясь к собравшимся, Святейший Патриарх сказал: ?Сегодня мы вспоминаем тех, кто утверждал святую Православную веру. В этот день перед образами Спасителя и Божией Матери мы молитвенно вспоминаем установление и возрождение иконопочитания. Взирая на святые иконы, мы обращаемся к Спасителю, Пречистой Его Матери и святым угодникам, прося помощи и заступления для каждого из нас на его жизненном пути. Пусть святая Православная вера укрепляет нас в нашем жизненном подвиге, дабы не только по имени мы были православными христианами, но и чтобы вся наша жизнь соответствовала евангельским идеалам, чтобы, взирая на нас, окружающие видели, что мы действительно являемся последователями Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа?.

иеродиакон Петр (Дмитриев)

митрополит Ювеналий

© 2001—2018 Московская Епархия Русской Православной Церкви
119435, Москва, Новодевичий проезд, 1/1
(499) 246-08-81 (обращаем внимание на необходимость набора кода 499 перед номером)