Доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия

на годовом Епархиальном собрании,
проведенном в московском Новодевичьем монастыре
20 декабря 2004 г.

(печатается в сокращении)

Ваши Высокопреосвященство и Преосвященства, всечестные отцы, матери настоятельницы и настоятели святых обителей!

По традиции, приступая к подведению итогов прошедшего года, мы молитвенно вспоминаем почивших священнослужителей. В этот период от жизни временной в жизнь вечную перешли 9 пастырей Московской епархии:

  1. Протоиерей Николай АРТЕМЬЕВ
  2. Священник Олег ВЛАСОВ
  3. Протоиерей Димитрий ДУДКО
  4. Протоиерей Валентин ДЯТЛОВ
  5. Протоиерей Александр КОМИН
  6. Протоиерей Алексий ОСИПОВ
  7. Протоиерей Виктор ПАНОВ
  8. Священник Олег ПЕЧЕНИЦЫН
  9. Протоиерей Владимир СМИРНОВ

Пропоем им вечную память.

Самым значительным событием уходящего года был проведенный с 3 по 8 октября Архиерейский Собор Русской Православной Церкви.

Уже 12 октября в Коломне состоялось собрание благочинных при участии Ректора Коломенской Духовной семинарии, Епархиального совета, секретарей Епархиальных Комиссий, настоятельниц и настоятелей монастырей, настоятелей единоверческих приходов, где мы говорили о работе и основных решениях Архиерейского Собора и проанализировали вопросы текущей жизни Московской епархии. Всем были розданы документы Собора. Я поручал отцам благочинным на очередных благочиннических собраниях ознакомить Вас с его результатами. Уверен, что отцы благочинные справились с этой задачей. По этой причине не буду говорить о докладах на Соборе и о принятых им документах. Укажу лишь, что в своих решениях Собор обратил внимание на проблемы церковного возрождения. Причислены к лику общецерковных святых 14 подвижников. Зримо наметились пути примирения с Русской Зарубежной Церковью.

Божией милостью в уходящем году в нашей епархии продолжалось движение к всестороннему развитию церковного служения. Мы с вами являемся соработниками на бескрайней ниве Господней, стараясь исполнить повеленное нам Спасителем мира. Плодами наших пастырских трудов являются не только восстановленные прежде порушенные святыни, но и духовное просвещение омраченных грехом человеческих душ.

Хочу привести статистику, которая дает представление о нашей Епархии.

В 2004 году в 20 монастырях и 1013 приходах Московской епархии служение совершали 1117 человек, из них:

Священников? 1004
Диаконов? 113.

Было совершено 79 хиротоний.

Из них:иерейских? 40
диаконских? 39.

Из других епархий принято 7 священников.

Перешли в другие епархии 3 священника и 1 диакон.

Почислено за штат по возрасту, состоянию здоровья и другим причинам 5 священников.

Запрещены в священнослужении 10 священников и 1 диакон.

Количество храмов ? 1205, из них вновь построенных ? 105.

В последние годы неуклонно возрастает образовательный уровень епархиального духовенства. Так, по данным отчетного года, насчитывается 563 священнослужителя, имеющих богословское образование,

Из них:

Окончивших духовные семинарии? 421
Окончивших духовные академии? 104
Окончивших Свято?Тихоновский гуманитарный университет? 38
73 священнослужителя имеют ученую степень:

? бакалавра? 22
? кандидата богословия? 51
? магистра богословия? 1

Священнослужителей, имеющих высшее светское образование ? 320

Из них 24 имеют ученую степень:

? кандидата наук? 21
? доктора наук? 3

В осуществлении управления епархией мною, как и в прошлые годы, использовались предложенные Уставом Русской Православной Церкви административные структуры, т.е.: Епархиальный совет, Епархиальное управление, благочиния, Епархиальные комиссии, Приходские собрания, Приходские советы. Проводились совместные мероприятия с учреждениями Правительства Московской области, общественными организациями.

Епархиальный совет, являющийся коллективным помощником Управляющего Московской епархией, провел в отчетном году 16 заседаний. За это время им было рассмотрено 34 прошения о рукоположении людей, не имеющих полного богословского образования, из них 21 было удовлетворено.

Перед Епархиальным советом отчитывались о полученных ими знаниях и практических пастырских навыках 84 священнослужителя. Из них 24 было направлено на переподготовку под руководством благочинного. К сожалению, приходится констатировать, что продолжают иметь место факты, когда человек, получивший священный сан, решает, что он достиг пика своего духовного образования и уже не нуждается ни в каком научении, его задачей является самому всех ?научать?. Из такого внутреннего посыла и развивается столь печальное для нынешнего времени явление, метко названное Святейшим Патриархом ?младостарчеством?. Задачей проведения аттестации рукоположенного духовенства является побуждение клириков непрестанно вести работу над собой, заниматься повышением уровня своих знаний. Дело не в справке, которую вы получите на Епархиальном совете о прошедшей аттестации, а в том, что, находясь на своих приходах, вы являетесь лицом Церкви, и по вашему образу мыслей, действий, жизни, люди судят о ней. Никто не допустит к операции хирурга, который не прошел очередную переаттестацию, и не подтвердил свое право вмешиваться в человеческий организм. Как же мы можем дерзать, не работая над собой, касаться более важного, чем организм человеческий ? его души!

Успешно трудилось и Епархиальное управление, немногочисленное по своему составу, но весьма эффективное по работе, что позволяло мне оперативно осуществлять связь и руководство даже самыми отдаленными по расстоянию монастырями и приходами. Однако, нет предела совершенству, в том числе и организационному. В истекшем году мы начали использовать новую форму коммуникаций, такую как электронная почта. Я думаю, нам следует развивать это направление, чтобы не терять ни дня, ни часа для координации служения на местах.

В управлении епархией, как и в прежние годы, я успешно пользовался помощью отцов благочинных.

Благочинный является представителем митрополита на районном уровне.

Благодаря оперативным контактам с благочинными, удавалось разрешать возникающие проблемы на местах. Нагрузка благочинных очень большая: на них возложена персональная ответственность и за состояние подведомственных им храмов и за духовно-нравственную атмосферу прихода и за все виды общественно-социальной деятельности в благочинии. Они часто участвуют в общественно значимых мероприятиях в районах и городах.

Нельзя не отметить, что есть плеяда, если можно так сказать ?ветеранов? ? благочинных, не по возрасту, а по стажу и плодотворным трудам, за которые я им благодарен.

В начале 90-х годов прошлого столетия перед нами стояла задача: в кратчайшие сроки дать возможность жаждущим церковной молитвы людям быть участниками полноценной духовной жизни при восстанавливаемых ими из страшнейшего разрушения храмах. Мы пошли на беспрецедентное решение, аналогией которого может быть разве что апостольское время. Я стал рукополагать благочестивых мирян, не имеющих богословского образования, но искренно желающих, невзирая ни на какие внешние трудности, послужить Богу и людям. И это было оправданно. ?Божественная благодать всегда немощная врачующая и оскудевающая восполняющая? помогла совершить чудо, которому мы свидетели: восстановлены из небытия храмы и монастыри, которые сейчас являются основой церковной жизни в нашей епархии. В настоящее время Архиерейским Собором определено в дальнейшем не рукополагать в священнослужители лиц без систематического богословского образования. Сказанное, конечно, не исключает, что по долгу своей архиерейской совести, я имею право рукополагать достойных кандидатов. Но вы должны знать, что это теперь будет не правилом, а исключением. Я призываю настоятелей, имеющих в своих приходах юношей, стремящихся к служению Церкви в священном сане, рекомендовать им поступать в духовные школы. При этом нужно быть очень ответственным при направлении молодых людей на эту стезю. Прежде всего, необходима уверенность в их призвании.

За эти годы нам удалось поставить на должный уровень учебный процесс в Коломенской Духовной семинарии, включая заочное обучение. Я выражаю благодарность ректору протоиерею Николаю Качанкину и в его лице преподавательскому составу и всем труженикам за жертвенный самоотверженный труд. Хочу отметить, что из более чем тысячного состава духовенства мы избрали на преподавательскую стезю, как их дополнительное служение, всего несколько десятков образованных и способных к этому священнослужителей. Среди негативных явлений хочу отметить участившиеся пропуски занятий преподавателями по недостаточным основаниям. Обещаю, что нерадивых будем заменять лучшими кадрами.

Желая улучшить качество работы, я произвожу время от времени некоторую ротацию в составе благочинных, надеясь, что новоназначенные умножат усилия в координации трудов на ниве Божией.

Новым шагом в организации нашей работы является преобразование восьми епархиальных комиссий в епархиальные отделы, что было своевременным в связи со значительно возросшим объемом работы по каждому направлению, курируемому той или иной комиссией. Председателям новообразованных отделов хочу сказать: ваша новая должность дана вам как новый импульс к более углубленной сосредоточенной работе, которая должна доходить до каждого прихода и в идеале ? до каждого человека в Московской епархии. Мы не раз слышали о том, что 90% населения Подмосковья ? православные, хотя бы по происхождению. Наступило время активизировать просветительскую деятельность. Именно с этой целью я дал указание составить миссионерские карты. Каждый настоятель должен знать пределы своей ответственности. Ищите действенные апостольские формы проповеди. Знайте, что не пойдут люди к сектантам и раскольникам там, где неустанно трудится истовый благоговейный, самоотверженный пастырь, любящий людей. Не обратятся к заезжим лжеучителям те, кто чувствует духовную заботу о себе и попечение служителей Церкви в их бедах и горестях. И наоборот: люди, обиженные грубым и невежественным пастырем убегут к лжеучителям, радушно и приветливо завлекающим их в свои секты.

Просвещение должно доходить до каждого пришедшего в храм. Во многих приходах перед службой в храмах распространяют воскресные листки. В них даются евангельские и апостольские чтения дня на русском языке, помещаются молитвословия, жития празднуемого святого, а также новомучеников, материалы о которых у вас теперь есть, ибо в 5 томах изданы жития новомучеников и исповедников Российских Московской епархии.

Отрадным явлением стало и издание приходских и благочиннических газет, брошюр и альбомов, рассказывающих о жизни в благочиниях, монастырях и приходах. Такую работу следует продолжать и совершенствовать.

Задача отдела по религиозному образованию: предложить эффективные методики преподавания в воскресной школе, проводить обмен опытом между преподавателями, семинары, научные конференции, материалы о которых могли бы послужить пособиями для изучения православного наследия. Большой проблемой является отсутствие достаточного количества наглядных пособий, соответствующих современному менталитету обучаемых детей. Иными словами, в этой области перед нами бескрайнее поле деятельности. И не жалейте на это приходских средств.

Отдел по работе с молодежью является одним из динамично развивающихся. У нас появились и некоторые достижения. Работа с молодежью требует своего специфического подхода и знаний о молодежных сообществах. Как святые отцы золотого века, изучая классические науки языческого мира, делали их орудием христианского богословия, так необходимо и нам, переосмысливая известные и устоявшиеся методики работы с молодежью, наполнять их православным содержанием.

Недавно я назначил председателем отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями нового руководителя ? протоиерея Михаила Ялова. Надеюсь, что приобретенный им опыт, известный нам по статьям в ?Московских Епархиальных Ведомостях?, станет новым импульсом к развитию пастырского душепопечения среди наших воинов. Архиерейский Собор особенно обратил внимание на этот аспект церковной деятельности. Молодой человек, призванный под стяги Отчизны, должен чувствовать заботу о себе Матери-Церкви. Перспективы развития этого служения, конечно, зависят не только от нас. Но если нам предоставляется возможность вести пастырскую деятельность среди воинов, мы должны с честью выполнить эту святую миссию.

Успешно продолжалась реставрация порушенных святынь нашей Епархии и строительство новых храмов. Думаю, что при открывающихся возможностях предпочтительней строить каменные храмы, кирпичные, потому что деревянные, как вы знаете, не раз поджигались, что тяжело переносить. Я думаю, что и не следует гнаться за сложной архитектурой. Не везде ведь найдутся средства на это. А в деревнях лучше строить маленькие храмики, которые недорого и быстро можно соорудить. Пользуйтесь временем, пока есть возможность строить.

Мы совершаем освящение храмов только тогда, когда все полностью подготовлено к этому великому событию и внутри и снаружи, и освящаем сразу все приделы, имеющиеся в этом храме. Однако радость о новопостроенных или отреставрированных святынях порой омрачается видом незакрывавшихся храмов, находящихся порой в убогом состоянии. Прошу отцов благочинных обратить на это внимание и в срочном порядке приступить к необходимой реставрации таких церквей: средства там есть, но нет усердия.

Благолепие должно касаться не только внешнего вида храма, но и совершаемого в нем богослужения. Не каждому дан дар проповеди, захватывающей сердца и души людские, но каждый священник призван к истовому молитвенному, благоговейному совершению службы. Православное богослужение впитало в себя глубину мудрости богословия, высоту евангельского учения, огненную силу благовестия. Чтение за богослужением должно быть внятным, пение ? молитвенным. Сожалею, что до сих пор общенародное пение не стало распространенным явлением в приходах нашей епархии, несмотря на мои неоднократные призывы.

Слава Богу, что сейчас священник желанный посетитель в больницах, где его радушно встречают и медицинский персонал, и больные. Это налагает на нас большую ответственность. Евангельский призыв прийти к болящему касается не только священнослужителей, но и мирян, и думается, что наступило время повсеместно организовывать для этого прихожан, чтобы следуя зову Господню, пойти к тем, кто так нуждается в слове христианской поддержки и хотя бы в минимальной реальной помощи. Отдел по благотворительности и милосердию должен помогать максимальному развитию этого движения. В своих определениях Архиерейский Собор ?? обращает внимание на необходимость заботы о заштатном духовенстве, а также вдовах священнослужителей и неимущих членах их семей?. Их не такое большое число и отцам благочинным следует позаботиться о них.

Считаю необходимым обратить внимание и на такое нездоровое явление в нашей Церкви, когда пишут иконы не канонизированным личностям, размещают их в храмах и употребляют перед ними молитвословия. Речь идет о царе Иване Грозном, Григории Распутине и других. Я подробно доложил об этом Собору и представил исследования по данному вопросу, проведенные Синодальной Комиссией по канонизации святых. Я также приводил слова Святейшего Патриарха, о тех, кто сеет смуту и раздор в Церкви такими деяниями. И в своих документах Собор обратил на это серьезное внимание, предостерегая и священнослужителей и чад церковных.

Финансовая деятельность Епархиального управления, как и в прошлые годы, обеспечивалась взносами от приходов и монастырей. Благодарю за эти отчисления средств, которые дают нам возможность осуществлять свое служение. Но считаю необходимым обратить внимание, что восстановленные храмы и монастыри должны пересмотреть свои возможности в сторону значительного увеличения перечислений на нужды Епархиального управления. Благочинным же следует больше вникать в финансовую жизнь подведомственных им монастырей и приходов, дабы добросовестно и по пастырской совести выполнялись мои указания по этому вопросу.

В этом году мы торжественно отмечали 10-летие возрождения монашеской жизни в Московском Новодевичьем монастыре и в Спасо-Преображенском Гуслицком мужском монастыре; 15-летие ? в Свято-Троицком Ново-Голутвином женском монастыре. Одна обитель является в архитектурном смысле жемчужиной, признанной ЮНЕСКО, другая почти полностью восстановлена и имеет около 100 насельниц, а третья при двух насельниках требует еще множество трудов ? эти юбилеи наша общая радость. И спасибо всем настоятелям и настоятельницам обителей за святой самоотверженный подвиг.

На Соборе епископ Орехово-Зуевский Алексий делал доклад о монастырской жизни. Из его доклада следует, что во всех епархиях имеются проблемы в монастырской жизни. Есть свои сложности и у нас. Надеюсь, что с Божией помощью мы справимся и с монастырскими и приходскими проблемами.

В этом году отмечалось 75-летие Московской области. На торжественное празднование этой даты в Кремлевском Дворце Губернатор Б.В.Громов приглашал всех благочинных, настоятелей и настоятельниц монастырей. Очень было радостно видеть множество представителей нашей епархии на форуме такого уровня. Один этот факт свидетельствует о тех теплых отношениях, которые сложились у нас в последнее время с руководством Московской области. Центральный печатный орган области газета ?Подмосковье? еженедельно публикует на целую страницу все, что мы готовим от епархии. Доброе сотрудничество с губернатором, правительством и думой Московской области помогает преодолевать нам те трудности и препятствия, которые сейчас встречаются у всех в России. Один из примеров тому ? оперативное разрешение проблемы с налогом на имущество.

Мы имеем заметные достижения в развитии сотрудничества с Министерством образования Московской области. В настоящее время в нескольких вузах Подмосковья уже официально проводятся курсы повышения квалификации для педагогов, преподающих факультатив ?Основы Православной культуры?. Событием огромного значения стали Вторые Московские областные Рождественские образовательные чтения. Рождественские чтения будут регулярными, поэтому прошу вас рассматривать подготовку к ним как часть постоянной просветительской работы монастырей и приходов. Следует совершенствовать и развивать сотрудничество с органами народного образования при проведении Пасхальных фестивалей, Дней славянской письменности и культуры, а также Рождественских елок.

В уходящем году нас постигла трагедия в Беслане.

Я обращался к вам в связи с этим событием. Наша епархия активно откликнулась, перечислив в фонд помощи пострадавшим, 2 миллиона 760 тысяч рублей.

Всем нам предстоит празднование 60-летия Победы. Священный Синод утвердил в Русской Православной Церкви новый Орден святого благоверного князя Дмитрия Донского. Им будут награждаться ветераны. В связи с этим я прошу отцов благочинных до 1 февраля сделать представление к наградам ветеранов Великой Отечественной войны. Это относится к священникам, диаконам, церковным служителям, алтарникам, звонарям, уборщикам, сторожам. При таких представлениях следует указывать ? ветеранских удостоверений, чтобы это было по документам, а не со слов, дабы не допустить недоразумений. Мы представим эти списки Святейшему Патриарху для награждения новоучрежденным орденом.

Я прошу продумать всех благочинных, как повсеместно встретить это событие. Во-первых, в подведомственных вам храмах должны совершаться благодарственные молебны и панихиды. Следует посетить ветеранов: или в госпитале, или, может быть, в семьях, или на общих встречах.

В наступающем году предстоит юбилей 625-летия Куликовской битвы. Это событие исторически связано с нашей епархией. 500-летие Куликовской битвы, как известно, отмечалось всероссийски в Коломне. Московская епархия будет готовиться отметить этот праздник.

Вы знаете, что у нас в епархии заключены соглашения с областными министерствами и комитетами. Имеются соглашения благочинных с местными властями. Нужно продолжать эту практику там, где это еще не сделано. Обращаю внимание, что следует поддерживать нормальные деловые отношения с представителями государственной власти. Были случаи, когда священник, увлекшись тем, что сейчас во всем неограниченная свобода, храм заложил, строить начал. А ничего не оформил. Только взял благословение у архиерея на эту деятельность, а не сделал то, что полагается: землю оформить, разрешение на строительство получить. Подобная безграмотность не должна допускаться, не могут повторяться и недосмотры благочинных.

О почитании новомучеников. У нас входит в практику, когда на приходах имеются их иконы, жития. Уже 440 новомучеников московских прославлено. Следует составлять им богослужебные тексты, в первую очередь тропари. У нас есть епархиальная богослужебная комиссия, которая внимательно рассматривает представляемые им службы и молитвословия.

Хочу сказать об отпусках и выезде заграницу. К сожалению, у нас бывают самовольные отлучки за границу, а за такие нарушения полагаются канонические взыскания. И если кто-то думает, что на буднях у них нет службы, то никто не узнает и не заметит его исчезновения ? он ошибается. Бывает и другое ? подают по несколько раз прошения о выезде и отпуске, когда он уже использован, а благочинный пишет ?Согласовано?, ?Не возражаю?. Напоминаю: у нас такой общий порядок ? если на приходе клир из священников не менее двух, там они имеют право на месячный отпуск, если один священник ? только двухнедельный отпуск с пропуском одного воскресенья, не больше. Вот, когда благочинный визирует, он должен специальный журнал иметь и писать с какого по какой день был его подопечный священник в отпуске.

Наш журнал ?Московские Епархиальные Ведомости? привлекает к себе широкое внимание, и можно было бы радоваться. Но некоторые разделы становятся скучными. Новости из благочиний поступают безликие, только с описанием имен участников, нет содержательных описаний и размышлений, никакого энтузиазма духовного, никакого назидания. Просил бы подумать о том, если у вас нет дара писания, найдите другого благочестивого, надежного христианина, грамотного. Не называйте его пресс-секретарем. Это просто ваш личный помощник. Поручайте таковым добротно, грамотно излагать для нашего печатного органа описание приходской жизни.

В этом году издан прекрасный фолиант ?Монастыри и Храмы Московской епархии?, который отражает объективную и всестороннюю картину состояния наших святынь в Подмосковье. Моя глубокая благодарность протоиерею Николаю Погребняку, который откликнулся на мой призыв, прозвучавший на прошлом собрании найти спонсоров для этого издания.

Остановлюсь подробнее на организации Епархиального церковного суда. До сих пор у нас такого органа не было, хотя в Уставе Русской Православной Церкви, который был принят в 2000 г., в 7 главе об этом указывалось. 1 октября с.г. Священный Синод принял постановление:

?1. Принять ?Временное положение для епархиальных судов и епархиальных советов, выполняющих функции епархиальных судов? для руководства им епархиальными судами, а в случае их отсутствия епархиальными советами.

2. Рекомендовать Преосвященным архиереям использовать ?Временное Положение для епархиальных судов и епархиальных советов, выполняющих функции епархиальных судов? для организации церковного судопроизводства во вверенных им епархиях и в течение двух лет представить свои отзывы о применении данного ?Временного Положения?.

Чтобы дать представление о характере этого суда я хотел бы зачитать несколько его положений. ?Полнота судебной власти в епархии принадлежит епархиальному архиерею. В случае очевидного (не требующего дополнительного исследования) нарушения, находящимися в юрисдикции епархии членами и каноническими подразделениями Русской Православной Церкви священных канонов епархиальный архиерей осуществляет судебную власть единолично? (Гл.2 ст.2 п.1). В нашей епархии так до сих пор и было: если все очевидно, я сразу принимал решение. Если что-то неясно ? направлял этот вопрос на изучение благочинному. Если вопросы оказывались сложными, я создавал епархиальную комиссию, которая расследовала, докладывала мне, а после этого я принимал решение, или результаты работы комиссии передавал на рассмотрение Епархиального Совета.

О делах, подлежащих ведению епархиальных судов. Они рассматривают: "по отношению к клирикам ? дела по обвинению совершения деяний, влекущих за собой канонические прещения в виде временного или пожизненного запрещения в священнослужении, извержения из сана, отлучения от Церкви; ? по отношению к монашествующим, а также к послушникам и послушницам ? дела, по обвинению совершения деяний, влекущих за собой временное отлучение от церковного общения или отлучения от Церкви; ? по отношению к мирянам, относящихся к разряду церковно-должностных лиц, ? дела по совершению деяний, влекущих за собой отлучение от церковного общения или отлучения от Церкви; ? иные дела, которые по рассмотрению епархиального архиерея требуют дополнительного исследования? (Гл.1.ст.5 п.1). Таким образом, для рассмотрения в суд идут те дела, которые определяет правящий архиерей, если ему нужно изучение того или иного вопроса.

Теперь о составе епархиального суда. Согласно Положения он ?? состоит не менее чем из 5 судей, имеющих епископский или священнический сан. Председателем епархиального суда может быть лицо в епископском и в священническом сане. Председателя, заместителя председателя, и секретаря епархиального суда назначает епархиальный архиерей. Остальные судьи епархиального суда избираются епархиальным собранием по представлению епархиального архиерея? (Гл.2.ст.7 пп.1-3), что мы сегодня и сделаем. При вступлении в эту должность они дадут присягу перед Крестом и Евангелием.

В соответствии с Положением полномочия Председателя епархиального суда определяются следующим образом.

?Председатель епархиального суда назначает время заседаний епархиального суда и ведет эти заседания; представляет епархиальному архиерею на рассмотрение протоколы заседаний епархиального суда и иные материалы дела; представляет епархиальному архиерею на утверждение решения епархиального суда; осуществляет иные полномочия, необходимые для епархиального судопроизводства? (Гл.2 ст.8 п.1).

Сегодня мною на эту должность назначен секретарь Московского Епархиального управления, настоятель Троицкого собора города Подольска протоиерей Александр Ганаба.

Думаю, мне нет нужды его представлять вам, так как в течение последних четырнадцати лет он выполняет послушание одного из моих непосредственных помощников. Назначение протоиерея Александра на должность председателя епархиального суда связано еще и с тем, что в период с 1992 по 1997 годы он приобрел опыт участия в судопроизводстве, занимаясь по моему благословению вопросом освобождения от раскольников Богоявленского собора в г.Ногинске. Этот судебный процесс длился 4 года и 9 месяцев. Было проведено 34 судебных заседания, из которых 2 проходили в Президиуме высшего Арбитражного суда Российской Федерации.

Мне представляется, что такой опыт с учетом наличия у него богословского образования и многолетней работы в качестве секретаря Епархиального совета, который у нас практически выполнял функции епархиального суда, поможет отцу Александру достойно исполнять возлагаемое на него послушание.

О заместителе Председателя епархиального суда во временном положении сказано следующее.

?Заместитель Председателя епархиального суда готовит дело к рассмотрению в епархиальном суде; по поручению Председателя епархиального суда проводит заседания епархиального суда; выполняет иные необходимые для епархиального судопроизводства поручения Председателя епархиального суда? (Гл.2 ст.8 п.1).

На этот пост я назначил настоятеля Михаило-Архангельской церкви города Сергиева Посада протоиерея Вячеслава Тулупова. Он является кандидатом богословия. У отца Вячеслава опыт более двухдесятилетнего пастырского служения, 5 лет он работал в Издательском отделе Московской Патриархии. Ученая степень была ему присвоена за работу ?Святоотеческое учение о страхе Божием?. Думаю, сама тематика, в которую углубленно вникал отец Вячеслав, будет способствовать правильному подходу к исполнению возложенных на него обязанностей.

Около семи лет протоиерей Вячеслав преподавал в Московской Духовной семинарии, этот опыт весьма пригодится ему, так как в функции суда входит скрупулезный разбор всех обстоятельств рассматриваемых дел и их систематизация, для чего необходим аналитический склад ума, который и присущ отцу Вячеславу. То, что он принимал участие в подготовке к изданию восьмитомника ?Настольная книга священнослужителя?, не лишнее тому доказательство. Хочу процитировать слова из характеристики, данной ему благочинным: ?? зная его многие годы, свидетельствую о нем, как о прекрасном человеке, хорошем семьянине, добром пастыре и ученом муже. Интеллектуальные способности выделяют его среди всех клириков благочиния. Это подтверждается тем, что он более всех занимается издательской деятельностью. Многие годы возглавляет окружную комиссию по работе с молодежью? Начитан, легко общается с людьми. Будучи строгим к себе, бывает строг и к другим, обосновывая свое мнение учением или канонами Церкви?.

Надеюсь, что я сделал правильный выбор, благословив протоиерею Вячеславу Тулупову нести еще одно ответственное послушание.

Секретарем епархиального суда я назначил настоятеля Троицкой церкви села Троицкое Мытищинского района священника Владимира Шарова. Об обязанностях секретаря суда сказано следующее:

?Секретарь епархиального суда осуществляет прием, регистрацию и представление соответствующему епархиальному суду заявлений о церковном правонарушении и иных документов, адресованных епархиальному суду, ведет протоколы заседаний епархиального суда; рассылает вызовы в епархиальный суд; доводит до сведения всех участников судебного разбирательства вступившие в законную силу решения епархиального суда; несет ответственность за ведение и хранение архива епархиального суда? (Гл.1.ст.8 п.3).

Когда я проводил собрание благочинных в городе Коломне, то обратился к его участникам с просьбой представить возможных кандидатов в епархиальные судьи, особенно из духовенства, имеющего юридическое образование. Дело в том, что сам процесс судопроизводства, особенно все, что касается сбора показаний, протоколов и оформления официальных бумаг и документов, требует особых талантов и прилежания.

Отец Владимир родился в 1974 году, служил в армии 1992-1993 годы, с 1994 по 1999 годы обучался на заочном отделении Талды-Курганского юридического института, который закончил с отличием.

В 1995 году был рукоположен во диакона и далее в пресвитера, и с тех пор совершает служение в селе Троицком, воссоздав величественный храм Святой Троицы.

Отец Владимир в период с 1999 по 2002 годы обучался в Коломенской Духовной семинарии. Предполагаю, что изложенные данные позволяют нам надеяться, что обязанности секретаря епархиального суда по плечу священнику Владимиру Шарову.

В заключение хочу напомнить непреходящие слова Святителя Иоанна Златоуста, которые обращены ко всем нам: ?Тот, кто молится за весь город, ? что я говорю за город? ? за всю вселенную, и умилостивляет Бога за грехи всех, не только живых, но и умерших, тот каким сам должен быть? Даже дерзновение Моисея и Илии я почитаю недостаточным для такой молитвы. Он так приступает к Богу, как бы ему вверен был весь мир и сам он был отцом всех, прося и умоляя о прекращении повсюду войн и усмирении мятежей, о мире и благоденствии, о скором избавлении от всех тяготеющих над каждым бедствий частных и общественных?

Священник должен быть не только чист так, как удостоившийся столь великого служения, но и весьма благоразумен и опытен во многом, знать все житейское не менее обращающихся в мире... Так как ему нужно обращаться с мужами, имеющими жен, воспитывающими детей ? исполняющими общественные дела и облеченными властью, то он должен быть многосторонним; говорю ? многосторонним, но не лукавым, не льстецом, не лицемером, но исполненным великой свободы и смелости и однако умеющим и уступать с пользою, когда потребует этого положение дел, быть кротким и вместе строгим. Нельзя со всеми подвластными обращаться одинаковым образом, также как врачам нельзя лечить всех больных одним способом, и кормчему ? знать одно только средство для борьбы с ветрами. И корабль Церкви волнуют постоянные бури; эти бури не только вторгаются извне, но зарождаются и внутри, и требуют от священника великой внимательности и тщательности. Bcе эти разнообразные действия направляются к одной цели ? к славе Божией, к созиданию Церкви? (Святитель Иоанн Златоуст. Слово шестое о Священстве).

митрополит Ювеналий

© 2001—2018 Московская Епархия Русской Православной Церкви
119435, Москва, Новодевичий проезд, 1/1
(499) 246-08-81 (обращаем внимание на необходимость набора кода 499 перед номером)