Подписано соглашение о сотрудничестве с Министерством культуры Московской области

17 марта 2004 г. в конференц-зале Архиерейских палат в Коломне митрополит Ювеналий и министр культуры правительства Московской области Г.К.Ратникова подписали Соглашение о сотрудничестве между Московской епархией Русской Православной Церкви и Министерством культуры Московской области. На торжественном собрании, посвященном этому событию присутствовали глава Коломны В.И.Шувалов, епископ Видновский Тихон, секретарь Московского Епархиального управления протоиерей Александр Ганаба, благочинные церковных округов Московской епархии и ответственные работники Министерства культуры Московской области. Перед подписанием документа глава Коломны В.И.Шувалов отметил, что заключаемое сторонами соглашение является закономерным итогом работы по духовному возрождению Подмосковья.

Министр культуры Г.К.Ратникова в своем слове говорила о том, что соглашение открывает возможность для конструктивного развития сотрудничества между Церковью и работниками культуры, прежде всего в области восстановления храмов и монастырей. Далее к собравшимся отбратился митрополит Ювеналий:

«Сегодня древняя Коломна принимает ответственных деятелей культуры и благочинных церковных округов, прибывших в этот духовный центр Подмосковья, чтобы присутствовать при подписании Соглашения между Московской епархией и Министерством культуры Московской области. Появление этого документа давно назрело и является насущно необходимым. Более того, если размышлять о нынешнем событии в связи со сложными перипетиями нашей недавней истории, станет ясно: настал глубинный переворот во взаимоотношениях между Церковью и теми, кто трудится на ниве культуры. Мы вправе говорить о настоящей революции, только, конечно, в позитивном смысле этого слова. Но нужно с удовлетворением свидетельствовать и о том, что настоящая встреча стала возможной в результате глубинного и широкого всестороннего прогресса в деле духовного возрождения Подмосковья в минувшие годы.

На протяжении более чем тысячи лет народ, окормляемый и вдохновляемый Церковью, созидал на Русской Земле многогранную самобытную и высоко духовную культуру. Проповедь веры христианской обрела благоприятную почву в сердцах русских людей, создавших культуру, которая подобно большому ветвистому дереву выросла на основе Святого Православия. Русская Православная Церковь, как заботливый садовник имела непрестанное попечение об этом древе, оберегая от зловредных воздействий и добиваясь появления добрых и прекрасных плодов.

Именно с пришествием на Русь благодатного света Христовой истины появилась письменность, разработанная братьями-славянами равноапостольными Кириллом и Мефодием. Монастыри от начала стали не только подлинными училищами благочестия, но и центрами образования и книжности. Заложенные учеными святителями и церковными подвижниками культурные традиции, основанные на незыблемых вечных нравственных ценностях, были восприняты и развиты великими русскими писателями. Если бы письменность имела в нашем Отечестве иную, не церковную основу, тогда мировая культура не знала бы такого уникального явления как русская литература, проповедующая первичность нравственного идеала и духовного смысла жизни.

Вместе с Православием наши предки восприняли, глубоко осмыслили и ярко продолжили искусство иконописи, раскрывающее при помощи красок высочайшие богословские истины. Взращенное на этой благодатной почве, искусство живописи в русской культуре всегда стремилось раскрыть перед зрителями благолепие мира, сотворенного Господом, и подлинную красоту человека, созданного по образу и подобию Божию.

Обратимся к архитектуре. Тут мы увидим, как русский гений воплощал в зримых формах каменного и деревянного зодчества свои представления о правильном устройстве взаимоотношений Бога и человека, а также людей между собой. Все в храме служит для укрепления человека в вере, надежде и любви. Иногда зримое свидетельство величия Божественного замысла о предназначении человека, предстающее в архитектурных формах, оказывается столь же убедительным, как и многотомные трактаты о явлении Божественной истины в мире.

Не подлежит сомнению тот факт, что именно в храмах Божиих началось развитие как мирового, так и отечественного музыкального искусства. Великие русские композиторы непрестанно обращались к сокровищнице церковного музыкального наследия, обретая в нем неисчерпаемые духовные силы для творчества.

Даже беглый экскурс в прошлое нашего Отечества показывает, что нет ничего более нелепого, чем противопоставление Русской Церкви и русской культуры. Напротив, я уверен, что если попытаться гипотетически удалить из русской культуры все, имеющее под собой православное основание, — то мы получим явление, которое не только нельзя будет назвать русским, но и мало будет похоже на культуру.

ХХ век был трагическим для России. Вихрь насильственной ломки общественного сознания, навязанный жестокой рукой, репрессии и гонения губительным смерчем пронеслись над страной. Милостью Божией, время горя и страданий людских позади. Не наше дело в мстительном порыве искать виноватых, мы призваны к лучшему — к любви и созиданию, к трудам и заботам сегодняшнего дня. Все сидящие в этом зале объединены добрым стремлением преодолеть то неестественное средостение между Церковью и культурой, которое оставалось данностью нашей жизни еще в начале 90-х годов прошлого столетия.

Как только верующим была предоставлена свобода деятельности, Русская Православная Церковь и, в частности, Московская епархия, которой Бог судил мне управлять почти три десятилетия, буквально бросились спасать то бесценное православное культурное наследие, которое к тому времени еще не было уничтожено.

В 1977 году сто тридцать действующих церквей Московской епархии находились в сравнительно хорошем состоянии. Однако, ни для кого не секрет, что в то же время около тысячи храмов — памятников культуры были „приговорены“ к исчезновению, так как они, по словам одного из чиновников тех времен, „не подлежали реставрации“. И тогда я бросил клич ко всем людям, не только осознающим себя в ограде Церкви, но и тем, кто чувствует на себе вину за грехи отцов и дедов, разрушавших культурное достояние нашей Родины. Я призывал брать для восстановления все, что возможно, даже если это будет остов храма без крыши и окон, или остаток колокольни, или перестроенное и обезображенное бывшее церковное здание, или даже просто оставшийся от него фундамент. Я просил приходские общины брать все, что нам возвращают, и начинать возрождение святынь с молитвы, уповая на помощь Божию и жертвенный труд человеческий.

Никто из сидящих здесь не виноват, что в условиях новой России не появилось идей о создании программ спасения культурного наследия и, в первую очередь, порушенных и оскверненных храмов и монастырей. Представьте, что получили бы мы, церковные люди, если бы бездействовали, пока будут подготовлены все документы, необходимые для подлинной научной реставрации, в необходимом объеме выделены средства на каждый памятник истории и культуры. В таком случае, за прошедшее десятилетие было бы отреставрировано самое большее около десятка храмов. Остальные сотни наших национальных святынь безвозвратно исчезали бы с лица Подмосковной земли.

А сейчас на необъятных просторах Московской епархии восстановлено и отреставрировано в первозданном, а порой и еще лучшем виде 345 храмов, на той или иной стадии реставрации, близкой к завершению, находятся 399 храмов. Кроме того вновь построена 101 церковь.

В связи с этим хочется выразить глубокую благодарность тысячам простых русских людей, в первую очередь прихожанам, которые, будучи малообеспеченными, порой отказывая себе в самом необходимом, совершили дело спасения погибавших храмов, нашего культурного наследия. По справедливости надо отметить также и самоотверженных сотрудников государственных учреждений, и в частности музейных работников, которые, получая буквально нищенскую зарплату, движимые духом патриотизма и гражданской ответственности, сохраняли в годы лихолетья и безвременья то, что можно было уберечь в тех условиях.

Я попытался несколькими широкими мазками нарисовать общую картину состояния дел в области сохранения церковного культурного наследия, что имеет непосредственное отношение к сегодняшней встрече. Весьма отрадно, что мы сегодня подписываем Соглашение о сотрудничестве между Министерством культуры Московской области и Московской епархией Русской Православной Церкви. Хочу отметить, что значение этого события не только в юридических формулировках документа, но гораздо больше в том новом духе, который пронизывает текст соглашения. Это дух доброй воли и взаимного сотрудничества. Это дух не упреков, а взаимопомощи. Это дух не унылой констатации имеющихся прискорбных проблем, а творческих поисков их преодоления. Это дух возрождения и раскрытия всех богатств духовной сокровищницы русской культуры.

В практическом плане перед нами стоит множество серьезных задач. Сейчас на территории Московской епархии действует более тысячи храмов и 19 монастырей. К сожалению, не все они обрели статус памятников истории и культуры. Можно сколько угодно абстрактно рассуждать о ценности исторического наследия. Однако, это необходимо юридически оформить в каждом конкретном случае. Иначе государственные чиновники, опираясь на положения законодательства, будут обоснованно отказывать тому или иному „объекту“ в льготах, полагающихся памятникам истории и культуры. Между тем, в условиях рыночной экономики для любой приходской общины, восстанавливающей храм без всякого государственного финансирования, огромным подспорьем послужит хотя бы такое обстоятельство, как освобождение от налога на землю.

Еще одним важным вопросом несомненно является оформление охранных зон вокруг церковных зданий. Не мне вам, специалистам в области культуры, объяснять, что значит среда нахождения памятника. Традиции русского храмоздательства предполагали, что церкви — эти духовные центры округи — строились всегда там, откуда были видны далеко окрест. Если мы совместно не предпримем энергичные усилия, может случиться так, что прекрасные древние храмы окажутся изолированными от внешнего мира окружением агрессивно-безвкусной современной застройки. Думаю, у нас есть возможность совместно серьезно проработать эти вопросы. Каждый наш памятник должен быть охраняем законом.

В последнее время наблюдается стремление проявлять больше заботы о восстановлении исторического и культурного наследия России. Появляются как федеральные, так и региональные программы. Перед нами стоит задача выработать правильный механизм включения в эти программы тех или иных объектов. Говорю об этом потому, что в подходе к данному вопросу сегодня наблюдается определенный волюнтаризм. Бывает, что в список подлежащих финансированию попадают, а подчас и многократно, отнюдь не приоритетные памятники.

Моими представителями в каждом районе являются отцы благочинные. Это ближайшие мои помощники, которые несут ответственность не только за состояние церковной жизни, миссию социального служения, но и за реставрацию, восстановление и надлежащее сохранение храмов — нашего общенародного духовного наследия. Естественным для благочинных, находящихся на местах, является тесное сотрудничество с органами Министерства культуры. Нам нужно наработать новую практику взаимного общения, направленную на скорейшее достижение искомого результата. Думаю, мы оставим в невозвратном прошлом такие подходы, когда к приходу, в аварийном порядке устанавливающему крышу над разрушающимся зданием, пытались применить штрафные санкции „за неправильное ведение реставрации“. Хочется надеяться, что при помощи ученых специалистов, которыми располагает Министерство культуры, и консервация, и реставрация будут проходить с учетом реальностей жизни.

Вероятно, мы встанем перед необходимостью разработки нового типа охранных договоров. В свое время, когда мной был согласован текст такого договора, настоятели на местах его подписывали. Вряд ли есть необходимость начинать кампанию по замене этих документов. Для тех приходов, которые еще не имеют охранного договора, на основе действующего законодательства и в соответствии с нашим соглашением может быть составлен новый тип договора.

В начале своего выступления я уже упоминал о стержневой культурообразующей роли Православной Церкви в России. Подписываемое нами соглашение откроет новые возможности для проведения целого спектра совместных культурных программ, как постоянно действующих (например, к праздникам Рождества и Пасхи, к дню памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия и др.), так и специальных художественных конкурсов и концертов, выставок и фестивалей. Силы для этого имеются с обеих сторон.

Трудно охватить все многообразие предстоящей нам совместной деятельности. Мы исполнены самых светлых надежд на будущие свершения, и для этого имеются основания. За последние годы сложились отношения взаимоуважения и доброго соработничества между Московской епархией и губернатором Московской области Б.В. Громовым, который придает огромное значение духовному возрождению Подмосковного края. Мы благодарны и министру культуры правительства Московской области Галине Константиновне Ратниковой за то, что она самоотверженно трудится на благо отечественной культуры. Важно, что предстоящая впереди большая работа на благо нашего народа является нашей совместной задачей. Надеюсь, при помощи Божией то важное духовное дело, которое мы сегодня с вами совершаем, даст свои благодатные плоды».

После подписания соглашения состоялся концерт духовной музыки, на котором выступили хоры Коломенской Духовной семинарии под управлением иеромонаха Константина (Островского) и Ново-Голутвина монастыря под управлением игумении Ксении (Зайцевой).

митрополит Ювеналий, епископ Тихон, Коломенский округ, администрация Московской области

© 2001—2019 Московская Епархия Русской Православной Церкви
119435, Москва, Новодевичий проезд, 1/1
(499) 246-08-81 (обращаем внимание на необходимость набора кода 499 перед номером)