Главная/Библиотека/Вестник Московской митрополии/№5 за 2016 год/

И. Пятилетова. Сказания о древнем чудотворном Кресте Господнем из Дмитрова

Древнейшей святыней из Дмитровского Успенского собора, оберегавшей город и его жителей на протяжении нескольких столетий, было изображение Животворящего Креста Господня (ныне входит в коллекцию Третьяковской галереи и находится в Москве в храме Николы в Толмачах), явившееся 825 лет назад.

Согласно преданию, в 6800 г. (1290/1291), во время великого княжения Димитрия Александровича (сына Александра Невского), в пятницу перед Пятидесятницей, слепая от роду девица, купаясь в реке Яхроме, на берегах которой стоял древний Дмитров, внезапно прозрела. Пораженная дневным светом и совершившимся над ней чудом, девица от радости закричала. На ее крик собрался народ и монахи из Никитского монастыря, расположенного неподалеку. Всем собравшимся было явлено другое чудопо реке Яхроме, против ее течения, плыло деревянное изображение Животворящего Креста Господня.

Крест монахи взяли в Никитский монастырь Дмитрова, а о чуде донесли епархиальному начальству.

Неизвестно точно, когда была исполнена в дальнейшем просьба духовенства и граждан Дмитрова о дозволении перенести крест в главный храм городаУспенский собор. Предание сохранило лишь сведения о том, что после перенесения, по данному обету, в дни храмовых праздников в приходских церквах Дмитрова святыню носили в крестных ходах, начиная со дня явления его в городес пятницы перед Пятидесятницей.

Первым печатным изданием, посвященным истории Дмитровской святыни, стала книга протоиерея Дмитровского Успенского собора Димитрия Касаткина «Сказание о древнем чудотворном кресте Господнем, находящемся в Успенском соборе города Дмитрова, Московской губернии», изданная автором в 1895 г. В ней отец Димитрий указывал на письменные свидетельства явления креста, относящиеся к XVII в.

«Древних записей о чудесном явлении св. креста и о чудесах, бывших от него в прошедшие века, никаких не сохранилось. Если и имеются у немногих из жителей какие записи, то все они не восходят далее двухсот лет, и написаны или со словпо преданию, или списаны с других рукописей, но тоже не сохранившихся до нашего времени, хотя во всех рукописях упоминается один и тот же год явления креста – 1291 г., в седьмую пятницу после Пасхи, а жители, по преданию, единогласно указывают и на то место, где он явился, и на чудесное прозрение слепорожденной девицы, которая первою увидела необыкновенный свет от новоявленного креста Господня»1.

Сохранилось и рукописное древнее «Сказание о Дмитрове», составленное из списков с памятников XV и XVI вв. и содержащее записи о явлении чудотворного креста. Само сказание, по-видимому, существовало в разных списках и передавалось из поколения в поколение среди дмитровчан и духовенства не только письменно, но и в устных преданиях.

На это сказание ссылались многие исследователи истории Дмитрова, оно упоминается в работах дмитровских исследователей Д.Касаткина и Н.Былова, его пытался отыскать архивист С.М.Померанцев, справедливо предполагая, что оно могло попасть в Румянцевскую библиотеку (сейчас РГБ).

Приведем фрагмент текста древнего «Сказания о Дмитрове», содержащий упоминание о кресте.

«Явився чудотворящий крест Господень в Никитском монастыре, в пяток пред Пентикостием града Корсуни, в лето 6800, в бытность диака Афанасия Коробина, по его сказке, игумена Феодосия с братиею, келаря Онуфрия, казначея Власия. А о кресте описание взято в Переславль в Данилов монастырь игуменом Феофаном Польским для свидетельства чудного креста в лето 6911 (1403). А в Никитском монастыре было 83 брата и при оном монастыре было 700 тяглецов бобыльских домов, платежа с них было 832 рубля 61 копейка.

А описание креста писано по описанию Дмитрия Болдина верхней доски 74 листа по 5 строк 6978 (1470) года. Сие явление оного креста было во дни князя Даниила Александровича Московского в лето 6800»2.

Слова Сказания «явився Крестграда Корсуни» следует принимать не буквально в том смысле, какой мы вкладываем в нынешнее понятие «корсунский крест». На протяжении ранней истории в России под эпитетом «корсунский» прежде всего понимали все то, что имеет отношение к Византии, к истинному православию, к той вере, которую принял в Корсуни великий князь Владимир и распространил ее на русской земле: от Киева до Новгорода.

Ну и конечно, из Византии именно через Корсунь (а потом из самой Корсуни) поступали в Русь священные предметы: иконы, книги, церковная утварь, кресты, парчовые ткани и пр. Это уже позже, когда форма православного креста приобрела свое многообразие в русле утвердившегося канона, отдельно «выделился» корсунский крест, как четырехконечный, процессуальный или запрестольный. Но вероятнее всего, автор «Сказания о Дмитрове», называя крест корсунским, сообщает о том, что он был выполнен корсунскими мастерами.

Как же выглядит крест из Дмитровского Успенского собора, явившийся в 6800 г. и называемый сегодня Голгофским или Яхромским?

Это семиконечный сосновый крест с изображением на нем Распятого Христа. Каталог Древнерусской живописи под ред. Т.Антоновой, выпущенный Третьяковской галереей, относит сам Дмитровский крест к концу XIII в., а поновленную живопись к первой трети XVI в., ко времени правления в Дмитровском уезде князя Юрия Ивановича (1503–1533), дяди Ивана Грозного.

Далее приведем слова протоиерея Димитрия Касаткина:

«Лицо Спасителя мертвенно бледное, брови почти прямые, глаза и уста слегка полуоткрыты, голова немного наклонена и почти лежит на правом плече, руки распростерты прямо, длани открыты во всю длину.

Все краски на кресте так темны, что черты лица можно хорошо рассмотреть только при сильном солнечном или огненном освещении, и то снявши слюду, которою Он весь покрыт. Возобновить же и оживить несколько краски не решаются по совету блаженной памяти Высокопреосвященнейшего Филарета, и потому крест святой сохраняется в том первобытном виде, в каком он явился. (Святитель Филарет (Дроздов) посетил Успенский собор Дмитрова 22 сентября 1858 г.Ред.). Из исторических памятников, свидетельствующих о глубокой древности чудотворного креста, можно указать только на соборный храм, на Южной и Северной лицевых сторонах которого, под самым верхним карнизом, вделаны в стенах из изразцовых облицованных кирпичей выпуклые изображения креста, совершенного одинакового вида и формы с чудо-творным; а семиконечная форма сего Креста, с усеченными углами срединной поперечины, едва ли не единственная в своем роде, и о подражании какому-либо другому кресту в сем случае не может быть и речи»3.

Далее отец Димитрий Касаткин пишет, что древних записей о чудесах, бывших от креста ранее XVI в., не сохранилось.

До 1509 г. упоминание о Дмитровском кресте мы встречаем в духовной грамоте князя Димитрия Ивановича, внука Ивана III и племянника великого князя Василия Ивановича4.

В 1546 г. князь Иван Федорович Судцкой (1545–1546) по духовной грамоте завещал рубль денег «ко кресту чудному в Дмитров»5.

В 1764 г. в память о существовавшем некогда (до 1523 г.) в Дмитровском кремле храма Воздвижения Креста Господня и в знак особого почитания дмитровской святыни – 
Чудотворного крестав Успенском соборе на первом этаже был устроен и освящен придел Воздвижения Креста Господня.

В 1777 г. дмитровчане обложили крест серебряным с позолотой окладом весом 75 фунтов6.

В первой половине XIX в. с крестом ходили еще и в день Покрова Пресвятой Богородицы, а во второй половине столетия Дмитровскую святыню переносили для поклонения в Сергиев Посад, в лавру.

В 1888 г. «Московские церковные ведомости» сообщали:

«Желавших поклониться чудотворному кресту было так много, что во время всенощного бдения они не могли все поместиться в академической церкви. На «величание» выходил Преосвященный Христофор, епископ Волоколамский, ректор академии. По окончании богослужения святой крест, при пении тропаря «Спаси, Господи», был пронесен студентами академии по всем их помещениям. В воскресенье же, с глубокого утра, святыню г. Дмитрова стали носить по домам обывателей»7.

В своей книге отец Димитрий Касаткин указывал на место явления креста, где, как он писал, «доселе существует довольно глубокий пруд, почти рядом с рекою, и во время разлива соединяется с нею в одно русло. Рядом с прудом находится неглубокий колодец, ежегодно заливаемый водою и от небрежности довольно сильно засорившийся, хотя этот колодец, по преданию, вырыт на самом месте явления креста. Иначе нельзя и думать, ибо в нем нет никакой нужды»8.

Если сравнить планы Дмитрова тех лет и современную карту, можно с большой вероятностью предположить, что место явления не скрылось водами построенного в 1937 г. канала им. Москвы. Оно находится на территории промзоны на окраине Дмитрова, а значит возможно для установления памятного знака.

В 1921 г. епископ Дмитровский священномученик Серафим (Звездинский) организовал в Дмитрове братство «Честнаго Животворящего Креста». В протоколе его допроса от 14 декабря 1922 г. записаны следующие слова:

«Цель братства: воспитание членов братства в христианском настроении, привлечение в братство других, путем освещения положительных сторон христианства, и благотворительность. Подпись: Звездинский 
(Е. Серафим9.

То, что крест был украшен серебряным вызолоченным окладом, послужило поводом для лихих людей, которые в 1924 г. выкрали из собора святыню, причинив ей существенный вред. Воры пропилили решетку в нижнем этаже Успенского собора и, проникнув внутрь храма, попробовали протащить крест в окно, но из-за больших его размеров им это сделать не удалось. Тогда они переломили его пополам, верхнюю часть бросили в соборе, а нижнюю, обложенную серебром, унесли.

Работники тогда уже существовавшего музея перенесли оставшиеся части Крестав древнехранилище и при тщательном осмотре обнаружили, что Лик Христа был написан на полотне, вокруг ликамедное основание, на котором держался венец. Именно эту живопись сотрудники Третьяковской галереи позже датировали концом XIII в., 
с поновлением в XVI в.10

Вскоре была найдена и похищенная часть креста, разломанная на три фрагмента. Ее обнаружили местные жители на южной окраине Дмитрова рядом с речкой Хомиловкой. Дмитровчане сбежались к находке и рыдали от горя, жалея поруганную святыню, оберегавшую город более полутысячи лет.

Все обломки креста были увезены в Кремль в реставрационные мастерские. Архивист М.С.Померанцев в своих воспоминаниях записал:

«С помощью одного молодого человека, жившего по соседству от Успенского собора, мы, тщательно запаковав крест, сдали его в багаж большой скорости, и в Москве на извозчике повезли его к Троицким воротам Кремля, в котором помещались тогда реставрационные мастерские, и сдали крест вышедшему из ворот художнику-реставратору Чирикову. Я сам по особому пропуску получил доступ в Кремль. Когда в реставрационных мастерских соединили обе половины креста, то оказалось, что небольшая часть дерева из середины креста выпала, вероятно, при разломе.

Расчистка живописи на кресте началась, однако, не сразу после получки его в реставрационные мастерские. Через 2–3 года после этого мастерские по реставрации старинных произведений русского искусства были переведены на Берсеневскую набережную в старинный дом, построенный в XVIII в. стрелецким сотником Аверкием Кирилловым, в позднейшее время это был дом Московского археологического общества с его обширной библиотекой. Нам удалось видеть расчищенную часть кисти левой руки в результате снятия нескольких слоев позднейших наслоений красок. Пред нами предстала живопись замечательного телесного цвета, сразу было видно, что здесь работал один из лучших представителей искусства XV в. К сожалению, нам не пришлось видеть крест по окончании расчистки всего креста в целом.

Из реставрационных мастерских дмитровский крест был доставлен в Антирелигиозный музей в помещение бывшего Скорбященского монастыря неподалеку от Савеловского вокзала. Антирелигиозный музей несколько лет тому назад был перевезен в Ленинград в Музей религии и туда же был отправлен и Животворящий крест»11.

Напомним, что в 1924 г. крест был передан в Москву именно для реставрации, а не насовсем. Никто в Дмитрове не собирался расставаться со святыней, оберегавшей город более 600 лет. Также напомним, что почти что сразу, как только стало известно, что святыня найдена и отреставрирована, жители Дмитрова и его окрестностей стали обращаться к властям с просьбами о возвращении креста в Успенский собор города. Вот только один документ на эту тему:


«В Отдел по делам музеев Главнауки

Наркомпроса

7/X-24

Граждан г. Дмитрова Московской губернии

и окрестных крестьян


Заявление

Мы, нижеподписавшиеся гражданег. Дмитрова и окрестные крестьяне, обращаемся в Отдел по делам музеев с ходатайством о том, чтобы старинный Животворящий Крест, находящийся ныне в Центральных реставрационных мастерских в Кремле, по окончании реставрационных работ был передан обратно в г. Дмитров, в Дмитровский Успенский собор, где он находился с давних лет.

При этом мы просим, насколько возможно будет, ускорить работы по реставрации Креста и, если производство этих работ будет связано для Отдела по делам музеев с ассигнованием известных средств, то мы, нижеподписавшиеся, эти средства возместим Отделу. А потому просим Отдел по делам музеев не отказать в нашем ходатайстве. Подписано: И.Ф.Царев и другие подписи»12.

Однако с тех самых пор Дмитровский чудотворный Крест не возвращался в Дмитров. Сейчас он числится в фондах Третьяковской галереи, куда поступил из реставрационных мастерских в 1930 г., и находится в храме святителя Николая в Толмачах в Москве.


  1. Сказание о древнем чудотворном кресте Господнем, находящемся в Успенском соборе города Дмитрова, Московской губернии. Составлено соборным священником Димитрием В.Касаткиным. Дмитров, 1895.
  2. РГБ НИОР, Ф. 29 №67.8. Сборник списков с памятников, статей и отрывков по русской истории и литературе. Список середины XIX в., без переплета. Лл. 66–69.
  3. Сказание о древнем чудотворном кресте Господнем, находящемся в Успенском соборе города Дмитрова, Московской губернии. Составлено соборным священником Димитрием В.Касаткиным. Дмитров, 1895.
  4. См. примечание к договорным грамотам под №160, 161. С. 446.
  5. Лихачев Н.П. Сборник актов, собранных в архивах и библиотеках. С-П., 1895. С. 13.
  6. Журнал или записки жизни и приключений Ивана Алексеевича Толченова. Под ред. Н.И.Павленко. М, 1974. С. 86.
  7. Московские церковные ведомости, 1888, №24, 12 июня. С. 300. Также см. за 1889 г., №25, 18 июня. С. 334.
  8. Касаткин, 1895. С. 13.
  9. Архив УФСБ РФ по Московской области. Д. П-79948.
  10. Каталог древнерусской живописи. Под ред. Антоновой. Т. 1. С. 200.
  11. МЗДК. Литературный фонд. Архив Померанцева М.С.
  12. ЦАГМ. Ф. Р-1. Оп. 1. Д.391.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.