Игумен Фаддей (Шавернев). Из истории местного церковного управления

Издавна церкви и монастыри жертвовали в пользу церковного управления, представленного Правящим архиереем десятую часть дохода (десятину); ее собирали т.н. десятильники (десятинники; впервые упоминаются в деяниях Собора 1273 г.). Изначала это были духовные лица, занимавшиеся сбором десятины с княжеских доходов в пользу Церкви. Потом этим стали заниматься светские люди из прислуживавших архиерею дворян или детей боярских, назначавшиеся Преосвященным, которые постепенно превратились в смотрителей небольшой части епархии, с которой взималась десятина. Кроме того, существовал такой налог как «заезд», уплачиваемый за посещение архиереем прихода или чаще всего, монастыря. Заезд собирали «заещики». Со временем и саму часть епархии стали называть десятиной (название происходит от налога десятины, а не от 10 храмов); то есть на группу приходов стали переносить название функции надзиравшего чиновника: в древности — десятина и заезд, а потом — заказ и в позднее время — благочиние.

Десятильникам был доверен первичный суд над духовенством десятины. Приходские священники на территории десятины должны были строить для десятильников дворы, а также прокармливать их. Этот десятильничный двор был центром десятины как церковного округа, в нем должны были производиться розыски по всякого рода делам, а также храниться копии со всех подлинных дел, сказок и розысков. В этот двор (прообраз будущих соборов) собиралось духовенство десятины для выслушивания указов архиерея. Десятильник выдавал духовенству десятины ставленые, благословенные, отпускные грамоты и иные документы.

Злоупотребления десятильников в Пскове привели к тому, что в 1343 г. псковское духовенство стало объединяться в т. н. купы или соборы (обычно из сотни священников) для противодействия новгородскому засилью. Священники купы или собора стали избирать из своей среды поповских или соборных старост, которым и была передана функция собирания десятины и других пошлин и которые защищали интересы духовенства перед новгородским архиереем. В XV в. поповские старосты появились и в других местах (например, в Ростове и в Московской митрополии), но уже как финансовые органы самого архиерея, взявшие на себя часть функций десятильников и заезчиков.

В 1551 г. по повелению царя Ивана IV был собран Стоглавый Собор для решения разных вопросов, в том числе и церковных. Кроме всего прочего были определены обязанности церковных чиновников, являвшихся передаточным звеном между Правящим архиереем и духовенством на местах.

По мысли Стоглавого Собора, для всех епархий учреждались: 1) в каждом городе должность поповского старосты (в Москве их было семь), которому в помощники давались десятские священники, поставленные во главе 10-ти приходов; 2) для сел, погостов и волостей поставлялись десятские священники, подчинявшиеся поповскому старосте уездного города. Поповского старосту назначал архиерей, десятских священников выбирал себе поповский староста.

У десятильников и заезчиков Стоглав отобрал право собирать десятину и заезд, и это перешло к десятским священникам. Венечные, похоронные и иные пошлины собирали протопопы, поповские старосты и десятские священники: назначать и взыскивать венечную пошлину, а также передавать указы высшей власти называлось «заказывать», откуда у поповских старост и десятских попов появилось другое название — заказчики. Кроме финансовой стороны, теперь поповские старосты должны были досматривать и за жизнью духовенства, истовым совершением служб, нравственностью и т. п. В свою очередь за поповскими старостами надзор (в первую очередь — духовный) осуществляли архимандриты и игумены монастырей и протопопы (настоятели центральных церквей): они стали играть роль представителей архиерейской власти в десятинах.

Десятильникам были оставлены только функции гражданского и уголовного суда над духовенством. Институт десятильников был ликвидирован в 1675 г. решениями Собора, созванного Патриархом Иоакимом. Правда, до самых реформ XVIII функции вышеуказаных должностей так и не были четко разграничены и часто пересекались и дублировались.

В 1594 г. царь Феодор Иоаннович вместе со Святейшим Патриархом Иовом указал поповским старостам воглавлять «заказ» — церковно-административную единицу из 40 церквей; отсюда в Москве пошли знаменитые сорока. В помощники старостам избирались 4 десятских — по одному от 10 храмов. Всем им также было указано наблюдать за благочинным поведением священнослужителей, в частности, за исправным прибытием на крестные ходы. Для общих собраний старост с десятскими велено было устроить поповскую избу у храма Покрова-на-рву (Василия Блаженного), которая вскоре превратилась в тиунскую избу. В 1674 г. тиунская изба была заменена Приказом церковных дел.

Храм, в котором служил поповский староста, назывался соборным, или собором, потому что туда собиралось подведомственное старосте духовенство на собрания для решения вопросов или получения указаний (заказов) церковной власти, т. е. «соборы». Чаще всего роль закащика играл десятский священник, но в некоторых местах поповского старосту и позднее называли закащиком, и даже десятильником. В первой русской энциклопедии, написанной в 1744—1746 гг. известным историком В. Н. Татищевым, так объясняется слово «десятильник»: «Десятильник, называются священники, имеющие власть над неколикими церквами, которые собирают от церковнослужителей дань или десятину по окладом, они же дают венечные памяти и надзирают над церковнослужители, чтоб порядочно жили и службу Божию отправляли, церкви в чистоте содержали. Инде зовутся и закащики, понеже чрез них заказ или повеление по церквам происходит». Слово «заказ» в древности было синонимом и наказа, и приказа, и запрета, то есть повелительное требование кому-то что-то исполнить или нет. Отсюда заказ — это группа приходов и священнослужителей, выполняющая заказы (приказы или запреты) архиерея. Поэтому в XVII в. заказ и десятина — синонимы для обозначения того, что позже будет называться благочинием.

В XVII в. заказчики уже являются отдельной должностью; избирались они рядовым духовенством из своей среды. Они помогали старостам присматривать за духовенством, особенно в той части десятины, куда поповскому старосте тяжело было добираться самому. Иногда поповский староста и заказчик делили десятину на две половины для удобства контроля над приходами: над центральной, городской, надзирал староста с десятскими, а на периферии — заказчик. Московским собором 1666—1667 гг. поповский староста был назначен наравне с архимандритами и протопопами судить подведомственное духовенство. Тем же собором на закащиков была возложена обязанность являться в съезжую избу для допроса духовных лиц, арестованных гражданской властью за уголовные преступления, так как сыщикам воспрещено было допрашивать людей духовного чина без закащиков. При производстве допроса закащик должен был садиться выше сыщика, «для того, что он духовного и священного чину». Закащиками (заказчиками) могли быть и иеродиаконы. В XVIII в. из этой специальной функции заказчиков выработалась должность депутатов от духовного ведомства по уголовным делам духовных лиц.

26 декабря 1697 г. Патриарх Адриан (1690—1700 гг.) направил архимандриту Владимирского Богородицерожественского монастыря Иосифу т. н. «Наказ старостам поповским и благочинным смотрителям», из которого в Русской Церкви появилось слово «благочинный». Выбирались они духовенством на определенный срок: при Патриархе Адриане — на один год.

В 1721 г. Петр I в. своем известном Духовном регламенте подтверждает это слово: «Все же тое, чтоб удобнее пошло в дело, указать должен Епископ по всем городам, чтоб закащики, или нарочно определенные к тому благочинные, аки бы духовные фискалы, тое все надсматривали и ему бы Епископу доносили». Таким образом, власть узаконивала две ветви церковного управления на местах: поповский староста занимался административно-финансовой работой, а благочинный (слово происходит именно от «благочиние» — т. е. добропорядочное поведение и честное служение) — за духовно-нравственной стороной жизни духовенства. Основная роль присмотра за благочинием легла на десятских священников, поэтому в первой половине XVIII в. десятские священники стали именоваться заказчиками духовных дел или духовных дел управителями. В 1744 г. при реформе церковного управления заказчики духовных дел прямо стали называться благочинными.

В 1764 г. после реформ императрицы Екатерины II духовенство перестало платить десятину епископам, поэтому должность поповского старосты как собирателя десятины была упразднена, а надзор за духовенством остался только за благочинными. В 1775 г. архиепископ Московский Платон (Левшин) для своей епархии издал «Инструкцию благочинным иереям, или протоиереям» из 66 пунктов, объявленную позже Синодом обязательной для всех епархий. Напечатана она была в Московской типографии в сентябре 1775 г. и начиналось такими словами: «1. Благочинный есть избранная по изволению и усмотрению Архиерейскому особа из достойных, разумом и добродетелию пред другими преимуществующих, священников, для наблюдения всякаго в церкви Божией, а особливо в служителях ея, священниках, диаконах, и причетниках порядка и исправности к пользе христиан, и к славе Божией.

2. О церквах. И потому должности твоея, О благочинный! дело есть, прилежно наблюдать, дабы в церквах, смотрению твоему порученных, было всякое благочиние, сходственное с правилами святых отец и установлениями церковными: а безобразнаго, соблазнительнаго и суевернаго дабы ничего не было, крайне предостерегать…»

Согласно этой инструкции, в обязанность благочинного входило следить за тем: 1) чтобы Антиминс и другие церковные ткани были в хорошем состоянии; 2) чтобы служебные сосуды были как минимум серебряные, к покупке каких надо увещевать прихожан; 3) святое миро хранилось в достойных сосудах, серебряных, хрустальных или стеклянных; 4) крестильный ящик содержался в исправности; 5) иконы были правильно и прилично написаны; 6) требовать с прихожан, чтобы в храме обязатель- но были кадило, ковш для теплоты, сосуд для благословения хлебов, несколько подсвечников и аналоев для чтения Евангелия и Апостола, столы для водосвятия и панихид; 7) обязательно имелись книги: Евангелие напрестольное, Апостол, Служебник, 12 книг месячной Минеи, Типикон, Триоди Постная и Цветная, два Октоиха, Псалтырь Следованная, Часослов, Требник великий и малый, Ирмологий, Книга молебных пений, особая книжка на восшествие на престол императрицы Екатерины II и благодарственный молебен в день Полтавской битвы, изложение панихиды, Табель торжественных дней (значимых событий императорского Дома, орденских дней и проч.), Библия, Маргарит, толкование на Бытие, Деяния Апостолов и Послания свт. Иоанна Златоуста, Четьи-Минеи, Пролог, сокращенное Богословие, Букварь, краткий Катихизис, книга о Блаженствах, проповеди владык Феофана (Прокоповича), Гедеона (Криновского) и Илии (Минятия), Духовный регламент, Увещание раскольникам; 8) место вокруг церкви (погост) было чисто, а могилы чтобы копались глубже; 9) там, где имеются ветхие церкви, убеждать прихожан строить новые; 10) о материальных проблемах причетников доносить архиерею; 11) о пожарах в церквях докладывать и увещевать прихожан строить каменные церкви взамен деревянных; 12) убеждать, чтобы новые храмы прихожане строили благолепно и не затягивали в постойке; 13) о пьянстве причетников доносить архиерею; 14) чтобы Литургии служились обязательно в воскресные, праздничные и торжественные царские дни (об этих днях издавался специальный Табель), в другие дни по крайней мере пели Часы, а также вечерню и утреню, а в посты — Литургию Преждеосвященную служили обязательно; 15) чтобы причетники не служили, находясь с кем-то в ссоре; 16) Святые Дары хранились в чистоте, носили их благоговейно и дома их чтобы не держали; 17) крещение совершали обязательно с диаконами и другими служителями, кроме «страха ради смертного»; 18) не крестить в холодной воде, чтобы не навредить ребенку; 19) не держать покойника в храме долее суток; 19) чтобы не венчали близких родственников, малолетних, с большой разницей в возрасте, с принуждением к браку, без воли родителей, если кто-то из супругов поврежден в рассудке и т. п.; 20) чтобы в храме перед венчанием было три объявления о нем — не найдется ли кого, кто представит препятствие к венчанию; 21) чтобы пение и чтение было не спешно, не читать одновременно несколько текстов; 22) часовни не строить без дозволения; 23) на Рождество, в Светлую седмицу и храмовые праздники ходить по домам прихожан со «Славами»; 24) обязательно за каждой Литургией быть проповеди, а на утренях — чтению из духовных книг; 25) о количестве проповедей для каждого священника доносить Преосвященному; 26) чтобы священники и диаконы Катехизис наизусть помнили; 27) чтобы священнослужители свою ставленную грамоту каждое воскресение перед Литургией у себя дома прочитывали; 28) чтобы служители повиновались священнику, а он их не обижал, не ударял и доходов у них не удерживал; 29) священник диакона или причетника наказывать может выговором наедине, а потом перед причтом, затем — поклонами (диакон — в алтаре, а церковники на паперти), или наложить штраф, который отдать исправным причетникам или нищим; 30) платы за требы не домогаться, а быть довольным тем, что дадут; 31) причетникам без зову в гости к прихожанам не напрашиваться; 32) чтобы вдовые служители при себе молодых женщин не держали; 33) более 15 верст от прихода без ведома благочинного не отлучаться; 34) пришлых безпаспортных священников к служению не допускать; 35) в случае смерти священника докладывать архиерею, а помещику и прихожанам предлагать избрать нового достойного; 36) на выборах священника благочинному быть обязательно; 37) благочинному ставленную грамоту читать новопоставленному священнику в воскресение после Литургии в той церкви, куда тот назначен; 38) чтобы священнослужители своих детей учили грамоте и отдавали в школы; 39) чтобы причетники носили приличные одежды и обувь; 40) следить за исправным ведением метрических и исповедных книг; 41) чтобы старосты церковные доходы не тратили без ведома священника; 42) увещевать прихожан исповедоваться и причащать не реже раза в год, а в дни воскресеные и праздничные быть на службе; 43) доносить архиерею о появлении мнимых юродивых и кликуш и о народных суевериях; 44) дважды в год рапортовать о делах на ввереных приходах; 45) защищать духовенство от обид прихожан; 46) разбирать жалобы на служителей от прихожан; 47) стараться обращать раскольников. В заключении Инструкции были изложены права благочинного:

«…О власти и преимуществах благочиннаго.

Порученные смотрению твоему церкви объездить по крайней мере дважды в год, примечая и наведываясь, все ли так делается, как в сей инструкции предписано, и поступая во всем непременно по вышеписанному.

55. Взошед в церковь, возложить на себя епитрахиль, и по прочтении ектении, Помилуй нас Боже: и проч: прочесть при сем поучение, и сотворив приличный отпуск, делать осмотр и изведывание против каждаго пункта сей инструкции по порядку.

56. Благочиннаго никто ни определить, ни сменить, ни оштрафовать ничем не может без архиерейскаго определения.

57. Благочинный имеет от Преосвященнаго архиерея власть, священников, диаконов и церковников штрафовать следующим образом: учинить выговор наедине, и при других заставить класть поклоны, или стоять на коленках, во олтаре священника, а других и в церкви и на паперти, удержать доход, и удержанной раздать на нищих: а притом священников и диаконов, естьлиб они оказались в великих соблазнах и преступлениях, удерживать, чтоб они не священнодействовали, или требы не исправляли, смотря по вине: налагать денежной штраф, не свыше пятидесят копеек, и оной разделять на нищих, или той церкви на причет исправный: и таковыя штрафования записывать в тетрадь, и хранить для справок, и погодно те записки присылать к Его Преосвященству. А естьли всеми теми образами наказания не исправятся; представлять: также и о том за известие Его Преосвященству тотчас отрепортовать, естьли кому от тебя в священнослужении запрещение объявлено будет.

58. Благочинный имеет стул в присудствии, не только в духовном правлении, но и в консистории, когда по своей должности о чем представляет.

59. Благочинный имеет председание пред всеми священниками, которые должностию благочиннаго не почтены.

60. Благочинный имеет власть, в отсутствие от своей церкви по должности своей препоручать священнослужение и исправление треб одному из своих подчиненных священников, кому заблагоразсудит без всякаго доходу своего вычета. Ибо он отлучится не за своими нуждами, но для общей церкве пользы.

61. Священники и диаконы должны оказывать благочинному всякое почтение и послушание: по приезде его встретить у церкви, и без его дозволения пред ним не садиться, и главу не накрывать, и всякую в принятии его в домы свои оказывать учтивость.

62. И как таковые благочинные особенное заслуживают по трудам своим награждение: то они препоручаеми благому промыслу Господню, сокровенными по судьбам своим путями всякую добродетель награждающему, обнадеживаются архиерейским к ним особливым благоволением: и притом не оставлено будет, уважая их труды, ревность и попечение, награждать их лучшим приходом, или благословением служить с набедренником, или и степенем протопресвитерским.

63. И как особливая чрез сие дается благочинным доверенность: то благонадежно есть, что они порученную им должность будут проходить с чистою совестию и страхом Божиим, не делая комулибо каковых притеснений, или привязок, или неправосудия и обид: ибо в таковых случаях, чего Боже сохрани, должны они благочинные строгому подпасть ответу, и большему подлежать будут наказанию, нежели другие простые священники в такой же вине.

64. Для повесток и разных разсылок иметь вам благочинному при вас неотлучно по одному из действительных или и не определенных церковников, по выбору священно и церковнослужителей погодно, или по полугода, как обще они разсудят: а на время, естьли случится много дел и разсылок, можете взять и другова из церковников: диаконов же имеете власть употреблять для письма репортов и других по твоей должности дел.

65. Естьли что случится в порученном вам деле подлежащее до тайности: онаго в партикулярных письмах ни к кому отнюд не писать, а поступать так, как блаженныя и вечнодостойныя памяти Государя ИМПЕРАТОРА ПЕТРА ВЕЛИКАГО указ, состоявшийся Генваря 13 дня, 1724 года, повелевает.

66. Где в вышепоказанных пунктах предписывается благочинному чинить представления: и оныя представления прямо чинить к лицу Преосвященнаго архиерея.

Краткое поучение, читаемое от благочиннаго при посещении церквей.

Братие и сослужители, и все православные христиане! Архипастырь наш Преосвященный определил мне благочинному, от лица его архиерейскаго смотрети в сих церквах порядка и пребывания священно и церковнослужителей, и православных христиан: почему я исполняя сие порученное мне звание с подобающим рачением, вопервых от лица его святительскаго напоминаю вам, яко православным христианам, дабы вы жизнь свою препровождали, якоже прилично христианам, Христовою кровию искупленным, Небесному Отцу усыновленным, и готовящимся предстать по жизни сей суду праведнаго Бога, и ответ ему дать во всех делах своих. Любите убо Бога от всего сердца вашего, и от всея души вашея, во всем на волю его святую полагайтесь, и во всяких особливо нещастливых приключениях промыслом Его благим себя подкрепляйте и утешайте. Будите усердны к службе Его, и во дни воскресные и праздничные в церковь на славословие Его поспешайте. Любите друг друга; от ссор же, несогласий, раздоров, обид, всеми образы удаляйтесь. Будите довольны своими оброки, и всяк трудом своим себе и домашним своим пропитание снискивайте: а праздности, тунеядства и пиянства всемерно убегайте. Отцы детей, а господа своих подчиненных поучайте закону Божию и честному житию: а дети своих отцев, подчиненныеж своих господ любите, почитайте, и исполняйте волю их: мужи и жены супружескую любовь и верность между собою храните; от праведнаго своего имения снабжайте бедных, и от глада и хлада их страдать не попускайте, ради Распятаго за нас. Вы же, братие и сослужители, бдите о духовном стаде вашем: да отверзаются ваши уста на славословие Божие, и на поучение православных христиан святому закону Его: покажите веру свою от дел своих, и примером жизни своей наставляйте врученныя попечению вашему души. Вси же пребывайте в вере неподвижны, блюдитеся от раскола, будите милосерди, страннолюбцы, кротки, человеколюбивы, мир имейте и святыню, и Бог мира пребудет с вами. Аминь».

В 1779 г. Святейшим Синодом была учреждена должность благочинных монастырей, уполномоченных надзирать за настоятелями монастырей и вверенной им братией. Первая общая для всех обителей «Инструкция благочинным монастырей мужских и женских» напечатана была по распоряжению Святейшего Синода в 1828 г. Если архиерей назначал несколько монастырских благочинных, то монастыри епархии распределялись по монастырским благочинническим округам. Надзор за женскими монастырями поручался благочинному мужских монастырей, в редких случаях — смотрительницам благочиния из числа игумений. При святителе Филарете (Дроздове) в Московской епархии было 4 монастырских округа: 2 округа в столице и 2 — в Московской губернии. В 1869 г. святитель Иннокентий (Попов-Вениаминов), митрополит Московский и Коломенский, сократил их до двух — одно благочиние монастырей столицы и одно — монастырей уездных. В 1915 г. уездное благочиние было поделено на два. Таким образом, перед революцией в Московской епархии в монастырском благочинии было 3 округа: в 1-й и 2-й округ входили уездные монастыри, 3-й округ составляли монастыри ставропигиальные.

В 1841 г. вышел новый Устав духовных консисторий, где опять оговаривались обязанности благочинного, а в 1857 и 1892 гг. вышли новые редакции Инструкции благочинным. Каждый уезд делился на благочиннические округа из 10–30 приходов, каждый под управлением своего благочинного. Благочинным 1 округа (оно называлось градское благочиние или градской округ) обычно назначали настоятеля собора главного города уезда. Если в округе было больше 15 приходов, то в помощь благочинному мог назначаться помощник благочинного. Ежегодно благочинный подавал архиерею отчет по каждой церкви — клировые ведомости (ведомости о церкви), в которых сообщались сведения о причте, состоянии и имуществе храма, церковной земле и зданиях, принадлежавших к церкви, а также о прихожанах и владельцах селений прихода. Благочинные обязаны осматривать подведомственные им церкви не менее двух раз в год.

Согласно Инструкции благочинным редакции 1892 г., члены причта без ведома настоятеля, а священники без ведома благочинного не могли отлучаться далее чем на 25 верст от прихода. В другую епархию им разрешалось приезжать только с разрешения архиерея и с паспортом от Консистории. Причетники должны были являться к богослужению раньше священника. За опоздание или другие провинности священник не мог наказывать своих причетников (диакона, псаломщика, пономаря и других), например, денежными штрафами или другими мерами взыскания. Обо всем надо было докладывать благочинному. Благочинный мог делать братские внушения священникам, а диаконам и прочим причетникам в качестве наказания назначать поклоны в храме. Для записи провинностей причетников благочинный выдавал настоятелю особую тетрадь, скрепленную своей печатью.

В 1881 г. в Московской епархии в 13 уездах существовал 81 благочиннический округ: меньше всего было в Можайском уезде (3 округа), а больше всего в Московском уезде — 9 округов. В столице благочиния были объединены в более крупные подразделения — сороки: в 1881 г. 11 благочиний составляли 6 сороков. В 1902 г. в Москве было уже 17 благочиний; в том числе добавились благочиние Храма Христа Спасителя и единоверческое. Единоверческое (т. е. старообрядцы, имеющие общение с Русской Православной Церковью) благочиние не имело, как другие благочиния, постоянной территории, а состояло из разбросаных по епархии единоверческих приходов.

До начала ХХ в. благочиннические округа носили название села, в котором служил благочинный: если благочинный менялся, то и название округа тоже менялось. Например, в конце XIX в. было Татаринцевское благочиние Бронницкого уезда (когда настоятель с. Татаринцево Феодор Маслов был благочинным), а в начале ХХ в. оно уже называлось Сорокородни-Абакшинским благочинием (когда благочинным стал священник с. Абакшино-Сорокородня). Однако в документах, например, в резолюциях свт. Филарета, все благочинные Бронницкого уезда именуются бронницкими благочинными, хотя служили в разных селах и смотрели одновременно за разными округами уезда. Во 2-й половине 1910-х гг. от этого решили отойти. Благочиние стало называться по уезду (Бронницкое, Рузское и т. д.), но делилось на округа по номерам: 1-й округ такого-то благочиния, 2-й округ и т. д. В уездах стало от 3-х до 7-ми благочиннических округов. 1-й округ был в уездном городе. Старший священник именовался: «благочинный 1-го округа Бронницкого благочиния иерей такой-то» и т. п. На 1915 г. в Московской епархии стало 13 благочиний (по числу уездов), в которых числилось 63 округа.

До реформ 1860-х гг. благочинные управляли приходом единолично и назначались архиереем. Начиная с 1860-х гг. благочинные избирались духовенством: в отдельных епархиях были образованы благочиннические советы. В эти же годы кандидатов на должность благочинных стало избирать духовенство округа путем баллотировки с последующим утверждением избранного Правящим архиереем. В 1881 г. выборность благочинных указом Синода была упразднена. 9 февраля 1910 г. сщмч. митрополит Московский Владимир (Богоявленский) утвердил для епархии «Устав благочиннических советов в Московской епархии». В состав такого совета входил благочинный-председатель и два его помощника, иэбираемые сроком на 3 года духовенством благочиния.

Поместный Собор 1917—1918 гг. своим «Определением об епархиальном управлении» ввел новый порядок устройства благочиннических округов: его границы определялись епархиальными собраниями, которые ранее не существовали. Собор ввел новые органы управления благочинием: пастырские и общие окружные благочиннические собрания и благочиннические советы. В пастырских благочиннических собраниях должны были участвовать священники в обязательном порядке, а другие клирики — по желанию. Благочиннический совет являлся исполнительным органом благочиннических собраний. Но в условиях гонений на Церковь этот порядок был разрушен.

Поместный Собор 1945 г. в «Положении об управлении Русской Православной Церкви» ничего не говорит ни о благочиннических собраниях или советах, ни о выборности благочинных. По этому Положению, как и до революции, благочинные назначаются епархиальным архиереем на срок, доколе Преосвященный сочтет это необходимым. В послевоенные годы ввиду малочисленности приходов, а затем массового закрытия храмов при хрущевских гонениях, благочиния были образованы не во всех епархиях, а вся епархия являлась как бы одним благочинием.

В 1962 г. в Московской епархии было 13 благочиний и ни одного монастыря. В новое время число благочиний в епархии стало расти: на 2015 г. в Московской епархии имеется 48 благочиний (в среднем в благочинии сейчас 20–25 храмов). Появилось монастырское благочиние. Отдельная группа — единоверческие приходы. В некоторых благочиниях есть должность помощника благочинного. Были восстановлены собрания благочиний.


Использованная литература:

  1. Православная Энциклопедия. Т. V. М.: Православная Энциклопедия, 2002.
  2. Православная Энциклопедия. // Русская Православная Церковь». М.: Православная Энциклопедия, 2000. Д. А. Баловнев. Приходское духовенство в Древней Руси; Прот. Владислав Цыпин. Епархиальное управление и епископат. 1700—1999 гг.
  3. Булгаков С. В. Настольная книга для Священно-церковно-служителей. Т. I. Репринт издания 1913 г. М.: Издательский отдел Московского Патриархата, 1993.
  4. Ежегодник Московская епархия. М.: Русский раритет, 2011.
  5. ИДДК. Электронная версия энциклопедии Брокгауза и Ефрона в 86 томах с иллюстрациями и дополнительными материалами (6 CD). Бизнессофт, 2004.
  6. Христианство. Энциклопедический словарь в 3-х тт. М.: Большая Российская энциклопедия, 1995.
  7. Митрополит Макарий (Булгаков). История Русской Церкви. Кн. 8. Ч. 1. М.: Спасо-Преображенского монастыря, 1996.
  8. Стоглав. Казань. Типография Губернского Правления, 1862.
  9. Архиепископ Платон (Левшин). Инструкция благочинным, иереям и протоиереям. М.: Московская Синодальная типография, 1775.
  10. Лексикон российской исторической, географической, политической и гражданской. Сочинённый господином тайным советником и астраханским губернатором Васильем Никитичем Татищевым. Ч. 1–3. СПб.: Тип. горн. училища, 1793.
  11. Колоухин С. Монастырские благочиннические округа Московской епархии в последней трети XIX — начале XX вв. // Московские Епархиальные Ведомости, № 7–8 и 9–10 за 2014 г.
Следующая статья
Епископ Балашихинский Николай. Воинская победа в памятниках иконографии
© 2001—2018 Московская Епархия Русской Православной Церкви
119435, Москва, Новодевичий проезд, 1/1
(499) 246-08-81 (обращаем внимание на необходимость набора кода 499 перед номером)