Толкование Псалтири. Псалом II

На церковно-славянском яз.

На русском
(перевод П.Юнгерова)

На русском
(синодальный перевод)


Pал0 мъ дв7ду, в7.

№. Вскyю шатaшасz kзhцы, и3 лю1діе поучи1шасz тщє1тнымъ; в7. Предстaша цaріе зeмстіи, и3 кндзи собрaшасz вкyпэ на гDа и3 на хrтA є3гw2. G. °Раст0рггемъ1 ќзы и4хъ и3 °°tвeржемъ2 t нaсъ и4го и4хъ. д7. Живhй на нб7сёхъ посмэeтсz и5 мъ, и3 гDь поругaетсz и5 мъ. є7. ТогдA возглаг0летъ къ ни6 мъ гнёвомъ свои1 мъ и3 ћростію своeю смzтeтъ |: ѕ7. Ѓзъ же постaвленъ є4 смь цRь t негw2 над8 сіHномъ, гор0ю с™0ю є3гw2, з7. Возвэщazй повелёніе гDне. ГDь речE ко мнЁ: сн7ъ м0й є3си2 ты2, ѓзъ днeсь роди1хъ тS: }. Проси2 t менE, и3 дaмъ ти2 kзhки достоsніе твоE, и3 њдержaніе твоE концы2 земли2: f7. Ўпасeши | жезл0 мъ желёзнымъ, ћкw сосyды скудє1льничи сокруши1ши |. №. И# нhнэ, цaріе, разумёйте, накажи1тесz вси2 судsщіи земли2. № i. Раб0тайте гDеви со стрaхомъ, и3 рaдуйтесz є3 мY со трeпетомъ. в7i. Пріими1те наказaніе, да не когдA прогнёваетсz гDь, и3 поги1бнете t пути2 првdнагw, є3гдA возгори1тсz вск0рэ ћрость є3гw2: бlжeни вси2 надёющіисz нaнь.


Псалом Давида.

Зачем волнуются народы и племена замышляют тщетное? Предстали цари земли, и князья собрались вместе против Господа и против Христа Его, (говоря:) «Расторгнем узы Их и свергнем с себя иго Их». Живущий на небесах посмеется над ними, и Господь унизит их. Тогда изречет им в гневе Своем и яростью Своею смятет их. Я же поставлен Им царем над Сионом, горою святою Его, Возвещать повеление Господне. Господь сказал мне: «Ты —
Сын Мой, Я ныне родил Тебя. Проси у Меня, и дам Тебе народы в наследие Твое и концы земли во владение Твое. Будешь пасти их жезлом железным, как сосуды горшечника сокрушишь их». И ныне, цари, уразумейте, научитесь, все судьи земли. Работайте Господу со страхом и радуйтесь Ему с трепетом. Воспользуйтесь научением, дабы не прогневался Господь, и вы не погибли с правого пути, когда воспламенится вскоре ярость Его. Блаженны все, надеющиеся на Него.



Псалом Давида.

Зачем мятутся народы и племена замышляют тщетное? Восстают цари земли, и князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его. «Расторгнем узы их, и свергнем с себя оковы их». Живущий на небесах посмеется, Господь поругается им. Тогда скажет им во гневе Своем и яростью Своею приведет их в смятение: «Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею; возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя; проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе; Ты поразишь их жезлом железным; сокрушишь их, как сосуд горшечника». Итак вразумитесь, цари; научитесь, судьи земли! Служите Господу со страхом и радуйтесь с трепетом. Почтите Сына, чтобы Он не прогневался, и чтобы вам не погибнуть в пути вашем, ибо гнев Его возгорится вскоре. Блаженны все, уповающие на Него.

Второй псалом — один из тех, которые по преимуществу считаются мессианскими, т. е. возвещающими «Евангельское таинство» (свт. Григорий Нисский II, 8), говорящими о пришествии Спасителя. Так, в этом псалме, во-первых, порицается «злоумышление и лукавство иудеев» против Иисуса Христа (свт. Афанасий. К Марцеллину, 15, 26). Во-вторых, говорится о рождении Христа по плоти во времени: «пророк говорит там о плотском рождении ради нас Рожденного днесь (а днесь составляет часть времени), но всегда от Отца и во Отце сущего, Сына и Бога» (свт. Григорий Нисский). И в-третьих, о принятии язычниками Христа, покорении и уповании на Него.

Вскую шаташася языцы, и людие поучишася тщетным? Предсташа царие земстии, и князи собрашася вкупе на Господа и на Христа Его.

Первая тема о гонении на Христа получает раскрытие уже на страницах Нового Завета. В книге Деяний (4:25–27) первохристианская община во главе с апостолами толкует эти слова, понимая под ними указание на Ирода и Понтия Пилата «с язычниками и народом Израильским» (ст. 27), причем прямо со ссылкой на «отца нашего Давида», в чем можно видеть подтверждение его авторства.

В связи с темой отвержения Христа второй псалом с особенной силой звучит на Страстной седмице. В составе Царских часов в Великую Пятницу он говорит о тщетном замысле иудеев и возвещает победу, славу и воцарение Спасителя в мире, торжество Божьего замысла о спасении мира. Отдельные строки использованы в песнопениях на утрени Великой пятницы. Например, первый антифон почти буквально повторяет слова псалма: «Князи людстии собрашася на Господа и на Христа Его», а в славнике хвалитных стихир грозно провозглашается контраст уничижения и силы: «…и в десную Мою руку вдаша трость, да сокрушу их, яко сосуды скудельничи».

Господь рече ко Мне: Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя.

Вторая тема о Божественном Сыновстве Христа также звучит в апостольских писаниях со ссылкой на второй псалом. Так, в Деян. 13: 33 во время проповеди в Антиохии Писидийской ап. Павел приводит эти слова в доказательство исполнения Божьего обетования, данного отцам. А в послании к Евреям (1:5; 5:5) те же слова приводятся в подтверждение исключительности и несравненного преимущества Христа перед ангелами и первосвященниками. Иисус Христос — Сын, и поэтому Ему по природе принадлежат все дары, сила и власть, лишь отблески которой были дарованы ангелам и людям для служения.

Проси от Мене, и дам Ти языки достояние Твое, и одержание Твое концы земли. Упасеши я жезлом железным, яко сосуды скудельничи сокрушиши я.

Третья мысль псалма о конечной власти Христа над народами имеет явное отражение в книге Откровения, где говорится о рождении младенца от таинственной жены, «которому надлежало пасти все народы жезлом железным» (Откр. 12: 5). Ниже, в 19 главе, Христос изображен с мечом «чтобы им поражать народы. Он пасет их жезлом железным; Он топчет точило вина ярости и гнева Бога Вседержителя» (ст. 15). Такие параллели с Апокалипсисом сообщают псалму вместе и эсхатологический характер.

Рассмотрим некоторые трудные и неоднозначные для понимания, но при этом значимые места и понятия второго псалма.

Стих 3: Расторгнем узы их и отвержем от нас иго их. В этом псалме также как и в некоторых других не говорится прямо, какие слова кто говорит. Иногда это ясно по смыслу, иногда приходится догадываться и даже иметь в виду разные варианты. Если не смотреть на знаки препинания (двоеточия и кавычки), то возникает вопрос: кто произносит слова третьего стиха: Расторгнем узы их и отвержем от нас иго их? Мысль предыдущих строк кажется завершенной, и третий стих звучит как бы выводом из них3. Но остается неясным, кто же произносит этот призыв: Давид и мы с ним по отношению к язычникам и царям земным или как раз те самые цари земстии и князи по отношению к Господу и Христу Его? Древние толкования допускают оба варианта, однако на первом месте все же указывается второй, т. е. эту фразу говорят язычники, цари и князья, отвергающие Бога, Христа и Его иго. Поэтому в переводах иногда прямо вставляют слово: «говоря». Их восстание и состоит в свержении с себя ига Христова, которое «благо», и бремени Его, которое «легко есть» (Мф. 11:30). Однако Феодорит, как бы в раздумии, добавляет: «Но мне кажется, что Пресвятый Дух уверовавшим повелевает сказать это: „расторгнем узы их“, т. е. узы нечестивых язычников, и „отвержем от себя иго их“, т. е. иго беззаконных Иудеев».

Другим местом, требующим пояснения, являются знаменитые слова от лица Бога: Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя. (Ст. 7). У восточных отцов IV—V вв., свт. Григория Нисского, блж. Феодорита Кирского и в толковании свт. Афанасия вторая часть этого изречения понимается в смысле рождения Иисуса Христа по плоти, порой даже с особым акцентом. Например, у блж. Феодорита делается специальная оговорка: «изречение сие всякий верующий учению Божественного Духа да не относит к Божеству Владыки Христа». Такое понимание связано, возможно, с противоарианской полемикой. Временная категория «днесь», будучи прилагаема к Сыну Божьему, могла быть истолкована в смысле Его тварности и отвержения Его вечного бытия и Божества. Как и многие другие уничижительные места Писания о Сыне Божием, это указание на время по отношению к Его рождению истолковано отцами как Боговоплощение, «потому что слово „днесь“ указывает на время и употреблено в означение временного рождения» (Толкование свт. Афанасия).

Однако возможно все это выражение (Господь рече ко Мне: Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя.) понимать в вечном плане, в смысле предвечного рождения как образа бытия Второй Ипостаси. Так, свт. Филарет, митрополит Московский, пишет: «время сего речения столько же сокровенно, как самое рождение предвечного Слова из Отца». Эти слова «Отец глаголет к Сыну в недоведомой глубине Божества Своего. Откровение из сея глубины услышано Давидом, который изложил оное в настоящем псалме… Божие днесь несомненно есть неизреченное продолжение вечности, не имеющее ничего прошедшего или будущего». Понятие днесь свт. Филарет относит «ко внутреннему действию Божества, каковое есть рождение Сына»4. То есть слова о рождении Сына можно отнести и к вечному рождению Сына Божия.

Обе эти позиции совмещены в толковании этого места у блж. Августина: «Хотя, конечно, можно считать, что говорится в пророчестве о том дне, когда Иисус Христос родился по человечеству, однако днесь хотя означает настоящий момент, но в вечности нет чего-либо прошедшего, как бы переставшего быть, и нет будущего, как бы еще не наставшего, но только настоящее, т. к. то, что вечно, существует постоянно; тогда прекрасно и другое понимание этого выражения Аз днесь родих Тя, которым истиннейшая всеобщая вера возвещает совечное рождение Божией Премудрости и Силы, которая есть Единородный Сын»5.

Важным термином второго псалма является слово «Помазанник», оставленное в церковнославянском тексте без перевода — «Христос». Имея в виду долгую историю христологического понимания этого псалма, такой перевод не представляется натяжкой. Само ветхозаветное понимание помазанничества имело мессианское значение, будучи прилагаемо к царям, пророкам и священникам. Обетованный Мессия в высшей степени совмещает в Себе все эти три дара и по преимуществу есть Царь, Священник и Пророк, прообразом Которого были ветхозаветные помазанники.

В 6-м стихе говорится о воцарении Христа над святой Божией горой Сион, на которой стоял иерусалимский храм. Этот образ Сиона как места пребывания Бога неоднократно встречается в библейском богословии как понятие прообразовательное, мессианское и эсхатологическое. Сион стал образом ветхозаветной Церкви. Но как противопоставлены у ап. Павла (Гал. 4:25–26) земной и «вышний Иерусалим», так и понятие Сион (часто как синоним Иерусалима) также сохранило свое значение уже в применении к новозаветной Церкви, главой которой является Господь Иисус Христос.

Для аскетики важен 11 стих: Работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом. Сама терминология этих строк — страх и трепет — стала характерной при описании особо близких к Богу мистических состояний человека. А понятия страха и трепета — важными категориями отношений человека к Богу. Аскетическое понимание этого стиха раскрывается в 143 главе «Слова о молитве» Евагрия Понтийского: «Если только в несчастиях ты вспоминаешь о Судии и о том, сколь грозен и неподкупен Он, то ты еще не научился работать Господеви со страхом и радоваться Ему с трепетом (Пс. 2:11). Знай, что в духовных отрадах и праздниках Ему должно служить с большим благоговением и трепетом».

Священник Димитрий Румянцев,
магистр теологии


  1. раст0ргнимъ.
  2. Tвeржимъ.
  3. Отметим, что, вероятно, старые и нерегулярные формы «расторгним» и «отвержим», приведенные в сносках в некоторых изданиях Псалтири, указывают нам лишь на то, что это повелительное наклонение.
  4. Филарет (Дроздов), свт. Толкование 2-го псалма, составленное Филаретом, митрополитом Московским // Филаретовский альманах. Вып. 3. М.: ПСТГУ, 2007. С. 6–23.
  5. Augustinus. Ennarationes in psalmos // PL 36, col. 71.
Следующая статья
Работа с молодежью на приходе
© 2001—2018 Московская Епархия Русской Православной Церкви
119435, Москва, Новодевичий проезд, 1/1
(499) 246-08-81 (обращаем внимание на необходимость набора кода 499 перед номером)