Главная/Библиотека/Вестник Московской митрополии/№3-4 за 2014 год/

Заседание Священного Синода от 19 марта 2014 г.

19 марта 2014 г. в Синодальном зале официальной Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось первое в 2014 г. заседание Священного Синода Русской Православной Церкви.

Было принято решение включить в состав Священного Синода на правах постоянного члена Местоблюстителя Киевской митрополичьей кафедры митрополита Черновицкого и Буковинского Онуфрия (Журнал № 1).

Затем было заслушано сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о прошедшем 5–9 марта 2014 г. в Константинополе (Стамбуле) собрании Предстоятелей Поместных Православных Церквей, на котором было принято решение провести в 2016 г. Всеправославный Собор (№ 2).

Далее, в связи с последними событиями на Украине, было принято специальное Заявление (см.: стр. 19), в котором отмечается необходимость скорейшего разрешения в братской стране политического кризиса, а также выражается готовность Русской Православной Церкви оказывать всемерное содействие его урегулированию (№ 3).

Приниципиально такую же позицию занимает Священноначалие и в связи с ситуацией в Крыму (№ 4).

«Постановили: 1. Подчеркнуть, что Крым был и остается неотъемлемой частью нашей единой и многонациональной Церкви.

2. В этот переломный момент в истории Крыма вознести горячую молитву Господу, дабы никогда на крымской земле не пролилась братская кровь, дабы Господь хранил всех жителей полуострова — русских, украинцев, крымских татар и представителей других национальностей — в мире, благоденствии, единомыслии и любви.

3. Выразить убеждение, что в отношениях между братскими народами России и Украины не должно быть вопросов, которые решались бы силой оружия, вопреки воле людей.

4. Свидетельствовать, что Русская Православная Церковь, объемлющая народы России и Украины, движимая пастырской ответственностью, готова сделать все от нее зависящее для восстановления братских, добрососедских, исполненных взаимного уважения отношений между Россией и Украиной».

Были также заслушаны сообщения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла: о состоявшемся 25—30 января 2014 г. мирном визите в Русскую Православную Церковь Блаженнейшего Патриарха Великой Антиохии и всего Востока Иоанна X (№ 5); о состоявшихся Первосвятительских визитах в Волгоградскую (3 февраля 2014 г., в связи с участием в траурных мероприятиях, посвященных памяти жертв террористических актов, совершенных в Волгограде в конце декабря 2013 г.) и Екатеринодарскую (3—5 февраля, в связи с участием в мероприятиях, посвященных подготовке к открытию XXII зимних Олимпийских игр в Сочи) епархии Русской Православной Церкви (№ 6); о состоявшихся 26—29 января 2014 г. в Москве XXII Международных Рождественских образовательных чтениях (№ 7).

Затем Священный Синод имел повторное суждение в связи с прошением, поданным Преосвященным митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром о почислении его на покой по состоянию здоровья в связи с достижением 75-летнего возраста. Священный Синод удовлетворил это прошение и выразил сердечную благодарность Преосвященному Владимиру за многолетнее архипастырское окормление Санкт-Петербургской митрополии, которое отмечено многократным увеличением приходов, неустанной заботой о монастырях и духовных школах, установлением доброжелательного и конструктивного диалога с местными властями и общественными объединениями, а также за труды на многих других ответственных постах, включая служение в качестве постоянного члена Священного Синода.

В связи с этим также определено: митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским быть Преосвященному митрополиту Саранскому и Мордовскому Варсонофию, с временным сохранением за ним должности управляющего делами Московской Патриархии; первым заместителем управляющего делами Московской Патриархии назначить Преосвященного Савву, епископа Воскресенского, викария Патриарха Московского и всея Руси; митрополитом Саранским и Мордовским быть Преосвященному архиепископу Элистинскому и Калмыцкому Зиновию; временное управление Элистинской епархией поручить Преосвященному митрополиту Ставропольскому и Невинномысскому Кириллу (№ 8).

Было принято решение об образовании в пределах Пермского края Пермской митрополии, включающей в себя Пермскую, Кудымкарскую и Соликамскую епархии. Главой митрополии и, по определению, главой Пермской епархии с титулом «Пермский и Кунгурский», а также временным управляющим Соликамской епархией назначен Преосвященный митрополит Пермский и Соликамский Мефодий. Правящим архиереем Кудымкарской епархии с титулом «Кудымкарский и Верещагинский» назначен викарий Пермской епархии Преосвященный епископ Добрянский Никон (№ 9).

Был заслушан и одобрен рапорт председателя Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви Преосвященного митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Илариона с ходатайством об утверждении избрания клирика Восточно-Американской епархии священника Николая Ольховского епископом Манхэттенским, викарием Восточно-Американской епархии (№ 10).

Затем были рассмотрены вопросы о замещении вакантных кафедр Армавирской (Кубанская митрополия) и Кузнецкой (Пензенская митрополия) епархий, а также прошение Преосвященного митрополита Рижского и всея Латвии Александра о назначении викарного епископа. Были приняты следующие решения: правящим архиереем Армавирской епархии с титулом «Армавирский и Лабинский» избрать клирика Тихвинской епархии игумена Игнатия (Бузина) (№ 11); главой Кузнецкой епархии — клирика Пензенской епархии игумена Нестора (Люберанского) (№ 12); утвердить состоявшееся на Синоде Латвийской Православной Церкви 11 октября 2013 г. избрание клирика Рижской епархии игумена Иоанна (Сичевского) епископом Елгавским, викарием Рижской епархии (№ 13). Место наречения и хиротонии вышеуказанных клириков, по возведении их в сан архимандрита, решено оставить на благоусмотрение Патриарха Московского и всея Руси.

Были также утверждены одобренные 26 февраля 2014 г. Высшим Церковным Советом планы синодальных учреждений на 2014 г. (№ 14); тексты службы (№ 15) и акафиста (№ 16) прп. Серафиму Вырицкому. Текст утвержденной службы будет направлен для издания в Издательство Московской Патриархии, а текст акафиста должен быть опубликован в официальных церковных средствах массовой информации и направлен в Издательство Московской Патриархии для включения в богослужебные сборники.

Затем были заслушаны доклады председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата Преосвященного митрополита Волоколамского Илариона: о подготовке очередного заседания совместной российско-иранской комиссии по диалогу «Православие — Ислам» в Тегеране (Иран), в связи с чем был утвержден состав делегации Русской Православной Церкви на IX заседании вышеупомянутой комиссии 24—27 августа 2014 г. (№ 17); о состоявшемся 26 февраля 2014 г. в Санкт-Петербурге IV пленарном заседании Христианского межконфессионального консультативного комитета (№ 18); о поездке делегации Русской Православной Церкви в Прешов (Словакия) для участия в торжествах по случаю интронизации новоизбранного Блаженнейшего Митрополита Чешских земель и Словакии Ростислава (№ 19); о состоявшихся рабочих поездках: 14—19 января 2014 г. — в Мексику, 13—16 февраля 2014 г. — на Святую гору Афон, 21—23 февраля 2014 г. — в Великобританию, 24—25 февраля 2014 г. — в Грецию и на Кипр (№ 20).

Был заслушан и одобрен рапорт председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви Преосвященного архиепископа Верейского Евгения о поступившем прошении Преосвященного епископа Костромского и Галичского Ферапонта назначить ректором Костромской духовной семинарии проректора указанной семинарии священника Георгия Андрианова (№ 21). В связи с поступившим прошением ректора Казанской духовной семинарии Преосвященного митрополита Казанского и Татарстанского Анастасия с просьбой освободить его от должности ректора указанной семинарии в связи с возросшей загруженностью делами по управлению Татарстанской митрополией, принято решение данное прошение удовлетворить и назначить ректором семинарии заместителя председателя Издательского совета Русской Православной Церкви игумена Евфимия (Моисеева) (№ 22).

Утверждены прошения: Преосвященного митрополита Рязанского и Михайловского Вениамина — об утверждении в должности священноархимандрита Свято-Троицкого мужского монастыря города Рязани, а также Преосвященного епископа Сердобского и Спасского Митрофана — об утверждении в должности священноархимандрита Тихвинского Керенского мужского монастыря в селе Вадинск Пензенской области (№ 23).

Был рассмотрен рапорт председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству Преосвященного архиепископа Сергиево-Посадского Феогноста относительно поступивших прошений епархиальных архиереев об открытии и переносе монастырей, а также о назначении на должность и освобождении от должности игуменов, наместников и игумений монастырей (№ 24).

Священный Синод принял ряд кадровых решений относительно зарубежных епархий Русской Православной Церкви (№ 25).

ЗАЯВЛЕНИЕ
Священного Синода Русской Православной Церкви о ситуации на Украине

Внимание всего православного мира приковано к трагическим событиям, происходящим на земле Украины. В Киеве пролилась кровь. Беспорядки происходят по всей стране.

Откликаясь на эту острую ситуацию и звучавшие угрозы насильственного захвата храмов и монастырей Украинской Православной Церкви, Предстоятели Поместных Православных Церквей, собравшиеся 6–9 марта этого года в Стамбуле, совместно обратились с призывом о мирном преодолении гражданского противостояния и невмешательстве политических сил в церковные дела. Предстоятели также засвидетельствовали, что молятся о возвращении тех, кто находится сегодня вне церковного общения, в лоно Святой Церкви.

Собравшись сегодня на заседание Священного Синода, мы вновь обращаемся к дорогой нашему сердцу Украине и свидетельствуем о том, что Украинская Православная Церковь последовательно призывала и призывает к миру и к молитве, не отождествляясь (в отличие от ряда других религиозных организаций) с той или иной стороной политического противостояния. Ее верные чада проживают во всех областях Украины, она — крупнейшая религиозная община страны, которая живет одной жизнью со своим народом, находится рядом с ним в минуты трудностей и скорбей. В этом и заключается уникальный характер ее общественного служения, ибо на Украине живут люди, принадлежащие к разным этническим, языковым и культурным сообществам, имеющие различные политические взгляды. Некоторые пекутся о максимальной интеграции в политические структуры, созданные западноевропейскими государствами. Другие, напротив, стремятся к развитию отношений с народами исторической Руси, к сохранению своей самобытной культуры.

Противоположные общественные тенденции, попеременно берущие верх одна над другой, поляризуют украинское общество. Церковь, возвышаясь над этими разногласиями, не может отождествлять себя лишь с одной из упомянутых точек зрения. Напротив, каноническая Православная Церковь, хранящая общность со всем Православием, является единственной силой, которая во имя сохранения гражданского мира может примирить и объединить людей, придерживающихся диаметрально противоположных убеждений.

Миссия Церкви, священный долг всех ее чад — стремиться к миру на земле народов Святой Руси, призывать к отказу от языка ненависти и вражды. Что бы ни происходило в сфере межгосударственных отношений, как бы ни развивалось политическое противостояние — единство веры и братство людей, вышедших из единой крещальной купели, не вычеркнуть из общего прошлого. Верим, что не вычеркнуть его и из нашего общего будущего, в котором братские белорусский, русский, украинский и иные народы должны жить в мире, любви и солидарности.

Русская Православная Церковь неоднократно призывала не допустить насилия, кровопролития и братоубийственного противостояния на земле Украины. К сожалению, избежать трагических событий не удалось: погибли люди, многие пострадали. Поэтому сегодня вновь и вновь призываем всех, кому дорог украинский народ и мир на Украине: насилие не должно повториться.

Границы Церкви не определяются политическими предпочтениями, этническими различиями и даже государственными границами. Церковь хранит свое единство, несмотря на все переменчивые обстоятельства. При этом для нее принципиально важно, смогут ли народы исторической Руси уберечь те ценности, на которых зиждется христианская цивилизация, ценности, позволившие нам построить славное прошлое и, верим, делающие возможным достойное будущее.

Важно быть верными ценностному основанию, положенному Христовым Евангелием, и осуществлять вечный Божий закон не только в своей частной жизни, но и в жизни наших народов, в отношениях между ними, которые должны оставаться братскими даже во времена тяжелых испытаний. Пусть суд Божий, который осуществляется над каждым человеком и народом в истории, явит нас достойными тружениками виноградника Христова, верными Его истине и совершающими дела Его любви.

Вознося едиными устами молитвы ко Господу, мы призваны поступать, по слову святого апостола Павла, «со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира» (Еф. 4:1–3).

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.