Отвечаем на вопросы читателей

Зачем нужны церковные награды, особенно, для священнослужителей? Разве священники служат ради наград?

Отвечает благочинный Красногорского церковного округа протоиерей Константин Островский: Конечно, духовенство несет свою службу не ради каких-то знаков внимания начальства или внешних преимуществ. Хотя, к сожалению, и нам, священнослужителям, не чуждо тщеславие и честолюбие, но мы, как и все христиане, боремся с ними. И в этом смысле награды, как имеющие свойство возбуждать, гордость не нужны и даже вредны. Получая их, нужно напоминать себе, что, как бы нас ни возвеличивали люди, Бог знает наше недостоинство. Не получив ожидаемой награды, нужно вспомнить, что это гораздо полезнее для души, чем получение награды, даже, по житейским понятиям, заслуженной.

Как пища не только возбуждает чревоугодие, но и питает тело человека, так и награды не только имеют упомянутое отрицательное значение, но и являются важным инструментом управления. Это относится к любым человеческим сообществам, в том числе и к Церкви как организации.

Во-первых, награда дает знак для награждаемого, что награждающий настолько одобряет его деятельность, что даже ставит ее в пример другим. И это поощряет человека к усердию.

Во-вторых, награда дает знак для окружающих, что деятельность награжденного заслуживает одобрения начальства, и это поощряет их подражать доброму примеру.

Поэтому особенно важно, чтобы люди знали, за что полагаются награды, то есть знаком чего они являются (иначе знак ничего не будет означать). И очень важно, чтобы награждения совершались справедливо, а не по пристрастию или посторонним соображениям (иначе наградам не будут доверять).

Некоторые иерархические награды имеют еще и символическое значение. Набедренник и палица символизируют меч духовный, духовное оружие, то есть слово Божие. Камилавка символизирует умерщвление плоти, защиту от демонских воздействий, а также благодатный молитвенный дар. Поэтому набедренник, палица и камилавка остаются элементами богослужебного облачения духовенства независимо от того, используются они как награды или нет (например, в некоторых поместных церквах палицу носят все священники).

Поскольку церковное управление вверено Богом священноначалию, оно в разное время по-разному использует имеющиеся в его распоряжении способы управления, в том числе различные награды. Мы же, священнослужители и миряне, с послушанием и уважением принимаем решения священноначалия: награды принимаем с благодарностью и самоукорением, а задержку (если нам так кажется) наград — с сугубой благодарностью и смирением.

Каждый раз перед началом многодневного поста обещаю Богу строго соблюдать пост, но через какое-то время срываюсь и что-нибудь нарушаю. Что делать?

Отвечает протоиерей Константин Островский: Само по себе намерение строго исполнять церковные установления и, тем более, заповеди Божии, конечно, благое. Но, когда человек дает Богу обещание, например, никогда не нарушать пост или избавиться от какой-нибудь вредной привычки, это оказывается следствием не только его доброго намерения, но и надежды на собственные силы, которая, в свою очередь, корениться в гордости и в духовной неопытности.

Впрочем, неопытность, если человек хочет смиряться, исправима с Божьей помощью, — один, два, десять раз ошибется человек в надеждах на свои силы, но познает свою немощь и уже не будет обещать, а будет просить Бога дать силы исполнять Его заповеди и церковные установления.

Вера в свои силы порождает благочестивое на первый взгляд переживание, что исполнение заповедей и соблюдение, скажем, поста — это мои дары Богу. При таком настроении человек, если что-то доброе сделает, в сердце хвалит себя (да и как же не хвалить того, кто принес дар Богу!). А если ему случится впасть в малое или великое прегрешение, то казнит себя и готов погрузиться в отчаяние. На самом деле и полная свобода от страстей (духовное совершенство), и всякое, даже маленькое, доброе дело — это не наши дары Богу, а Божьи дары нам. Похвалы же заслуживает не тот, кому дарят, а тот, кто дарит. Поэтому благоразумный христианин если сделает какое-то доброе дело, то благодарит за это Бога, а самохвальные помыслы обличает как ложные и старается покаянной молитвой отогнать их.

Если же ему случится по Божьему попущению согрешить, то благоразумный христианин, хотя и скорбит о совершенном им зле, но не отчаивается, а смиряется, сознавая, что причиной, побудившей Бога наказать его грехопадением, явилась укоренившаяся в его сердце гордость.

Смирение привлекает дарования Божии, и в их числе душевную силу, для совершения добрых дел, а гордость навлекает гнев Божий и в конце концов вводит человека в тяжкие смертные грехи.

Зачем устраивать испытания при крещении ребенка? Знание молитв, Символа веры, Евангелие от Матфея и т. д. Вы что готовите особых людей как в секте? Господь говорил: идите и крестите, — от человека достаточно желание. И еще, мы выбрали в качестве крестной матери нашу знакомую, которая крещена в Армянской Церкви, но батюшка нам не разрешил.

Алексей

Отвечает настоятель Иоанно-Предтеченского храма села Ивановское Ногинского района протоиерей Игорь Гагарин: Без сомнения, перед тем, как крестить человека, священник должен выяснить, насколько тот готов к Крещению, понимает ли он смысл Таинства, насколько осознанна и правильна его вера. Готовиться к Крещению необходимо самым серьезным образом. В первые века существования Церкви подготовка длилась в течение двух лет. Вы говорите, что «достаточно желание». Желание, конечно, необходимо, но отнюдь не достаточно. Господь Иисус Христос, посылая учеников на проповедь, говорит им: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28:19–20). Обратите внимание — «научите». Крещение неотделимо от научения. В книге Деяний рассказывается, как апостол Филипп крестил эфиопского вельможу. Сначала он рассказал ему о Христе и когда тот захотел принять Крещение сказал: «если веруешь от всего сердца, можно» (Деян. 8:37). Вера является непременным условием крещения. Причем вера не слепая, а сознательная, опирающаяся на знание основных истин православного вероучения. Если же человек совершенно незнаком с Евангелием, как может он сознательно верить! Конечно же нужна подготовка! И мы, слава Богу, стараемся сейчас всех приходящих креститься готовить к этому величайшему событию. Если пока не удается делать это так основательно, как было раньше, все же стараемся раскрыть ему хотя бы самое главное, тот минимум, без которого Крещение будет формальным и не принесет плодов. В течение долгих лет у нас не было возможности заниматься катехизацией, так как в советские времена это было уголовно наказуемо, и в результате сейчас количество крещенных в несколько раз превосходит количество верующих. В древности часто было наоборот. Человек уже верил, но не спешил креститься, считая себя неготовым и недостойным. Сейчас же у нас многие крещенные ни разу в жизни не раскрывали Евангелие, не исповедались, не причащались и даже не знают, что это такое! Не должно так быть! Вы спросите, а при чем здесь дети! Детей мы можем крестить только в том случае, если уверены, что они получат христианское воспитание. Необходимо, чтобы верующими были родители. Кроме того, должен быть человек, который берет на себя ответственность помогать родителям в духовном воспитании ребенка, кто поможет ему воцерковиться, станет его проводником на путях церковной жизни, крестный отец или крестная мать. Разумеется, таким человеком не может быть тот, кто сам к Православной Церкви не принадлежит. Вот почему не может быть крестной матерью крещенная в Армяно-Григорианской Церкви. Как можно ввести другого туда, куда ты сам еще не вошел!

Скажите, пожалуйста, могу ли я отдать свой крестик маме? Я его ношу уже лет семь, меня в нем не крестили, но крест освящен.

Надежда

Отвечает протоиерей Игорь Гагарин: Видимым знаком принадлежности к Церкви по древней традиции является ношение нательного крестика. Такой крестик мы надеваем сразу же после совершения крещения, но это не означает, что носить необходимо только конкретно этот крестик. Думаю, что большинство православных по тем или иным причинам носят не те крестики, с которыми их крестили. Это совсем не важно. В любом случае, крест — святыня. Подарить его близкому человеку вполне допустимо, только надо быть уверенным, что этот дар будет принят с благоговением. Если же вы нашли нательный крестик, не пугайтесь. Суеверные люди видят в этом дурную примету. Но мы знаем, что любой крест, в том числе и найденный, — знак любви Христовой, Любви распятой за нас и воскресшей. Если нашли крестик, ни в коем случае не оставляйте его лежать, поднимите и бережно сохраните. Если же вас все-таки что-то смущает, принесите его в храм и отдайте священнику.

В Евангелии сказано «Возлюби ближнего своего как самого себя». А что значит любить себя в христианскоим понимании? Как научиться любить себя правильно, чтобы не уйти в другую крайность — эгоизм?

Юлия

Отвечает клирик Преображенского храма города Балашихи протоиерей Александр Бутрин: Начнем с того, что не всегда можно относиться к явлению эгоизма отрицательно. Понятие, определяемое словом «эгоизм», в первую очередь говорит нам о поведении человека, целиком определяемом мыслью о собственной пользе или выгоде. Чаще всего это приводит к тому, что индивид ставит свои интересы выше интересов других. И в таком случае с каким бы видом эгоизма мы бы ни сталкивались — национальным, религиозным, экономическим, внутрисемейным, общественным — это явление должно восприниматься нами как отрицательное. Чаще всего оно в таком контексте и встречается. Но если человек ведет себя в жизни таким образом, что постоянно приносит пользу своей душе, то он, безусловно, положительный эгоист (если можно так выразиться)! Можно также смело сказать (в христианском понимании), что нужно любить себя, любить свою душу, заботиться о ней, о ее спасении. И здесь мы должны обратиться к наставлению, которое дает наш Господь в Евангелии: Кто хочет душу свою спасти, тот погубит ее; а кто погубит душу свою ради Меня и Евангелия, тот спасет ее (Мк. 8:35). Эти слова Христовы, слова огромной важности и глубины, во многих умах могут вызвать недоумение. Ведь мы желаем спасти свою душу, а Господь говорит, что если мы будем к этому стремиться, то погубим ее, и для того, чтобы спасти душу, нужно погубить ее, — погубить ради Самого Господа Иисуса Христа и Евангелия. Что же это значит? Как это понять?

Конечно, в словах Христа не может быть ничего противоречивого. Нужно уметь правильно их понимать. И вот какой ответ на это недоумение дает нам Сам Господь: Кто хочет идти за Мною, да отвергнется себя и возьмет крест свой и за Мною идет (Мф. 16:24). Вот если это исполним, то душу свою спасем. Что же нужно для того, чтобы исполнить эти слова Христовы? Что значит отвергнуться себя? Отвергнуться себя — это значит стать послушным Господу Иисусу Христу, и послушным до конца, послушным до смерти. И здесь, конечно же, нет места эгоизму в его привычном понимании.

Как же можно спасительно любить самого себя? Например так, чтобы не наносить вред своему здоровью. Вот человек курит — он любит себя или нет? Ответ будет, конечно же, нет, не любит! Так пусть он полюбит себя и перестанет курить! Это будет непросто, но, если человек бросит пагубную привычку, то сделает себе великое благо. Он проявит деятельно любовь к себе и окружающим. Он в этом случае эгоист? В привычном понимании слова — нет, не эгоист, но в нашем понимании — эгоист, и это — здоровый, спасительный эгоизм. Любите себя, свою душу и заботьтесь о ближних и любите их!

Следующая статья
Предстоящие юбилеи июль — август 2012 г.
© 2001—2018 Московская Епархия Русской Православной Церкви
119435, Москва, Новодевичий проезд, 1/1
(499) 246-08-81 (обращаем внимание на необходимость набора кода 499 перед номером)