Л. Л. Шевченко. Преподавание православной культуры в детском саду

Каждый человек с рождения живет в мире отношений: с родителями, учителями, друзьями и недругами, начальниками. Часто построение отношений приносит разочарования, огорчения и иной эмоциональный дискомфорт. Для верующего человека все отношения определяются величиной константа — законом Божьим. От того, как он относится к Богу, зависят его отношения к окружающему миру, зависит выбор жизненного пути и, в конечном счете, — плоды жизни. Как помочь современным детям в обретении пути? И какие константные величины может пред-ложить современная система образования?

В настоящее время как на региональном, так и на федеральном уровне актуали-зируются задачи духовно-нравственного воспитания, которые находят развитие в постановке цели духовно-нравственного образования в государственных нормативных документах (см.: Концепция воспитания и развития личности гражданина России, Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования, в котором выделена новая предметная область «Духовно-нравственная культура народов России»), в появлении большого количества пособий, в подготовке педагогов к преподаванию духовно-нравственной культуры в системе государственного образования. Однако главная тенденция проявляется в интеграции усилий церковно-государственных социальных институтов в сохранения духовного здоровья молодежи. И хотя система церковного и светского образования — это два направления духовно-нравственного воспитания, в них уже определены единые подходы в разработке содержательной основы духовно-нравственного образования детей. Так, в Московской области как в системе православного, так и светского образования успешно используется образовательная программа «Духовно-нравственная культура. Православная культура» для дошкольного, школьного звена и разработанный на ее основе комплекс учебно-методических пособий («Православная культура» — для 1–10 классов и «Добрый мир. Православная культура для малышей» — для детских садов). Их содержание является культурологическим, что позволяет всем детям независимо от конфессиональной принадлежности познакомиться с религиозной культурной традицией России.

Основа духовно-нравственного воспитания закладывается в семье и продолжается в детском образовательном учреждении. Разработка указанных пособий для духовно-нравственного воспитания детей разных возрастов была начата в 2001 г. Основой отбора содержания явилось святоотеческое учение и труды великих педагогов отечественной школы, обращающих наше внимание на душевный и духовный мир детей, на то, как человек воспринимает окружающий мир, какие ценности выбирает. Вот и современный ребенок стоит перед тем же выбором. Какие же ценности он выбирает?

Ученик седьмого класса увидел в учебнике «Православная культура» для первого класса иллюстрацию «Заяц» художника Дюрера к теме «Красота Божьего мира». И он спросил: «На каком уроке рассказывают об этом добром зайце? Я хочу изучать этот предмет». Что же привлекло внимание семиклассника? Или, используя научные понятия, что стало мотивом учения? Видимо, прежде всего то, что, как воздух и пища, необходимые для жизни тела, является столь же важным для поддержания психологической устойчивости личности. В понятиях религиозной культуры — это то, что необходимо для ее целостного гармоничного духовного и душевного развития. Душа, будучи нематериальной, не может поддерживаться материальными «питательными» средствами. Так что же столь быстро опознает и выбирает себе в пользование душа современного ребенка (при условии предоставления ему возможности такого выбора)? Это — ценности любви, доброты, тепла семьи, честности и порядочности друзей, надежности, прочности общего дома — Родины. Все эти терминальные ценности жизни являются общими для всех людей. Человек, воспитанный в традициях религи-озной культуры, назовет, кроме них и, прежде всего, ценности веры, надежды и любви к Богу. Именно современные дети-акселераты при всей их внешне иногда агрессивной форме поведения в поисках точки опоры, как показывает практика, внутренне тянутся к тем вечным ценностям, которыми они были «вскормлены» в годы раннего детства.

Для маленьких детей доброта всегда остается самым ценным качеством взрослого человека. Кто самый добрый человек? Мама.

А религиозная культура расширяет дружеский круг: добрый человек — святой человек: вот великий русский святой преподобный батюшка Серафим Саровский всех людей добрыми словами утешал, «радостями» своими называл. И душа человека, ребенка в особенности, будучи, по словам Тертуллиана, христианкой, интуитивно ощущает доброту и тянется к ней как живому питающему источнику. Так у комплекта для дошколь-ников появилось название «Добрый мир».

Но религиозная культура говорит о том, что абсолютным всесовершенным Источником Добра (доброты) является Господь. Поэтому и душа человека, созданного по образу Божиему (об этом рассказывает великий источник духовной культуры — Библия), тянется к своему Первообразу. И если воспитание в самом прямом смысле понимается как «воспоить, воскормить», то задача духовно-нравственного образования заключается в том, чтобы «воспоить и воскормить» современных детей «водой жи-вой, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4:10–14) — познакомить с христианскими ценностями любви и доброты, текущими из вечного Источника, развить на этой основе чувства милосердия, сострадания, стыдливости, ответственности, научить доброделанию.

Содержание всех пособий объединено единой ценностной основой. Это православные духовно-нравственные ценности, на основе которых даются знания: о религиозной (духовной) культуре, как основе определения нравственных норм жизни людей (в контексте этнокультурной традиции); о религиозной культуре, как системе духовно-нравственных отношений (человека к Богу, к близким, к Родине, к себе, к миру природы); о религиозной культуре, как традиции жизни граждан России. Словарь духовно-нравственных понятий включает в терминальные понятия ценности жизни человека: «любовь», «доброта», «красота», «семья», «вера», «творчество», «героизм», «патриотизм», «счастье», «святость», др. Среди них главные — Бог, Спаситель, «спасение», «благодарение».

Представление материала в пособиях может быть названо маршрутами духов-ного краеведения. Духовное краеведение для малышей — это интегрированные творческие, игровые, исследовательские формы путешествий по путям святости — страницам Священной истории, ознакомление с окружающим миром на основе ценностей православной культуры. Библия рассказывает о том, что прекрасный мир Божий — все его творения: и бабочки, и кузнечики, и зайцы, и моря, и горы, и любимое создание Божие — человек были сотворены Божественной любовью. Все в мире премудро устроено и взаимосвязано: мысли и дела, природные явления и жизнь всего живого. Цель маршрутов духовного краеведения — открыть совместно с детьми образы доброго мира — мира Божьего, православные нрав-ственно-этические ценности, нормы и их отражение в традициях жизни взрослых и детей и объектах культуры.

В комплекте «Добрый мир» представлены две формы маршрута духовного краеведения — прогулок по дням творения. Первая — путешествия-прогулки в режиме повседневной жизни детей, на которых их внимание обращается в последовательности определенных библейских дней на творения окружающего мира (природы в рамках двора детского сада, парка, леса, луга и тех мест, которые дети посещают на прогулках). Вторая — путешествия в условиях учебной комнаты — по страницам книг Библии. Увиденные в окружающем мире явления объясняются на основе священных, литературных текстов, закрепляются в практических работах — рисовании, конструировании, музицировании, играх и т. п.

Творческий дар присущ каждому ребенку. Однако умение видеть красоту окружающего мира не дано каждому от рождения в равной степени. По свидетельству ученых, люди часто смотрят, но не видят какие-то видимые другим качества и, возможно, даже не догадываются об этом. Поэтому задача развития умения увидеть красоту творения является важной на начальном этапе знакомства с православной культурой. Способность воспринимать многообразие и красоту форм, цветов, звукового разнообразия мира подводит к пониманию того, что прекрасное не возникает само собой, но имеет своего Создателя. От умения видеть красоту окружающего мира ребенок подводится к пониманию целесообразности его устроения, взаимосвязанности явлений, мудрости законов, на основе которых выстроены отношения всего, что его окружает. Прекрасное, по словам ученых, пробуждает доброе. В маршрутах духовного краеведения ребенок делает открытие: оказывается, самые главные отношения, связывающие все живое в мире, — это отношения любви, доброты, сопереживания, милосердия, заботы. Развитие умения видеть многообразие форм проявления доброго, красивого в мире пробуждает у ребенка вопрос: а как сохранить этот добрый мир, в котором я живу, как должен человек относиться к природе, к животным, к другим людям? Понимание того, что у всего есть Творец, а православная культура называет его имя — Бог, подводит к еще одному открытию: пониманию того, почему люди так почитают Творца этого доброго, красивого мира.

Следующим маршрутом духовного краеведения является рассказ о тех законах, которыми Бог оберегает созданный мир и о том, как следует вести себя человеку в нем. Жизнь человека в мире — это выстроенная на основе Божественных законов система отно-шений. Они раскрываются детям не в виде отвлеченного для этого возраста знания понятий добра и зла, но четкого императива — «хорошо — плохо». Критерием являются христианские этические нормы — заповеди. Для начального ознакомления взяты те, которые Бог определил людям самыми первыми: быть послушным, любить, заботиться друг о друге, быть трудолюбивыми.

Дальнейшее движение маршрута духовного краеведения — отношения в непосредственной жизни детей. Что есть мир для ребенка? Это его семья, родной дом, место, где он живет, природа, животный мир — братья меньшие. А для христиан — важнейшая часть их жизни — это православный храм. И это направление маршрута духовного краеведения подводит детей к знакомству с традициями и ценностями жизни людей.

Маршрут «Ценности жизни христиан» знакомит детей с традициями жизни людей как радостью их жизни. Чему радуются христиане? Как все — в том числе — праздникам: среди них есть и Новый год с подарками, день рождения. Среди праздников есть и понятный детям День Ангела. Ведь и поздравления, и игры в этот день знакомые: «Каравай», например. Но православные праздники — не обычные. Это дни, в которые радуются о Господе Христе, Его Пресвятой Матери Богородице, добрых святых. Кого же так почитают христиане? За что любят? И почему елку наряжают к празднику Рождества?

Так, проходя маршрутами-путешествиями, дети знакомятся с ценностями доброй, благочестивой жизни, построенной на незыблемом, понятном каждому человеку основании — любви — абсолютной нравственной ценности жизни людей. Они подходят к пониманию смысла благодарения («спасибо») не как формального выполнения правил этикета общения, но как отношения человека к Творцу, одарившему каждого Божественными дарами — жизнью, красивым миром, любящими близкими, определившим разумные и понятные правила устроения доброй жизни, охраняющие человека от зла. Понимание смысла слова «спасибо» как отношения человека к Творцу мира завершает введение дошкольников в первый этический концентр единой программы «Духовно-нравственная культура». Формирование у детей к периоду начальной школы положительных нравственных ориентиров, основанных на непреходящих этических ценностях, способности общения, самооценки, показателями которых являются такие духовно-нравственные качества, как совесть, стыд, долг, милосердие, является планируемым результатом освоения общеобразовательной программы.

В состав комплекта «Добрый мир. Православная культура для малышей» входит восемь пособий, включающих комплекс разноплановых материалов, позволяющих осуществлять различные виды деятельности детей: слушание текстов и музыкальных произведений, пение, рисование, игровую, исследовательскую, досуговую деятельность, сочинение сказок, беседы, чтение, угадывание, театрализацию на основе ценностей православной культуры. Это четыре книги-хрестоматии с методическими комментариями для детей и взрослых: 1. Прогулки по дням творения /Устроение мира/; 2. Хорошо — плохо /Устроение отношений в мире/;3. Семья. Родина. Православный храм. Наши меньшие друзья /Устроение отношений в нашей жизни/; 4. Православные праздники. Чему мы радуемся? /Ценности жизни христиан/; методическое пособие (включает концепцию, программу, конспекты занятий, методические материалы); музыкальное пособие (звуковое музыкальное сопровождение маршрутов-путешествий); рабочая тетрадь (в ней представлены задания для творческих видов деятельности детей в соответствии с темами книг-хрестоматий); наглядные материалы (для иллюстрации темы «Православный храм»).

Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, ведущим образовательным концентром содержания пособий для дошкольников является этический концентр. В первой хрестоматии рассказывается о проявлении воли Божией, о мире и человеке в устроении мироздания. Это прогулки-путешествия по дням творения. Этические ценности раскрываются в контексте рассказов о Божественном устроении мира, как начало проявление воли Бога («Да будет…». Быт. 1:3) и результат Его действия («…все, что Он создал, хорошо весьма». Быт. 1:31).

Во второй хрестоматии Божественное определение «…хорошо весьма» конкретизи-руется в нормах и правилах, определенных человеку для жизни, как присутствие в его жизни абсолютного добра. Категории духов-ной жизни соприкасаются с нравственными характеристиками на уровне оценки поведения человека — «хорошо» — «плохо». В контексте христианской культуры «хорошо» и «добро» — понятия синонимические. Так как Бог есть Добро, то там, где человек отступает от Бога, он приближается к злу. Правила жизни были определены человеку Самим Богом. Это — послушание, любовь (милосердие), трудолюбие (забота о сотворенном мире). И ему следовало проявлять послушание воле своего Творца. Содержанием книги являются шесть тем — рассказов: «Что такое хорошо и что такое плохо» (о добре и зле); «Будь послушным!» (о послушании, трудолюбии); «Помоги!» (О милосердии, любви, заботе); «Не спорь! Прости!» (о прощении, упрямстве); ««Будь скромным! Не хвастайся» (о скромности и хвастовстве); ««Не кради! Не обманывай!» (о воровстве, хитрости, о смелости, о совести).

В третьей хрестоматии показываются примеры благочестивой жизни — того, как христианские нормы могут, должны или проявляются в устроении повседневных отношений жизни человека: в семье, в отношении к родной земле — Родине, о православном храме как средоточии жизни православного человека, в отношении к природе, животным — братьям меньшим, которые все есть творения Божии.

В четвертой хрестоматии рассказывается о счастье жизни христиан, о христи-анской радости, отразившихся в главных православных праздниках — Рождества Христова и Воскресения как событиях пути Божественного спасения человека. Завершает все книги тема благодарения человека Творцу как высшего духовного состояния человека.

Все указанные темы далее преемственно углубляются в программе и учебниках «Православная культура» для 1–11 классов.

Эпилог. Уже несколько лет на базе Духовно-просветительского культурного центра имени просветителей славянских Кирилла и Мефодия Московского государственного областного университета ведется подготовка учителей Московской области к преподаванию православной культуры в школах. Предметом регионального компонента является «Духовное краеведение Подмосковья». В настоящее время Министерством образования Московской области начата подготовка воспитателей детских садов по программе «Добрый мир». На занятиях воспитатели знакомятся с православным богословием, христианским искусством, педагогикой, слушают детские песни из «Доброго мира», смотрят детские иллюстрации в хрестоматиях, осваивают методику работы — проходят маршрутами духовного краеведения. Радуются, удивляются: неужели это войдет в образовательную систему? Доброе отзывается на доброе. Но и сомневаются: «Неужели это станет реальностью? Вы рассказываете нам такую красивую сказку!» Что вызывает скепсис? Неужели представление о возможности воспитания детей в добре стало утопией? Скорее, это наш «взрослый» пессимизм. А ребенок во все времена несет в себе те же ценности: доброты, любви. Вспомним главный вопрос жизни малыша: «Мама, ты меня любишь?» А самый хороший для него человек — человек добрый. Подтверждением того, что современный ребенок сохраняет духовные цен-ности, являются и детские рисунки участников Международного конкурса «Красота Божьего мира», которыми иллюстрированы книги комплекта «Добрый мир». К современным детям обращаются их сверстники, рассказывая о красивом, добром, радостном мире Божьем.

Сегодня педагог, как во все иные времена, размышляя над словами Иисуса Христа «Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царство Божие» (Мк. 10:14–16), совершает личный выбор пути.

Л. Л. Шевченко, доктор
педагогических наук, профессор

© 2001—2018 Московская Епархия Русской Православной Церкви
119435, Москва, Новодевичий проезд, 1/1
(499) 246-08-81 (обращаем внимание на необходимость набора кода 499 перед номером)