Главная/Библиотека/Вестник Московской митрополии/№9-10 за 2011 год/

Протоиерей Виктор Дорофеев. Опыт работы воскресных школ Московской епархии

В августе этого года по благословению Высокопреосвященнейшего Ювеналия, митрополита Крутицкого и Коломенского, были проведено Второе общеепархиальное собрание преподавателей воскресных школ Московской епархии, организованное Епархиальным отделом религиозного образования и катехизации и Методическим кабинетом при Отделе. Для удобства работы собрание было проведено в форме 4 кустовых конференций, которые проходили с 12 по 17 августа в Христорождественском храме города Мытищи, в Успенском храме города Красногорска, в Коломенской православной духовной семинарии и в Покровском храме с. Кудиново Ногинского района. Всего в работе конференций приняло участие около 350 священников, руководителей и преподавателей воскресных школ со всех благочиний Московской епархии.

Во время проведения первого собрания, проходившего в прошлом году, на всех конференциях делились своим опытом ведущие педагоги, имеющие значительный опыт работы в воскресных школах. В этом году конференции проводились по другому принципу. Ответственным за религиозное образование и катехизацию в благочиниях было предложено выбрать среди воскресных школ благочиния одну из лучших, а в этой школе — направление работы, где были получены значительные положительные результаты, имеются методические разработки, перспективные планы развития. Докладчики, представляющие эти направления, должны были представить в Методический кабинет в электронном виде обстоятельный доклад, отражающий все основные компоненты проводимой работы, а на конференции в коротком выступлении этот доклад представить. Электронную версию доклада предполагалось разместить на сайтах отдела образования и Методического кабинета Московской епархии. Таким образом, докладчикам предоставлялась возможность познакомить со своим опытом работы не только участников конференции, но и всех, кому эта работа интересна.

Тематика выступления сознательно не оговаривалась. Это дало возможность выявить наиболее актуальные направления работы, а также увидеть в целом проблемы и пробелы в работе по духовно-нравственному воспитанию учащихся в воскресных школах.

Одним из важных вопросов, который затрагивался в ряде выступлений — являлся вопрос цели работы воскресных школ и вытекающих из нее задач, методик, принципов построения учебно-методических пособий. Вопрос достаточно важный, поскольку от его понимания во многом зависит эффективность учебного процесса. Обычно целью деятельности воскресной школы ставят духовно-нравственное воспитание или воцерковление учащихся. Следование и одной, и другой цели в конечном итоге ведет к духовному становлению учащихся, поэтому обе формулировки представляются приемлемыми. Здесь возникает важный вопрос — что же понимается под духовно-нравственным воспитанием?

В рамках материалистически-светского понимания образованным, духовно-нравственным, воспитанным считается человек, который получил необходимые в жизни систематизированные знания, умения и навыки (то есть, получил образование), усвоил основные положительные принципы, ценностные ориентации, морально-этические нормы, существующие в обществе, и принял их как руководящие принципы в собственной жизни. Очевидно, эта формулировка не является точной, ведь практика показывает, что люди, жизнь которых вполне укладывается в рамки приведенного выше определения, могут в значительной степени менять свои нравственные установки, впадать в порочные страсти, например, алкоголизм, наркоманию, что не свойственно духовному человеку.

Одно из основных положений Православия — это существование в человеке бессмертной составляющей — души. Она может быть в различном состоянии — здоровой, наполненной жертвенной любовью к людям и всему миру, полной энергии, жажды жизни, деятельности, направленной ко благу. Душа может быть и бессильной, изъеденной пороком, наполненной озлобленностью и унынием. Это — два противоположных полюса состояния души. Человек, в зависимости от своей духовной направленности, приближается либо к одному, либо к другому полюсу. Очевидно, что состояние души влияет на земную жизнь человека, его социальное поведение, отношение к миру, физическое здоровье и т. д. Достигается чистота, одухотворенность души посредством жизни в рамках духовных законов, положенных Богом в основу мироздания, что позволяет человеку не ранить свою душу. Кроме этого, через молитву, доброделание, участие в таинствах, богослужениях человек приобщается Божественной энергии — благодати Святого Духа, действием которой очищается, одухотворяется, просветляются душа и совесть, взращиваются высшие нравственные качества. Такой человек сам становится источником света и духовной силы для многих людей, при этом обладание энциклопедическими знаниями здесь совсем необязательно. Преподобный Серафим Саровский, будучи одним из таких духовных светочей, по этому поводу говорил: «Стяжи дух мирен — и тысячи вокруг тебя спасутся».

Таким образом, с позиций Православия духовным можно назвать человека, в котором действием Божественной энергии — благодати — душа достигла достаточной чистоты и силы.

Термин «воспитание» в Православии имеет также существенное отличие от светского значения этого слова. Само слово происходит от глагола «питать» и имеет, помимо других, значение «вскармливать, взращивать». Это значение слова указывает на то, что в воспитании присутствует принципиально важная сторона — «взращивание» души. Человек сотворен по образу Божию и этот образ в каждом человеке неуничтожим, какую бы порочную жизнь человек ни вел. То есть, те нравственные качества, которые стараются родители и педагоги воспитать в ребенке, в нем уже изначально заложены. Задача воспитателя, а с возрастанием и самого человека — раскрыть в себе эти качества. В этом и есть цель христианского воспитания: получив образ Божий по сотворению, раскрыть его в себе (получить «образование»), что достигается христианским образом жизни. Коренное отличие воспитания мирского от духовного в том, что в первом случае морально-этические нормы усваиваются как данные извне образцы поведения, поэтому в некоторых случаях могут достаточно легко меняться, а во втором — раскрываются, взращиваются уже заложенные в душе человека нравственные принципы. И в этом случае человек, конечно, может изменить свои нравственные установки, но, чтобы это сделать, такому человеку нужно переступить через самого себя.

Современная педагогика, следуя светскому пониманию духовности, фактически не только не знает о таком понимании смысла духовно-нравственного воспитания, но и фактически не занимается воспитанием детей в общеупотребительном смысле этого слова. Главная задача современной школы — как можно больше загрузить ум школьника знаниями. Воскресные школы, к сожалению, нередко копируют систему преподавания общеобразовательных школ. Порой из самых лучших побуждений педагоги стараются дать детям как можно больше знаний. Несомненно, знания нужны, но вопрос в том, насколько они актуальны в каждом конкретном случае и для каждого конкретного учащегося? Если в младшем школьном возрасте дети при хорошо организованном учебном процессе с удовольствием изучают все, что им преподают, то дети более старшего возраста в этом отношении гораздо более разборчивы. Чтобы самоопределиться в нашем столь непростом мире, им нужны ответы на вопросы, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни. Если преподаваемые им знания не будут для них актуальны, они могут не только потерять к ним интерес, но и отказаться от занятий. Поэтому одним из главных приоритетов работы по духовно-нравственному воспитанию должна быть не задача вложить в голову современного школьника все накопленное за две тысячи лет богословское наследие Православия, а, при необходимом минимуме богословских знаний постараться увидеть современных учащихся с их внутренним миром, окружением, вопросами, проблемами и на доступном языке, образно, доходчиво изложить духовное понимание тех явлений, проблем которые их интересуют на каждой конкретной ступеньке духовно-нравственного и физического становления. Для кого-то это будет более углубленное изучение вопросов богословского характера, а для кого-то — вопрос отказа от явно безнравственных поступков. Иначе образовательный процесс может стать не только малоэффективным, но и привести к тому, что, потеряв интерес к учебе, дети уйдут из школы, а возможно, и из Церкви.

В подтверждение этих слов можно привести свидетельство «изнутри» — семнадцатилетней девушки Елизаветы Стариковой, обучавшейся в воскресной школе (Е.Старикова. Чего не знают родители. Размышления вчерашней школьницы. Даниловский благовестник. М., 2009). Приводя примеры из собственных наблюдений, когда мальчики алтарники выходили в облачениях в притвор храма и матерились, а девочки, расположившись на ступеньках храма, листали каталоги с косметикой и сплетничали, она рассуждает: «Почему так происходит? Да потому, что о духовной жизни, о том, что подростков волнует, с ними никто — за редким исключением — не говорит. А „духовная жизнь“ сводится к посещению храма, воскресной школы, периодическим исповедям и причастиям. Жить так, как учит Евангелие им и в голову не приходит. Может, где-то и по-другому. Но похожие проблемы, думаю, есть почти везде — оттого, что с детьми не говорят на самые главные темы в их жизни, не помогают разобраться в море негатива. Не объясняют, что христианство — это не обряды, а жизнь по другим, христианским законам…

Мне кажется, вряд ли воскресная школа в ее нынешнем виде может стать местом, где подросток решит свои проблемы…».

Эта проблема, к слову сказать, в полной мере касается и преподавания дисциплин духовно-нравственной направленности в общеобразовательных школах.

Связанная с этой проблемой трудность — практически отсутствие учебно-методических материалов по данной тематике. Об этом говорили несколько докладчиков, в частности настоятель Скорбященского храма города Клин протоиерей Борис Балашов:

«Для нормального обучения людей в воскресных школах разного уровня необходимо иметь учебные пособия, соответствующие культуре и менталитету тех людей, которых нам необходимо учить вере. И здесь есть очень острая проблема: таких пособий пока практически нет. Дореволюционные издания «Закона Божия" для этой цели совершенно не подходят. Вот уже два десятилетия многократно переиздается «Закон Божий" протоиерея Серафима Слободского. Первоначально эта книга сыграла серьезную положительную роль, так как в ней хорошо изложена информация о Священном Писании, вероучении Церкви и церковной жизни. Однако время на месте не стоит. Книга протоиерея Серафима Слободского была написана в духе начала ХХ века, а сейчас XXI век, другие люди и, тем более, совершенно другие дети.

Обучение детей и взрослых путем простого изложения информации уже не может приносить достойных плодов. Нужны учебные пособия, рассчитанные не на запоминание, а на понимание. Дети и молодежь практически не воспринимают знания, которые им не интересны и которые они сами не считают полезными. Поэтому необходимо все объяснять, выделять главное, показывать, как и зачем это нужно человеку. Учить людей вере, основываясь только на своем личном авторитете, бесполезно и бесперспективно».

Выход из этой ситуации — постараться понять проблемы учащихся и помочь в них разобраться, вести преподавание в форме диалога, искать новые, более эффективные формы работы.

На конференциях были прочитаны несколько докладов, посвященных новым интересным и эффективным формам работы. Это доклады настоятеля Христорождественского храма города Мытищи протоиерея Олега Шленова «Опыт перевода богослужебных текстов на русский язык на уроках церковнославянского языка», диакона Димитрия Котова, преподавателя воскресной школы Покровского храма города Дологопрудный «Изобразительное искусство как метод воспитания детей», Рустама (Романа) Мулаева, директора детской воскресной школы при храме Всех Святых, в земле Российской просиявших, города Белозерский «Новые методы работы в воскресной школе — многодневная игра «Встреча Рождества в древнем русском городе Белоозеро» и другие. Интересную форму работы апробировали в Казанском храме в Котельниках (Люберецкое благочиние, директор Воскресной школы Логинова Татьяна Николаевна). Здесь катехизацию детей и их родителей проводили через создание фильма о храмовом святом. Опытом преподавания протоиерея Ильи Шугаева поделилась в своем докладе «Особенности преподавания предметов духовно-нравственной направленности детям подросткового возраста» преподаватель воскресной школы при Михаило-Архангельском храме города Талдома Самцова Марина Владимировна. Вот небольшая выдержка из доклада:

«Отец Илия ведет в старшей группе (средний школьный возраст) предмет „Аскетика“ (основные понятия духовной жизни — о грехе, страстях и т. п.). Его старший сын Григорий (11 лет) категорически не хотел ходить в воскресную школу. Примерно в то же время батюшка начал применять метод диалога на своих занятиях; он уже практически не готовил теорию, а готовил вопросы для ребят. Например, смирение — это самоуничижение? Что значит смирение для известного художника или режиссера? Можно ли давать списывать или подсказывать другим на уроке? Пьянство — это болезнь или грех? И получалось, что больше половины урока говорили сами ребята! У них появилась возможность высказать свое мнение перед взрослыми. Ведь в школе их мнение никому не важно, дома — тоже рот затыкают (а Григорий очень любит все комментировать), свободно они общаются только среди сверстников, но это не совсем их удовлетворяет. После таких занятий Гриша с интересом стал ходить в школу.

Следующим экспериментом о. Илии был метод диалога о своих любимых песнях, т.н. „телефончики“. Ребята заранее должны были выбрать самую любимую песню в мобильном телефоне и рассказать, почему нравится эта песня, о чем в ней говорится… Одна девочка (13 лет) подготовила песню о любви к… ведьме! Батюшка, пока слушал, был в панике — что сказать, как правильно выразиться? И вот девочка стала объяснять, что эта песня — о неправильной любви, что нельзя заставить любить с помощью колдовства и заговора и т. п. Оказалось, она правильно истолковала смысл текста. А как без диалога можно было это понять?

На другом подобном занятии мы предложили ребятам рассказать о своих любимых книгах. Урок прошел так же познавательно для нас (взрослых) и интересно для них. Из этого следует, что ребята ХОТЯТ И ГОТОВЫ ДЕЛИТЬСЯ СВОИМ ВНУТРЕННИМ МИРОМ со взрослыми».

Еще одна проблема, возникающая при преподавании предметов духовно-нравственной направленности, — проблема усвоения полученных знаний. Понятно, что если даже учащийся выучит назубок заповеди, это совсем еще не означает, что он будет ими руководствоваться в своей жизни. Дети живут в мире, имеющем свои законы, которые далеко не всегда совпадают с нравственными нормами Православия. И какие принципы перевесят в душе ребенка в каждом конкретном случае — это еще вопрос. К сожалению, преподанные по принципу общеобразовательных школ знания нередко существуют в голове учащихся сами по себе, а жизнь диктует им свои законы. Получается ситуация, схожая с проблемой изучения иностранных языков в общеобразовательных школах: дети годами учат правила, слова, а реально, повстречавшись с иностранцем, подавляющее их большинство не может связать и двух слов. Почему так происходит, понятно — знания не закреплены практикой. Примерно то же нередко происходит и в отношении нравственных норм Православия. Просто заученные, они могут стать невостребованным баластом в памяти. Чтобы этого не произошло, необходима их актуализа-ция — учащиеся должны не только их запомнить, они еще должны понять и усвоить, как в каждой конкретной ситуации ими воспользоваться. Больше того, они должны почувствовать, что жизнь в рамках нравственных норм — путь к чистоте и радости, у них должно в душе возгореться желание жить духовно.

По этому вопросу протоиерей Борис Балашов привел пример, как ведутся занятия в воскресной школе его прихода — там десять заповедей изучают в течение года.

Еще одним из эффективных средств духовно-нравственного воспитания является создание на приходе или за его пределами интересной для учащихся среды, в которой они, находясь в благотворной атмосфере прихода, могут заниматься интересными для них делами. По этому направлению были также представлены несколько докладов. Это, в частности, доклады священника Олега Волкова, клирика Богоявленского собора города Ногинска (Богородское благочиние) «Организация летнего семейного отдыха на примере лагеря «Дружина», священника Михаила Тарасова, клирика Зачатьевского храма г. Чехова «Организация лагеря дневного пребывания в помещении воскресной школы», Одинцова Романа Юрьевича (Павлово-Посадское благочиние) «Православный военно-патриотический клуб „ВОХНА“ при храме Воскресения словущего города Павловский Посад». Особый интерес вызвал фильм и рассказ игумена Амвросия (Шевчука) о конно-спортивном клубе, организованном при храме святого великомученика Никиты деревни Бывалино Павлово-Посадского благочиния.

Таким образом, чтобы процесс духовно-нравственного воспитания был эффективным, необходимо:

— дать учащимся необходимый уровень богословских знаний;

— помочь им в духовно-нравственной ориентации в проблемах современного мира, в собственном духовном сомоопределении;

— актуализировать полученные учащимися знания;

— создать благоприятную развивающую среду.

Значительная часть докладов была посвящена опыту работы воскресных школ. Вдохновляющим и запоминающимся был доклад Вилковой Светланы Владиленовны, регента, учителя музыки (Рузское благочиние) «Организация музыкальных, развивающих занятий для разновозрастных детей в Воскресной школе». Она рассказала о создании детской воскресной школы при храме в деревне Васильевское, где, на сегодняшний день, проживает один ребёнок дошкольного возраста.

Участники всех конференций признали проведенную работу полезной. В дальнейшем предполагается более углубленно проработать вопрос соответствия методик и учебно-методического обеспечения воскресных школ поставленным перед воскресными школами целям, а также более основательно обсудить методики работы воскресных школ по отдельным направлениям.

Наиболее интересные доклады размещены на сайте Методического кабинета (www.pravmet.ru) в рубрике «Воскресные школы».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.