Главная/Библиотека/Вестник Московской митрополии/№5-6 за 2011 год/

Архипастырские посещения монастырей епархии

Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 2011 г. в своих деяниях уделил особое внимание монашествующим. Принятое Собором Определение «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви» освещает важные аспекты, касающиеся устроения монастырской жизни, в частности, содержит рекомендацию о том, чтобы епархиальные монастыри возглавлялись настоятелями. В Московской епархии все монашеские обители уже с момента их открытия возглавлялись настоятелями и настоятельницами. Принятое на Архиерейском Соборе «Положение о богослужебно-иерархических наградах Русской Православной Церкви» предусматривает для возглавления монастыря поставление в игуменский чин и вручение посоха.

Во исполнение решений Собора митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий начиная с Великого поста и в продолжение Светлой седмицы совершал поездки в подмосковные обители для возведения в игуменский сан и вручения посоха тем настоятелям и настоятельницам, которые ранее не имели этих наград. Начало рассказа об этих визитах Владыки митрополита опубликовано в предыдущем номере «Московских епархиальных ведомостей».

Белопесоцкий монастырь

История Свято-Троицкой обители, известной как Белопесоцкий монастырь, насчитывает уже более пяти столетий. По преданию, он был основан преподобным Сергием Радонежским. Первое упоминание о монастыре в летописях относится к 1380 г., когда в его стенах останавливалось шедшее на Куликово поле войско святого князя Димитрия Донского.

В давние неспокойные времена монастырь выполнял также роль крепости, призванной защищать родную землю от вражеских нашествий, но главной его защитой всегда была крепкая православная вера.

В XVI—XVII вв. монастырь постепенно обретал свой величественный вид.

В 1564 г. был заложен Троицкий собор — главный храм обители.

В конце XVII в. утративший свое важное военно-стратегическое значение монастырь был передан Коломенскому архиерейскому дому, в ведении которого оставался до 1700 г., когда по приказу Петра I обитель перешла в подчинение Троице-Сергиева монастыря. По ходатайствам коломенских владык монастырь был передан обратно лишь в 1764 г. С 1800 г. он стал самостоятельным. Духовное делание в Белопесоцкой обители продолжалось вплоть до революции. В 1916 г. в монастыре подвизалось 50 братьев.

Наиболее тяжелые и драматические испытания выпали на долю монастыря после революции 1917 г.: его ожидало осквернение и закрытие, монахов же — страшная гибель; в стенах монастыря поочередно располагались Исторический музей, общежитие для рабочих и лагерь для заключенных. Затем на долгие годы воцарилась мерзость запустения.

Но Бог поругаем не бывает — и древняя обитель воскресла! В мае 1993 г. на Светлой седмице Троицкий Белопесоцкий монастырь был открыт как женский.

2 апреля Свято-Троицкий Белопесоцкий монастырь с архипастырским визитом посетил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. За Божественной литургией в Троицком соборе Владыке митрополиту сослужили епископ Серпуховский Роман, благочинный Ступинского округа священник Александр Краля, иеромонах Николай (Летуновский) и духовенство обители. За богослужением молились глава Ступинского района П. И. Челпан, настоятельница Серпуховского Владычнего монастыря игумения Алексия (Петрова), а также настоятельница Белопесоцкой обители игумения Агния (Сударикова), торжественно возведенная Владыкой в этот сан на малом входе. По окончании Божественной литургии Владыка митрополит обратился с архипастырским словом к молящимся:

«Ваше Преосвященство, дорогой Владыка Роман, уважаемый Павел Иванович, матушка игумения Алексия, сестры святой обители, всечестные отцы, братья и сестры! Великий пост дается нам для того, чтобы мы это время, пребывая в благочестии и чистоте, размышляли о жизни своей и исповедовали своим духовникам свои грехи и пороки. Святая Церковь для этого учредила Таинство Покаяния, а через Причащение Святых Христовых Таин мы таинственно, но реально соединяемся с Господом и Спасителем нашим Иисусом Христом. И на каждой неделе в воскресные дни Великого поста за Литургией читается Святое Евангелие, утверждающее нас в вере Христовой. Вот и сегодня мы слышали евангельское повествование о том, как Христос Спаситель чудодейственно исцелил глухонемого. Это делается для нашего назидания, для напоминания о том, что Господь — целитель душ и телес наших. И так мы в период Великого поста духовно обновляемся и получаем Божию помощь, чтобы и дальше нести свой жизненный крест. Как духовные маячки, по нашей земле расположены храмы Божии, где мы духовно назидаемся и молимся, а особенное значение имеют монастыри, как мужские, так и женские. Потому что туда приходят люди, которые хотят полностью посвятить себя Богу и через жизнь свою, через служение свое помогать людям. Более 500 лет эта святая обитель является таким духовным прибежищем. Я сегодня прибыл сюда, чтобы совершить здесь Божественную литургию и возвести в сан игумении настоятельницу монастыря матушку Агнию. Я спешил до весеннего половодья, потому что знаю, что в этот период жизнь монастыря затрудняется. Пользуюсь присутствием здесь Павла Ивановича, главы Ступинского района, чтобы выразить ему нашу общую признательность за то, что вы в течение многих лет, Павел Иванович, проявляете внимание и личную заботу о возрождении этой святой обители и помощи ее насельницам. Во время таких явлений, как половодье, бывают стихийные бедствия, и наши монашествующие, да и сам этот древний памятник, могут попадать в трудное положение. Поэтому очень надеюсь, что вы и дальше по-отечески будете проявлять свое попечение об этой святой обители.

Дорогая матушка игумения! Я очень рад, что за сравнительно короткий период вы смогли здесь духовно укорениться, и, не только заботясь о своем личном спасении, но видя ваш святой пример, собралось здесь своего рода малое духовное стадо ваших соработниц в деле спасения. И я благодарен игумении Алексии, которая вас направила сюда по моему благословению, чтобы возглавить эту святую обитель. Присутствие множества народа сегодня, в субботний день, свидетельствует для меня о том, как духовно притягивает это святое место наших людей. Здесь они ищут духовного утешения, спасения о Господе. И величайшая ответственность лежит на вас, на каждой сестре, насельнице и труженице святой обители, чтобы никто не ушел отсюда неутешенным, чтобы получали радость, духовное облегчение и наставление. Здесь много лет беспорочно совершает свое служение отец Гермоген, и я рад, что сейчас уже два священнослужителя здесь, которые совершают постоянные богослужения. Сегодня, в этот радостный для всех нас день, я хочу вручить вам этот жезл как символ вашей игуменской власти в святой обители».

Затем с ответным словом к Владыке митрополиту обратилась игумения Агния. На молитвенную память в дар матушке настоятельнице митрополит Ювеналий преподнес изображение Честнаго и Животворящего Креста Господня. Со словом приветствия обратился также и глава Ступинского района П. И. Челпан.

Влахернский монастырь

6 апреля в Спасо-Влахернском женском монастыре в поселке Деденево Дмитровского района митрополит Ювеналий совершил Литургию Преждеосвященных Даров. Владыке сослужили епископ Серпуховский Роман, благочинный церквей Дмитровского округа протоиерей Афанасий Чорногуз, иеромонах Николай (Летуновский) и духовенство обители. За богослужением молились настоятельница Серпуховского Владычнего монастыря игумения Алексия (Петрова), настоятельница Александровского женского монастыря игумения Елисавета (Семенова), глава Дмитровского района В. В. Гаврилов, Л. В. Тягачев, член правления Союза православных женщин С. Н. Тягачева и глава городского поселения Деденево Е. Ю. Аничкина. На малом входе митрополит Ювеналий возвел настоятельницу Спасо-Влахернского монастыря монахиню Александру (Балабанову) в сан игумении.

По окончании богослужения митрополит Ювеналий обратился к собравшимся богомольцам с архипастырским словом. Владыка тепло поздравил всех присутствующих со светлым праздником Благовещения, отметив особенное небесное покровительство Пресвятой Богородицы женской обители.

Владыка митрополит сердечно поблагодарил Светлану Николаевну и Леонида Васильевича Тягачевых за принятое ими самое искреннее и активное участие в восстановлении древней обители.

Он напомнил о тех, еще совсем недавних, временах, когда возрождение Православия на Русской земле после долгих десятилетий гонений и безбожия только начиналось. Митрополит Ювеналий отметил, что многие духовные проблемы в нашем обществе сохраняются и сегодня.

«Теперь, когда люди возвращаются к своим корням, им порой необычно слышать призывы Церкви к нравственности, к борьбе с абортами, с пьянством, игроманией и всем, что унижает человеческое достоинство, что делает из человека животное. Но Святая Церковь неутомимо, постоянно напоминает о вере Христовой, что без веры невозможно жить на земле, что вера есть наша опора и надежда в нашей жизни», — сказал Владыка.

Митрополит Ювеналий также обратился с архипастырским наставлением к новопоставленной игумении Александре. Торжественно вручая матушке игуменский жезл, Владыка особенно напомнил о великой ответственности в деле самопожертвенного иноческого служения, к несению которого теперь призвана игумения Александра.

Затем с ответным словом к Владыке митрополиту обратилась игумения Александра. Приветственные речи произнесли также глава Дмитровского района В. В. Гаврилов, С. Н. Тягачева и глава городского поселения Деденево Е. Ю. Аничкина.

Монастыри Егорьевского района

13 апреля митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий посетил с архипастырским визитом монастыри Егорьевской земли.

Визит митрополита начался со Свято-Троицкого Мариинского монастыря.

Создание монастыря началось в конце XIX столетия со строительства на Егорьевском городском кладбище новой каменной церкви Святой Троицы. Инициатива строительства храма принадлежала егорьевскому городскому голове Никифору Михайловичу Бардыгину. Проект храма создал московский архитектор Иван Тимофеевич Барютин. Город выделил землю, и началось строительство, которое продолжалось три года.

Храм был торжественно освящен 24 октября 1883 г. епископом Рязанским и Зарайским Феоктистом (Поповым).

В 1885 г. Владыка также освятил правый придел церкви во имя святителя Никифора Цареградского — небесного покровителя Н. М. Бардыгина. Левый придел был освящен клириком рязанского кафедрального собора протоиереем Харлампием Романским во имя преподобной Марии Египетской — небесной покровительницы Марии Владимировны, супруги Н. М. Бардыгина, по завещанию которой и был впоследствии создан монастырь.

В 1892 г. при Троицком храме началось строительство двухэтажного кирпичного корпуса для городской богадельни, закончившееся лишь в 1898 г., спустя год после внезапной смерти Марии Владимировны. Она преставилась 25 августа 1897 г. в расцвете сил от тяжелой, быстроразвившейся болезни.

Открытие богадельни было приурочено ко дню первой годовщины со дня смерти Марии Владимировны и состоялось 25 августа 1898 г. Божественную литургию, а также открытие богадельни совершил епископ Рязанский и Зарайский Мелетий (Якимов).

12 апреля 1899 г. Святейший Синод удовлетворил прошение об учреждении при храме женской общины, а уже через год состоялось открытие Свято-Троицкого Мариинского женского монастыря, получившего свое название в честь Свято-Троицкого храма и преподобной Марии Египетской. Первой настоятельницей обители была назначена игумения Олимпиада (Бардыгина), родная сестра Никифора Михайловича. Он умер 13 ноября 1901 г. и был погребен в правом приделе Троицкого храма.

После революции обитель была разграблена, осквернена и закрыта. Многие монахини были арестованы, две послушницы Свято-Троицкого Мариинского монастыря — Антонина (Новикова) и Надежда (Круглова) были расстреляны в 1938 г. в Бутово. Впоследствии они были причислены к лику святых.

Возрождение монастыря началось 7 января 2000 г., когда впервые в его стенах после долгих лет мерзости запустения была совершена Божественная литургия, а в 2006 г. по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия при Троицком храме вновь была открыта женская община.

13 апреля, в исторический для обители день, у врат монастыря Владыку встречала настоятельница монахиня Илария (Иляхинская), благочинный церквей Егорьевского округа игумен Никодим (Лунев) и глава Егорьевского района М. Т. Лавров.

Его Высокопреосвященству сослужили благочинный монастырей Московской епархии епископ Серпуховский Роман, благочинный церквей Егорьевского округа игумен Никодим (Лунев) и духовенство Егорьевского благочиния. На малом входе Владыка митрополит возвел монахиню Иларию в сан игумении и к празднику Святой Пасхи наградил духовенство богослужебными наградами.

По окончании богослужения митрополит Ювеналий обратился к собравшимся богомольцам с архипастырским словом. Владыка искренне поздравил игумению Иларию с возведением в сан и тружеников благочиния с получением Патриарших наград.

В ответном слове настоятельница монастыря поблагодарила Владыку за оказанное высокое доверие и преподнесла икону преподобномучениц Антонины и Надежды, подвизавшихся в этой обители.

По окончании богослужения в Егорьевской обители митрополит Ювеналий совершил поездку в Александро-Невский собор и осмотрел ход реставрационных работ.

Затем Владыка и гости направились в Казанский монастырь села Колычево. В надвратном храме монастыря Владыка митрополит совершил чин возведения монахини Марии (Макаровой) в сан игумении с вручением ей жезла.

По окончании торжественного чина в присутствии множества прихожан Архипастырь поздравил матушку Марию с принятием сана и сказал проникновенное слово о Казанской обители и ее судьбе. Его Высокопреосвященство выразил радость от возможности посещения монастыря. Он отметил, что окончательное восстановление монастыря потребует еще немалых сил и средств. Однако внешний вид нисколько не прибавляет достоинства в очах Божиих.

«Из многих монастырей нашего Подмосковья эта обитель, можно сказать, внешне в самом убогом состоянии, но Господь смотрит на сердца людей, Господь обитает там, где есть смирение, где есть терпение», — отметил Владыка.

После осмотра Казанского монастыря митрополит Ювеналий направился в древний Николо-Радовицкий монастырь.

История сей древней обители не менее драматична. Основанный в XV в. древний монастырь на протяжении 70 лет подвергался надруганию и полному разрушению. Казалось, что мерзости запустения так и не придет конец, пока Владыка митрополит в 2006 г. не назначил сюда игумена Августина (Французова) и ходатайствовал о возобновлении на этом месте монашеской жизни. Через год уже состоялось открытие монастыря. В 2009-м г. вместе с восстановлением надвратного Петропавловского храма состоялось знаменательное для монастыря событие — возвращение в обитель ее главной святыни, чудотворного резного образа святителя Николая. В прошлом году восстал из руин главный монастырский собор Рождества Богородицы.

В Богородице-Рождественском храме Его Высокопреосвященство обратился ко всем собравшимся с архипастырским словом. Отметив значительные успехи братии и всей Церкви в благом деле возрождения древней обители, Владыка напомнил о необходимости духовного возрождения, на пути к которому предстоит сделать еще очень и очень многое:

«Но есть у нашей миссии еще другая задача — духовное возрождение, которое дается гораздо труднее, чем реставрация порушенных зданий. Эта задача возложена в этом святом месте на вас, дорогой отец игумен Августин, собрать достойную братию, священнослужителей для постоянной молитвы здесь и духовно окормлять тех, которые и паломничают сюда, и которые избирают это место как приход, как место для постоянной молитвы».

Митрополит Ювеналий также выразил надежду на скорое и окончательное восстановление обители, воздав благодарение Богу и воззвав к неустанному предстательству небесного покровителя монастыря — святителя Николая Чудотворца.

За общей монастырской трапезой, которая состояла из чая и ягод, собранных монахами, архипастырь обсудил со строителями и реставраторами монастыря проблемы и задачи по восстановлению обители.

11 августа текущего года Владыка намеревается вновь посетить древний монастырь. Это будет архипастырский визит с освящением еще одного, самого древнего, восстановленного храма в честь святых Богоотец Иоакима и Анны. И в том, что храм к этому моменту предстанет в своем благолепии, уже никто не сомневается.

Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий в своем визите на Егорьевскую землю духовно укрепил монашествующих и священнослужителей, которые, в свою очередь приняв благословение, получили залог ответственности в несении своего нелегкого креста.

Монастыри Можайского района

15 апреля, в заключительный день Святой Четыредесятницы, после которой до Светлого дня Пасхи остается Вербное воскресенье и Страстная седмица, митрополит Ювеналий посетил святые обители Можайской земли.

Визит Владыки митрополита начался с Колоцкого женского монастыря — одного из древнейших в Московской епархии.

История монастыря уходит в далекие времена. По преданию, в начале XV в. некоему крестьянину Луке у реки Колочь была явлена чудотворная икона Божией Матери, после чего благоверный князь Андрей Дмитриевич Можайский принял решение основать на этом месте монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы.

В нелегкую годину обитель не раз мужественно принимала на себя удары неприятеля. Так было во время польских нашествий Смутного времени, так было и в Отечественную войну 1812 г., когда монастырь одно время находился на самой линии фронта и был беспощадно осквернен и разграблен уже стремительно отступавшей «армией двенадцати языков».

В стенах обители побывали многие выдающиеся личности русской истории: император Александр I, цесаревич Александр Николаевич (будущий император Александр II), митрополит Московский Платон (Левшин), фельдмаршал М. И. Кутузов, поэт-партизан, полковник Денис Давыдов и многие другие.

Вскоре после революции монастырь был закрыт и разрушен. На долгие годы забылась память о святом месте. Но велика милость Божия, и древняя обитель восстала из небытия.

В 1993 г. по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия монастырь открылся вновь как подворье Спасо-Бородинского женского монастыря. Четыре года спустя древняя обитель стала самостоятельной и была преобразована в Успенский Колоцкий женский монастырь.

Первое празднование Колочской иконы Божией Матери во вновь открытой обители совпало с 585-летием со дня явления чудотворного образа. Особенным событием для жизни монастыря стал визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в. июле 1999 г.

Ныне Успенский Колоцкий женский монастырь действует постоянно и продолжает возрождаться, насельницы обители активно занимаются социальной и благотворительной деятельностью.

15 апреля 2011 г. Владыка Ювеналий совершил в Колоцком монастыре Литургию Преждеосвященных Даров в сослужении благочинного монастырей епископа Серпуховского Романа, благочинного Можайского округа игумена Даниила (Жирнова) и духовенства Можайского благочиния и Колоцкого монастыря.

На торжественном богослужении присутствовали глава администрации Можайского района Д. М. Беланович, глава администрации города Можайска И. В. Сунгуров, глава администрации городского поселения Уваровка А. А. Привалов, настоятельница Спасо-Бородинского монастыря игумения Серафима (Исаева) с сестрами обители, сотрудники Бородинского военно-исторического музея-заповедника.

За Божественной литургией Владыка Ювеналий возвел настоятельницу Успенского Колоцкого монастыря монахиню Амвросию (Гавриневу) в сан игумении. По окончании богослужения Владыка обратился с архипастырским словом, в котором указал на особенную важность покаяния как духовного лекарства, необходимого для окончательной победы над грехом. Митрополит Ювеналий также поздравил игумению Амвросию с принятием сана, обязывающего ее к добросовестному и самопожертвенному несению креста высокого игуменского служения. Затем Его Высокопреосвященство торжественно вручил матушке настоятельнице игуменский жезл.

Из Колоцкого монастыря Владыка митрополит направился в Спасо-Бородинский женский монастырь, где во Владимирском соборе обратился к сестрам со словами ободрения и наставления:

«Ваше Преосвященство, дорогая матушка игумения Серафима! Совершив сегодня Литургию Преждеосвященных Даров в Колоцком монастыре и возведя монахиню Амвросию в сан игумении, я вспоминаю, как минувший очередной юбилей Бородинской битвы готовили в комиссии, в которой я тоже тогда трудился. На заседании шла дискуссия, когда говорили, стоит ли красить крышу, стоит ли еще что-то поновлять, потому что впереди большой юбилей, и тогда все будет фундаментально сделано, а я с улыбкой говорил, что надо покрасить обязательно, неизвестно, дойдут ли руки потом, и вот, слава Богу, мы сегодня посещаем обитель, видим следы тех трудов, тех достижений. И самое ценное для нас, что здесь есть сестричество монастырское, которое исполняет традиции двухсотлетней давности, по благословению святителя Филарета, митрополита Московского, и основательницы монастыря матушки игумении Марии, повседневно возносить молитвы о воинах, на поле Бородинском убиенных. Это святая миссия нашей Церкви. И Владимирский храм — памятник этим воинам, отдавшим жизнь за родную землю. Раньше считали, что все победы достигнуты милостью и силой Божией. В знак благодарности Господу воздвигали храмы. Так вот воздвигнут Храм Христа Спасителя в Москве и, мало кто знает, Троицкий собор в Подольске. То, что сейчас обитель имеет возрожденную монашескую сестринскую общину, — это продолжение святой традиции, которая зародилась двести лет назад. И мы молим Господа, чтобы не прекращалась эта традиция на Руси. Мы не унываем, когда видим, что не все еще так совершенно на этой земле. Промысел Божий ведет нас ко спасению.

Желаю оставшиеся несколько дней до Пасхи Христовой провести в молитве, посте, воздержании и мире духовном, чтобы с радостью встретить и поклониться Светлому Христову Воскресению».

Затем Владыка осмотрел сестринский корпус, помещения воскресной школы и просфорни.

Архипастырский визит Владыки Ювеналия в Можайск завершился посещением Лужецкого Богородицерождественского Ферапонтова монастыря. В древнем соборе святой обители Архипастырь, произнеся назидательное слово, торжественно вручил жезл игумену Мефодию (Соколову) — настоятелю монастыря.

«Всечестной отец Мефодий! Я очень рад вновь посетить эту древнюю, духовно прославленную обитель, которая более шестисот лет привлекает сюда людей, ищущих спасения. Ты пребываешь в этом монастыре в качестве настоятеля обители в период, когда в условиях свободы возрождается церковная жизнь в России. Она возрождается и на территории нашего Подмосковья, в Московской епархии, по всем направлениям. Это и возрождение порушенных святынь, и строительство новых храмов, и возрождение монашеской жизни. Последнее является особым подвигом людей, которые дают обет всецело посвятить себя служению Богу, Церкви и ближним. По многим причинам это очень трудно совершать. Я не говорю уже, что монахи приходят на оскверненные и порушенные руины монастырей и храмов, а преемственность монашеских традиций потеряна. И сегодня мы ее по крупицам, можно сказать, воссоздаем на основании Евангельского учения, предания и истории монашества в Православной Церкви, и, в частности, на Руси. И поэтому перед Богом и людьми подвиг монашества в Русской Церкви особенно дорог и ценен, но, я хотел бы отметить, — и очень ответствен. Потому что порой на духовенство, на монашествующих люди смотрят как на пример того, как нужно воплощать в жизни Евангельское учение. И благо нам, когда мы идем по этим стопам Христа и заповеданным нам преданиям преподобных и богоносных отцов. Но прямо скажу — горе нам, когда мы нарушаем свои обеты, когда мы живем по распутьям мира сего и становимся солью обуявшей, которая никуда уже не годна и ее можно только выбросить на попрание людям. Я очень рад, что в этом древнем месте, где почивают такие величайшие святыни, вы вместе с малой братией вдохновляетесь святыми примерами и показываете жизнь, соответствующую своему призванию. Об этом хочется сказать в сегодняшний день, когда мы завершили подвиг Святой Четыредесятницы. Когда мы стоим на пороге воспоминаний о страданиях Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, когда мы уже предвкушаем спасительную радость Светлого Христова Воскресения. С этими мыслями я приехал сюда, чтобы вручить тебе игуменский жезл как символ твоей духовной власти в обители.

Власть на земле по-разному понимается. В Церкви тоже имеется духовная власть, но она по природе своей имеет значение, отличное по сравнению со светской властью. Это власть, которая дана Богом, — прощать и разрешать грехи людей, вести их ко спасению в Царствие Божие. И этой властью нужно пользоваться со смирением и глубоким терпением, сопровождая свое служение горячей молитвой. С этими мыслями я хочу вручить тебе этот символ твоей духовной власти для того, чтобы вооружить тебя для стояния в вере.

Всечестный игумен Мефодий, приими сей жезл, им же утверждей паству твою, да правиши, якоже и слово имаши отдати за ню нашему Богу во дни суда».

Посещая святые обители, общаясь на протяжении всего дня с руководителями района и города, Владыка Ювеналий вникал во все проблемы и трудности монастырской жизни, восстановления храмов, выражая надежду на проведение достойной подготовки к важнейшему грядущему событию Можайской земли и всей России — 200-летнему юбилею победы нашего народа в Отечественной войне 1812 года.

Новодевичий монастырь

29 мая, в Неделю о слепом, митрополит Ювеналий совершил Божественную литургию в Успенском храме Новодевичьего монастыря в сослужении архиепископа Можайского Григория и духовенства обители. На малом входе Владыка митрополит вручил настоятельнице монастыря игумении Маргарите (Феоктистовой) игуменский жезл.

По окончании богослужения Владыка обратился к молящимся с архипастырским словом:

«Возлюбленные и дорогие братья и сестры! Незаметно проходит время. Совсем недавно мы в радости духовной встречали великий и спасительный праздник Святой Пасхи, а уже на предстоящей неделе будет отдание этого праздника и вскоре — Вознесение Господне, когда Воскресший Христос после сорокадневного пребывания Своего на земле, после явления женам-мироносицам, святым апостолам, множеству верующих во уверение их в истинности Своего Воскресения вознесся на небо. И Господь с тех пор пребывает с верными, как Он и обещал, „до скончания века“ (Мф. 28:20).

Сегодня читалось Евангелие о чудесном исцелении слепорожденного. Христос сотворил это чудо, показывая нам, что Он Небесный посланник, что Он Сын Божий, что обычный человек не может сотворить такого. И хочется сказать, как жалки и несчастны те, которые не воспринимают Христа как Спасителя. Вспомните первый день Пасхи — ликование жен-мироносиц, святых апостолов и в то же время томление одного из них — апостола Фомы, который не мог воспринять сердцем своим, что после крестной смерти Господь снова жив, Господь воскрес. И как ликовало сердце Фомы при явлении ему Воскресшего Христа. Он и не пытался прикоснуться к его ребрам и ранам, а только воскликнул: „Господь мой и Бог мой!“ (Ин. 21:28) Это определило всю его последующую жизнь, и он до самой своей мученической кончины проповедовал Христа Спасителя.

И вот сегодняшний пример из Евангелия: одни свидетельствуют, что Господь сотворил чудо, и исповедует Господа исцеленный, а другие „исследователи“ этого чуда остаются глухи и не принимают Христа как Бога. Так и до сегодняшнего дня, братья и сестры, мы видим одних во свете Христовом ходящих и вдохновляющихся верой в Господа и Спасителя, а другие остаются в стороне от этой великой радости. И мне хочется сегодня закончить это слово молитвой, которая произносится за нашим богослужением: „Христе, Свете Истинный, просвещаяй и освящаяй всякого человека, грядущего в мир, да знаменуется на нас свет Лица Твоего, да в Нем узрим свет неприступный, и исправи стопы наши к деланию заповедей Твоих, молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех Твоих святых. Аминь“. Призываю на всех вас благословение Воскресшего Господа. Христос Воскресе!»

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.