Исторические вехи возрождения праздника славянской письменности и культуры

24 мая (11 мая по ст. ст.) Церковь молитвенно чтит память святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских. Подвиг личной святости солунских братьев пребывает в неразрывном единстве с подвигом их просветительского, миссионерского служения среди славянских народов, что уже тогда, в IX в., стало залогом глубокого взаимопроникновения судеб Православия, исторического развития Руси и славянской цивилизации.

Деятельность Кирилла и Мефодия отнюдь не ограничивалась языковыми реформами, направленными на обогащение недостаточно развитого в то время славянского языка. Она не укладывалась даже в рамки собственно церковного служения. Осуществленные ими переводы Евангелия, Деяний святых апостолов, иных книг Священного Писания, а также текстов церковных служб подарили славянским народам судьбоносную возможность совершать богослужения на родном языке. Это открывало путь к освящению, воцерковлению славянского слова, самой картины мира, запечатленной в языке и сознании славянских народов, приобщало их к Истине и непреходящей красоте Вселенского Православия, а в историческом плане способствовало последующему становлению самобытной культуры и государственности. Для истории Церкви, а также в контексте реалий ее сегодняшнего бытия подобный опыт миссионерского делания, произрастающий из решения на первый взгляд сугубо практических задач, оказывается весьма плодотворным и поучительным.

Святые равноапостольные просветители славян, братья Кирилл и Мефодий,­ происходили из знатной семьи, жившей в греческом городе Солуни (ныне Фессалоники). Святой Мефодий был старшим из семи братьев, а Константин (в монашестве Кирилл) — самым младшим. Святой Мефодий сначала служил, как и отец его, воеводой в славянском княжестве Славинии, бывшем тогда под греческой державой. Пробыв в этом чине около 10 лет и познав мирскую суету, Мефодий оставил армию и ушел подвизаться на гору Олимп. Святой Константин в совершенстве постиг все науки своего времени и многие языки, и за свой ум и выдающиеся познания получил прозвание Философа. Когда к византийскому императору Михаилу пришли послы от князя Ростислава с просьбой прислать в Моравию учителей, которые могли бы проповедовать на родном для славян языке, то император послал туда святых братьев. Там они, ведя широкую евангельскую проповедь, составили славянскую азбуку и перевели книги Священного Писания и книги, без которых не могло совершаться богослужение.

Почти сразу после смерти оба брата были причислены к лику святых. Сегодня имена великих просветителей славянских народов благоговейно чтутся православными христианами России, Украины, Беларуси, Болгарии, Сербии и других стран. В Русской Православной Церкви память равноапостольных просветителей славян чествуется с XI в., а древнейшие службы святым, дошедшие до нашего времени, относятся к XIII в.

Славянский книжный язык получил распространение в качестве общего языка для многих славянских народов. Им пользовались южные славяне (болгары, сербы, хорваты), западные славяне (чехи, словаки), восточные славяне (украинцы, белорусы, русские). Разработанная Кириллом и Мефодием письменность оказала огромное влияние на развитие русской книжности и литературы. В сознании многих поколений славян святые Кирилл и Мефодий стали символами славянского письма и славянской культуры.

Празднование памяти святых братьев всегда имело место у всех славянских народов, но под влиянием различных исторических и политических обстоятельств подчас уходило в тень. Так и в России этот день, отмечаемый преимущественно Церковью, приблизительно с XVI в. был предан забвению.

Интерес к наследию равноапостольных Кирилла и Мефодия постепенно начинает возвращаться в XIX в. Первым шагом к этому послужил императорский указ 1835 г., официально вводивший преподавание славянских языков в университетах Москвы, Петербурга, Харькова и Казани. Это и не удивительно, ведь в мире насчитывается около 60-ти народов, чья письменность основывается на кириллице. Официально на государственном уровне праздник был впервые торжественно отмечен в 1863 г., в связи с 1000-летием создания славянской азбуки святыми Кириллом и Мефодием, культурно-историческое наследие которых и положило основание величественному зданию славянской письменности и культуры. С тех пор в нашей стране стали возникать общественные организации, славянские общины, комитеты и братства. В XIX в. к этому дню приурочивали крестные ходы и большие благотворительные вечера.

В 1885 г. в связи с 1000-летием со дня кончины равноапостольного Мефодия указом Святейшего Синода празднование памяти славянских учителей было отнесено к средним церковным праздникам. Тем же указом определено «в молитвах на литии, по Евангелии на утрени перед каноном, на отпустах, а равно во всех молитвах, в коих поминаются вселенские святители Русской Церкви, поминать после имени святителя Николая архиепископа Мирликийского чудотворца, имена: иже во святых отец наших Мефодия и Кирилла, учителей Словенских».

В конце ХХ в., после периода суровых гонений на Церковь, праздник славянской письменности и культуры возрождался постепенно. Первым шагом в этом направлении стало 1100-летие со дня блаженной кончины святителя Мефодия, архиепископа Моравского и Паннонского в 1985 г. Затем усердием Церкви и деятелей культуры и искусства стали

с 1986 г. проходить региональные торжества. Так было в Мурманске, Вологде, Великом Новгороде, Киеве и Минске. 30 января 1991 г. Дню славянской письменности и культуры постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации был официально придан статус государственного. Однако сами по себе подобные шаги, при всей их важности, не могут гарантировать полноценного общественного осмысления исторического значения отмечаемых в этот день событий и их актуальности для нынешней российской действительности. Необходимо было, чтобы предпосылки такого осознания сформировались не только в столицах, но и на всей колоссальной протяженности «нестоличной» России. Глубоко закономерно поэтому, что в дальнейшем ежегодно в качестве главного средоточия юбилейных торжеств выбирались крупные региональные и культурно-исторические центры: в 1991 г. —

Смоленск, а затем Москва (1992, 1993), Владимир (1994), Белгород (1995), Кострома (1996), Орел (1997), Ярославль (1998), Псков (1999), Рязань (2000), Калуга (2001), Новосибирск (2002), Воронеж (2003), Самара (2004), Ростов-на-Дону (2005), Ханты-Мансийск (2006), Коломна (2007), Тверь (2008), Саратов (2009). Знаменательным событием стало открытие 24 мая 1992 г. в Москве на Славянской площади памятника святым Кириллу и Мефодию. С 2010 г. центром общероссийского празднования Дня славянской письменности и культуры стал столичный град.

22 февраля 1993 г. решением Священного Синода Русской Православной Церкви была образована Комиссия по подготовке и проведению праздника. По предложению Министерства культуры РФ и Славянского фонда России был также создан Организационный комитет по проведению Дня славянской письменности и культуры. Вплоть до 2008 г. по благословению Священноначалия сопредседателем этого комитета (наряду с министром культуры) являлся митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий.

С полным основанием можно говорить об уникальности этого церковно-государственного праздника, проводимого совместно Правительством России и Русской Православной Церковью. Без сомнения, он представляет собой значительное явление в культурной и политической жизни всего славянского мира. Обращение к истокам национальных культур славянских народов, их тесная взаимосвязь подчеркивают и органичное единство, и красочное многообразие национальных культурных традиций.

За минувшие годы, когда всероссийское празднование Дня славянской письменности в качестве столиц принимали различные города России, сформировалась его структура и определились основные мероприятия. С утра 24 мая в главном храме города совершалась Божественная литургия в память святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Затем следовал крестный ход. На центральной площади проходила официальная церемония открытия празднеств, на которой оглашались приветствия Главы государства и Предстоятеля Церкви. В рамках праздника проходил открытый урок для учащихся школ, средних и высших специальных учебных заведений. Традиционной стала Международная научная конференция «Славянский мир: общность и многообразие». В ходе торжеств проводились массовые народные гулянья на улицах и площадях, культурные акции проводились в музеях и заповедных архитектурных ансамблях. В них принимали участие народные художественные коллективы. Своеобразным завершением Дня славянской письменности и культуры стало оригинальное вечернее торжественное действо, проходившее в помещении местного музыкального или драматического театра либо под открытым небом.

Владыка Ювеналий с особой заботой и духовным усердием на протяжении многих лет трудился над созиданием Дня славянской письменности и культуры как церковно-государственного праздника, имеющего исключительное значение для возрождения православия в нашем Отечестве. Выступая в 2006 г. в Ханты-Мансийске, Его Высокопреосвященство сказал: «Мы радуемся тому, что нынешнее поколение россиян иными глазами смотрит на сокровища национальной культуры, проникнутые духом святой веры. Это служит добрым залогом созидательного общественного единения.

Хочется повторить слова замечательного русского поэта Аполлона Майкова:

О Боже! Ты даешь для родины моей
Тепло и урожай, дары святого неба —
Но хлебом золотя простор ее полей,
Ей также, Господи, духовного дай хлеба!»

В 2007 г., в Год русского языка, основные торжества состоялись в Коломне — кафедральном городе Московской епархии. Митрополит Ювеналий позаботился о том, чтобы праздничные мероприятия прошли тогда и во всех церковных округах, во многих культурных и образовательных учреждениях и явили единство духовной, научно-богословской, церковно-исторической, общественной, педагогической, миссионерской составляющих. Таким образом, архипастырь показал, как в сотрудничестве со светскими властями можно сделать проведение Дня славянской письменности и культуры всеобъемлющим в полном смысле этого слова, добиться того, чтобы торжества достигли всех жителей каждого региона. Выступая при открытии на коломенской Соборной площади памятника просветителям славян, Владыка митрополит отметил: «Мы с радостью видим сегодня, что сохраняется связь времен и поколений. Святое Православие и ныне является духовным стержнем нашего общественного и культурного развития, дает нам силы для созидательной деятельности на благо возлюбленного Отечества и народа нашего!»

Сложившаяся в Московской епархии многолетняя практика празднования Дня святых Кирилла и Мефодия свидетельствует о том, что содержательным центром неизменно выступает церковное богослужение, которое преображает и наполняет смыслом все подчиненные молитвенному деланию формы миссионерской работы. Среди них особенно выделяются диалог Церкви со светскими педагогами, общественными организациями, государственными структурами, а также различного рода научные, культурные, просветительские, воспитательные мероприятия, ориентированные не только на воцерковленную среду, учащихся воскресных школ и их родителей, но и на привлечение в ограду Матери-Церкви новых людей, молодежи — тех, кто через первоначально внешнее участие в этих мероприятиях впоследствии сможет обрести свой индивидуальный путь ко Христу. Именно в силу этого выход праздника славянской письменности и культуры на широкий церковно-государственный уровень открывает перед Церковью новое поле активной пастырской проповеди.

Его Высокопреосвященство всегда был горячим сторонником того, чтобы не только в каком-то одном столичном городе проходили празднования, но чтобы вся Россия с Москвой во главе встречала день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. В слове на Божественной Литургии 24 мая 2009 г. в Саратове митрополит Ювеналий сказал: «Милостью Божией в последние десятилетия возрождается церковная жизнь, и новые поколения россиян имеют возможность постигать основы Православной веры. Духовная жизнь преобразует человека, дает ему силы в несении жизненного креста, укрепляет в жертвенности и любви, направляет к совершению дел милосердия. Благодарим всемилостивого Господа за то, что, Промыслом Его, семя, посеянное святыми братьями, до настоящего времени продолжает плодоносить, обильно и благодатно». Как бы подводя итог многолетним трудам по проведению праздника, Владыка сказал на его открытии в Саратове: «Празднование Дня славянской письменности и культуры с течением времени стало неотъемлемой частью жизни многих городов и регионов России».

Необходимо отметить, что митрополит Ювеналий много лет как на заседаниях Оргкомитета праздника, так и на проходивших по случаю Дня славянской письменности и культуры пресс-конференциях последовательно выступал за то, чтобы в будущем, при повсеместном, общенациональном распространении этого торжества, 24 мая — день память святых Кирилла и Мефодия — стал общегосударственным выходным днем и в школах датой «последнего звонка».

Накопленный опыт позволил обобщить тот немалый опыт осмысления Кирилло-Мефодиевского Дня, который в течение последних десятилетий аккумулировался в различных епархиях. Оформилась общецерковная и общенациональная концепция праздника, основой которой стало уяснение его объединяющего значения для многонационального Российского государства, для родственных славянских народов.

Основополагающие духовные, историко-культурные, общественные положения этой концепции были отчетливо сформулированы Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом в ходе его выступлений как на совещании с членами Оргкомитета торжеств 12 марта 2009 г., так и непосредственно 24 мая после торжественного богослужения в Успенском соборе Кремля.

По глубокому убеждению Его Святейшества, пришла пора осознать этот праздник значимым не только для Церкви, но и для всего нашего общества, а также для украинцев, белорусов, других братских народов, с которыми нас роднят общая история, многовековая духовная традиция. Есть все основания воспринять День славянской письменности и культуры как символ сближения Церкви и государства в деле оздоровления духовно-нравственного климата в обществе, воспитания молодежи.

В свете сказанного Его Святейшеством совершенно закономерным стало предложение Предстоятеля сделать с 2010 г. Москву главным центром общенациональных торжеств. Проницательно упреждая неизбежные сомнения, которые могут возникать и возникают в различных общественных кругах относительно общенационального и в определенном смысле надконфессионального статуса Дня Кирилла и Мефодия, Святейший Патриарх Кирилл особенно выделил идею национального единства и согласия, выражаемую в этом празднике: «Эти великие духовные и нравственные цели и ценности, которые провозглашала в истории Православная Церковь, продолжая миссию святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, сочетаются и взаимодействуют с нравственной системой ценностей, которая близка людям других традиционных религий России. На этом и основывается общность наша — на единой системе ценностей великого многонационального российского народа».

В 2011 г. празднование Дня славянской письменности и культуры в Москве показало действенность и жизненность сформированной начиная с конца минувшего столетия концепции этого торжества. 24 мая Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в сослужении сонма архипастырей, среди которых был митрополит Ювеналий, совершил Божественную литургию в Успенском соборе Московского Кремля, затем состоялся крестный ход и молебен святым Кириллу и Мефодию на Красной площади, после чего официальное открытие праздника. Накануне начала свою работу Международная конференция «Славянский мир: общность и многообразие». Вечером 24 мая в Государственном Кремлевсом дворце прошел праздничный концерт.

Оценивая путь возрождения праздника славянской письменности и культуры в современной России, митрополит Ювеналий сказал в своем выступлении на открытии конференции «Славянский мир, общность и многообразие» 23 мая: «Вспоминаю, как в прошлом столетии на основе традиций прошлого в России постепенно сформировалось церковно-государственное торжество — День славянской письменности и культуры. Тогда объединили свои усилия люди Церкви и представители научной и творческой интеллигенции. Многообразные по форме и содержанию события происходили из года в год в различных городах страны, привлекая внимание соотечественников к духовным основам нашего исторического наследия. Эта работа, проводившаяся после многих десятилетий господства атеизма, напоминала упорство археолога, который постепенно, используя самые тонкие инструменты, аккуратно извлекает из небытия великие произведения искусства древности».

Примером того, как совершается память равноапостольных Кирилла и Мефодия в Московской епархии, может служить кафедральный город Владыки митрополита — Коломна. 13 мая там открылась выставка «Русь Православная», организованная Союзом художников Подмосковья. 18 мая сначала прошел открытый урок «Духовные родники Подмосковья» для многотысячной подростковой аудитории, а затем Научная конференция, посвященная Дню славянской письменности и культуры. 24 мая викарий Московской епархии архиепископ Можайский Григорий совершил в Тихвинском храме на Соборной площади Божественную литургию, после чего состоялся крестный ход и молебен перед памятником святым братьям. Далее на площади под открытым небом прошел концерт с участием лучших музыкальных и творческих коллективов города, включая учащихся воскресных школ.

Торжественные богослужения, образовательные и культурные мероприятия и программы состоялись во всех церковных округах Московской епархии, о чем можно узнать из новостного раздела нашего журнала.

Выступая 18 мая на конференции в Коломне, митрополит Ювеналий остановился на тех задачах, которые предстоит решать в будущем, в том числе и в контексте празднования Дня славянской письменности и культуры: «Во-первых, развитие методологии научного знания открывает новые возможности в исследовании и осмыслении дошедших до нас памятников. Чем глубже мы осмысляем прошлое, тем больше приобретаем значимые уроки для нашего современного бытия.

Во-вторых, широкое распространение в обществе знаний о древнерусской письменности и культуре способствует преодолению беспокоящего многих из нас феномена размытой идентичности.

В-третьих, уважительное, вдумчивое и заинтересованное отношение к прошлому помогает решать задачи духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения: народ, знающий и осознавший свое прошлое, имеет надежду на будущее».

Владыка митрополит особо остановился на вопросе, касающемся родной речи: «Со всей остротой стоит перед нами и задача спасения от деградации русского языка, нашего национального достояния. Ведь если не предпринимать усилий в этом направлении, через несколько десятилетий произведения классиков литературы XIX в. станут недоступными для читателей. Меж тем мы знаем примеры того, когда в некоторых странах школьники постигают основы древнего языка и знакомятся с творениями древних, имеющих непреходящее значение для формирования самосознания того или иного народа. В этом контексте мне представляется важным сказать о насущности популяризации церковно-славянского языка, не только как языка православного богослужения, но и как языка многовековой русской письменности». Как тут не вспомнить слова великого русского ученого М. В. Ломоносова, которому в этом году исполняется 300 лет: «Российский язык в полной силе, красоте и богатстве переменам и упадку не подвержен утвердится, коль долго Церковь Российская славословием Божиим на славенском языке украшаться будет».

Завершая краткий обзор истории Дня славянской пиьменности и культуры, хочется привести слова Святейшего Патриарха Кирилла на торжественном концерте 24 мая 2011 г.: «Сегодня мы отмечаем этот праздник не как воспоминание о величайшем культурном событии в человеческой истории, хотя именно через это событие славянский народ приобщился к христианской цивилизации и впитал в себя высочайший духовно-нравственный идеал. Сегодня мы говорим о событиях прошлого, устремляясь в будущее. Нам нужно все это знать, мы должны провести все это через свое сознание и через свое сердце, чтобы никогда не утратить ту самую программу, которая была заложена благодаря подвигу Кирилла и Мефодия в историческое развитие славян».

Следующая статья
Патриаршее богослужение в Бутово
© 2001—2018 Московская Епархия Русской Православной Церкви
119435, Москва, Новодевичий проезд, 1/1
(499) 246-08-81 (обращаем внимание на необходимость набора кода 499 перед номером)