Главная/Библиотека/Вестник Московской митрополии/№5-6 за 2010 год/

Встреча с работниками образования и родительское собрание в Красногорске

9 апреля в актовом зале приходской музыкальной школы Успенского храма Красногорска состоялась традиционная пасхальная встреча митрополита Ювеналия с руководителями муниципальных органов управления образованием и членами Епархиального отдела по религиозному образованию и катехизации.

Выступая перед собравшимися, Владыка митрополит сказал:

«Уважаемая Лидия Николаевна! Возлюбленные отцы, дорогие братья и сестры! Христос воскресе!

От всего сердца поздравляю вас со светоносным праздником Пасхи Господней, а также с Годом учителя.

Очень рад приветствовать вас на нашей традиционной пасхальной встрече. Даже самый поверхностный взгляд на процесс развития церковно-школьного сотрудничества в Московской области в последние годы показывает, насколько многообразным и плодотворным стало наше взаимодействие. И эта деятельность, что вполне естественно, имеет и свои достижения, и свои проблемы. Об этом мне и хотелось бы посоветоваться с вами сегодня.

Всякое сотрудничество предполагает общее для его участников видение своих целей и задач. Русская Православная Церковь, на протяжении тысячелетия участвовавшая в общественном и культурном развитии нашего Отечества, на протяжении почти всего ХХ столетия была искусственно лишена возможности осуществлять многие направления своего служения, в том числе и в сфере образования. В минувшие два десятилетия это положение постоянно преодолевалось. Просветительские труды священнослужителей, монашествующих и мирян начали приносить свои плоды, способствуя тому, что через воскресные школы, православные гимназии, детские сады среди подрастающего поколения получили распространение знания о Православии, его роли в российской культуре и истории.

Нам приходилось все создавать заново, ведь от предыдущей эпохи оставалась „выжженная земля“. За минувшие годы на церковной ниве появилось множество молодых тружеников. Это особенно было заметно, когда я перед Пасхой встречался с епархиальным духовенством для вручения праздничных наград. Эти священники знакомы с актуальными проблемами современности, они деятельно осуществляют свое служение, в том числе готовы нести знания в мир. Конечно, нельзя сказать, чтобы в создаваемой нами внутрицерковной системе духовного просвещения вовсе не было проблем и недостатков. К примеру, не на всех приходах еще есть воскресные школы, подчас уровень преподавания оставляет желать лучшего. Однако общая позитивная тенденция развития, безусловно, присутствует.

С течением времени для многих наших соотечественников стало очевидным, что освобождение от атеистической идеологии и тоталитарного контроля над личностью не сопровождалось позитивными переменами в духовно-нравственном облике народа. Напротив, разрушительные тенденции переходного периода оказались превалирующими, выразившись в катастрофической моральной деградации, падении культурного уровня людей. Поиск выхода из сложившейся ситуации побудил многих обратиться к Церкви как помощнице в деле общественного возрождения.

Постепенно стало расти число активных сторонников церковно-школьного сотрудничества в сфере просвещения. При этом подчеркивалось, что взаимодействие это имеет исключительно светское основание, то есть соответствует существующему законодательству и ограничивается преподаванием знаний о православии исключительно в культурологическом аспекте. Однако при анализе результатов такой работы всегда особенно подчеркивалось и позитивное духовно-нравственное воздействие обучающего процесса на школьников. Иными словами, общепризнано, что введение в школах предметов „Основы православной культуры“ и „Духовное краеведение Подмосковья“ способствует не только накоплению учащимися определенного объема знаний, но и преобразованию их внутреннего мира, усвоению высоких этических ценностей.

Ни для кого не секрет, что в нашем обществе продолжается дискуссия о целесообразности преподавания знаний о православии. Сейчас не место вдаваться в рассмотрение механизма, движущих сил и реальной социальной поддержки этого явления, которое в любом случае является фактором, осложняющим реализацию просветительских задач и потому не совсем конструктивным. В связи с этим должен с удовлетворением и радостью констатировать, что в Подмосковном регионе, благодаря заботе и поддержке нашего губернатора Бориса Всеволодовича, а также активной и творческой позиции Лидии Николаевны Антоновой, сотрудничество между Министерством образования Московской области и Московской епархией пошло не по пути бесплодных обсуждений, а по дороге интенсивного и плодотворного сотрудничества. Мы стали свидетелями того, как множество педагогов, родители и дети с глубоким интересом и энтузиазмом откликнулись на возможность изучения православия в школе.

Когда мы говорим об имеющихся достижениях, а это — программы и учебно-методические комплекты, подготовка учителей и проведение множества разнообразных совместных просветительских мероприятий на протяжении всего учебного года, то может создаться впечатление, что все желаемое достигнуто. Но это, конечно, не так. И трудиться еще предстоит много. В данном контексте целесообразно порассуждать о задачах на будущее. Именно об этом, кстати, шла речь на расширенном заседании Координационного совета 10 февраля сего года.

Люди церковные стремятся по мере своих сил способствовать уврачеванию этих социальных недугов, в том числе и при посредстве просветительской и образовательной деятельности. Такие предметы, как „Основы православной культуры“ и „Духовное краеведение Подмосковья“, имеют своей целью позитивное воспитательное воздействие на подрастающее поколение.

В то же время, как показала статистика, в последнее время наметилась тенденция к сокращению в некоторых муниципальных образованиях Московской области числа образовательных учреждений, в которых преподаются дисциплины духовно-нравственной направленности. Хотелось бы поразмышлять вместе с вами, чем можно объяснить такую тенденцию, проявившуюся в некоторых местах. Мы сопоставили эти сведения с нашими епархиальными данными о том, что в подмосковных храмах прихожан с каждым годом становится все больше, причем в значительной части это молодые семьи, в которых по двое-трое детей. И мне странно предположить, чтобы эти люди не были заинтересованы в том, чтобы в школе их сыновья и дочери получали знания о православии. Кроме того, наличествует множество положительных отзывов от родителей, которые выражают удовлетворение присутствием в школе уроков, посвященных христианству. Кстати, как я информирован, никаких „массовых протестов“ по тому же поводу не наблюдается.

На совете говорилось и о подготовке педагогов по предметам „Основы православной культуры“ и „Духовное краеведение Подмосковья“. Как оказалось, иногда это бывали люди случайные, направляемые на курсы повышения квалификации, как говорится, „по разнорядке“. С другой стороны, педагоги отправлялись на учебу в интересах личного самообразования и не планировали в дальнейшем вести уроки по духовно-нравственным предметам.

Я полагаю, что тут обозначена очень серьезная проблема. Если во втором случае можно лишь выразить сожаление, что педагог ограничится приобретением знаний для одного себя и не будет делиться ими с детьми, то первая ситуация вызывает тревогу. Скажу почему.

Как я говорил ранее, преподавание знаний о православии имеет не только чисто образовательный, но и просветительско-воспитательный аспект. Об этом прекрасно сказано в отзывах учителей, родителей и учащихся, которые опубликованы в нашем журнале „Московские Епархиальные Ведомости“. Вам его сегодня вручат. Что же получится, если люди равнодушные, формально подходящие к предмету, а может быть, и предвзято к нему относящиеся, будут преподавать детям? Результат будет контрпродуктивным, а пользы никакой.

Мне думается, что дело, которое мы совершаем вместе, предполагает взаимную скоординированность и продуманность подходов к решению предстоящих задач. Мы стремимся совместно принести обществу пользу. Наше понимание этого не обязательно должно полностью совпадать. Ведь Церковь совершает религиозное служение, а школа — учреждение светское. Однако нас объединяет стремление помочь подрастающему поколению и обрести полноценный объем знаний об истории и культуре России, и стать настоящими патриотами и достойными гражданами, и усвоить крепкие нравственные ориентиры. Такова основа нашего, если хотите, партнерства. Как видите, здесь затронуты очень серьезные вещи, а значит, и отношение к ним должно быть соответствующим.

Молодые люди весьма чувствительны к фальши и неискренности, формализму и бездушию, реагируя на это очень болезненно. Педагог, неумело и равнодушно ведущий предмет духовно-нравственного цикла, может, к великому сожалению, вселить в души учеников не любовь, а отвращение к тому, что изучается. А такой результат будет огорчительным для всего общества, которое получит не нравственно здорового и духовно крепкого гражданина, а во всем разуверившегося и отчаявшегося неуравновешенного индивида.

Простите, что так подробно говорю об этом, но у нас ведь, хоть и праздничная, но рабочая встреча. Об успехах и достижениях мы и так хорошо знаем. Хочется с вами, как высококвалифицированными педагогами и в то же время управленцами, держащими руку на пульсе событий на местах, обсудить насущные проблемы сегодняшнего дня и посоветоваться о путях их разрешения. Возможно, вы сегодня выскажетесь на эту тему.

Свое выступление хочу закончить выражением сугубой благодарности всем, кто жертвенно, самоотверженно и, что особенно важно, совместно трудится на ниве образования и духовно нравственного просвещения. Я имею в виду как работников системы Министерства образования Московской области, так и присутствующих здесь священнослужителей, представляющих Епархиальный отдел по религиозному образованию и катехизации. Я хорошо знаю, что во многих муниципальных образованиях представители духовенства и педагоги тесно сотрудничают, в атмосфере взаимопонимания и доброжелательности решая общие задачи по воспитанию детей и юношества. Сегодня я в знак признательности за то, что вы делаете, вручу вам грамоты, посвященные Году учителя.

В заключение хочу пожелать вам здоровья и творческих успехов, счастья и радости. Христос воскресе!»

Затем министр образования Правительства Московской области Л. Н. Антонова в своем выступлении сказала:

«Ваше Высокопреосвященство, глубокоуважаемый Владыка Ювеналий! Уважаемый Борис Егорович! Уважаемые участники традиционной пасхальной встречи! Сегодня замечательный день — Светлая пятница. Традиционно в Пасхальную неделю Вы, глубокоуважаемый Владыка, приглашаете нас, руководителей системы образования Московской области, на пасхальную встречу, которая ежегодно становится одним из ярких моментов нашего сотрудничества. Все наши встречи с Вами имеют в центре своем такую важную тему, как духовное воспитание человека. И в Пасхальную неделю она приобретает особый смысл. Пасхальные торжества занимают особое место в духовной жизни каждого, несут с собой нравственное обновление, наполняют сердца людей теплом и светом, укрепляют веру в добро и справедливость.

За почти десятилетнюю практику совместной работы у нас сложился исключительно плодотворный опыт взаимодействия в вопросах духовно-нравственного воспитания.

Можно с уверенностью говорить о работе, направленной на совершенствование созданной в Московской области эффективной системы церковно-школьного взаимодействия, которая открывает широкие возможности для многообразной реализации задач духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Сотрудничество с Московской епархией Русской православной Церкви при постоянной поддержке губернатора Московской области Бориса Всеволодовича Громова позволило добиться значительных результатов в этом направлении деятельности системы образования Московской области. И сейчас наступило время для обсуждения и внедрения новых направлений данной работы.

Именно этому было посвящено состоявшееся 10 февраля 2010 г. расширенное заседание Координационного совета по взаимодействию между Министерством образования Московской области и Московской епархией Русской Православной Церкви. На заседании были определены эти новые направления нашей деятельности в вопросах совершенствования системы духовно-нравственного воспитания в Московской области, приняты решения по их реализации.

С полными материалами заседания Координационного совета каждый присутствующий может ознакомиться на сайте Министерства образования Московской области.

Остановлюсь на основных вопросах, которые обсуждались в ходе заседания Совета.

1. Разработка учебных пособий, реализующих решение задач духовно-нравственного образования, и корректировка учебных планов образовательных учреждений.

Для школ Московской области был создан комплект пособий, обеспечивающих знания учащихся об истории, культуре, традициях, географии, экономике Московской области: „Духовное краеведение Подмосковья“. В 2006 г. выпущен 62-тысячный тираж пособий „Духовное краеведение Подмосковья“. Все школы Московской области были укомплектованы одним класс-комплектом, включающим учебное пособие для учащихся, методическое пособие для учителя и комплект контрольно-измерительных проверочных материалов.

Сейчас остро стоит вопрос о дополнительном выпуске учебной литературы, так как количество желающих изучать предметы культурологического цикла значительно увеличилось в Московской области, да и учебники приходят в негодность.

Министерством образования Московской области прорабатывается вопрос об издании дополнительного тиража учебников „Духовное краеведение Подмосковья“ автора Л. Л. Шевченко. Предполагается, что комплект учебников в количестве 26 экземпляров и методическое пособие для учителя будет направлен во все общеобразовательные учреждения Московской области в 2010 г.

Также предполагается разработка и выпуск электронной версии учебников Л. Л. Шевченко „Духовное краеведение Подмосковья“, „Православная культура“ и методических рекомендаций.

2. Мониторинг и анализ организации изучения предметов „Духовное краеведение Подмосковья“ и „Основы православной культуры“ в общеобразовательных учреждениях Московской области.

Соотношение форм преподавания предметов духовно-нравственной культуры следующее:

1. Основной предмет — 38% общеобразовательных учреждений, реализующих программы культурологического цикла.

2. Факультатив — 28% общеобразовательных учреждений.

3. Элективный курс — 8% общеобразовательных учреждений.

4. Кружок — 10% общеобразовательных учреждений.

5. Входят разделами в другие курсы (МХК, „Краеведение“, „История Московской области“, „Родное Подмосковье“ и др.) — 16% общеобразовательных учреждений.

3. Мониторинг и анализ преподавания предметов духовно-нравственной культуры в общеобразовательных учреждениях Московской области.

По результатам мониторинга, проведенного в декабре 2009 г., в 63% (919 школах) общеобразовательных учреждений всех муниципальных образований Московской области преподаются предметы духовно-нравственной культуры. К сожалению, более 500 общеобразовательных учреждений не внедряют в образовательную деятельность предметы духовно-нравственной направленности.

В 9 муниципальных образованиях 100% общеобразовательных учреждений охвачены преподаванием предметов духовно-нравственной культуры: городские округа: Восход, Коломна, Королев, Красноармейск, Пущино, Щербинка; муниципальные районы: Коломенский, Подольский, Рузский.

В 3 муниципальных образованиях преподаванием предметами ДНК охвачены менее 20% общеобразовательных учреждений: городской округ Химки, муниципальные районы: Зарайский, Раменский. Это красноречивые цифры, они показывают, что нам есть над чем работать, и работать надо серьёзно.

Сравнительный анализ количества школ, в которых преподаются предметы духовно-нравственной культуры в 2008–2009 и 2009–2010 учебных годах, выявил следующее:

— на прежнем уровне сохранилось преподавание духовно-нравственной культуры общеобразовательных учреждениях в 21 территории;

— увеличилось количество общеобразовательных учреждений с преподаванием духовно-нравственной культуры в 31 территории;

— уменьшилось количество общеобразовательных учреждений с преподаванием духовно-нравственной культуры в 19 территориях. Эти муниципальные образования: городские округа: Долгопрудный, Железнодорожный, Звенигород, Котельники, Орехово-Зуево, Подольск, Химки, Юбилейный; муниципальные районы: Волоколамский, Воскресенский, Егорьевский, Ленинский, Луховицкий, Сергиево-Посадский, Серпуховский, Талдомский, Чеховский, Шаховской, Щёлковский.

Проведен анализ причин снижения количества образовательных учреждений в территориях. Результаты анализа позволяют сделать вывод о том, что причины снижения носят субъективный характер, а соответственно, могут быть устранены. В связи с этим Министерство образования Московской области рекомендует муниципальным органам управления образованием разработать план работы по изменению ситуации и увеличению охвата обучающихся предметами духовно-нравственного воспитания в общеобразовательных учреждениях.

Также рекомендуем всем муниципальным органам управления образованием для увеличения популяризации духовно-нравственной культуры ввести в практику работы по духовно-нравственному воспитанию проведение Дней славянской письменности, Дней православной молодежи, Дней православной книги, организацию и проведение педагогических чтений по тематике духовно-нравственного воспитания.

Основными предметами, преподаваемыми в школе в рамках духовно-нравственной культуры, являются:

1. „Духовное краеведение Подмосковья“ — 55% общеобразовательных учреждений реализуют эту программу.

2. „Основы Православной культуры“ — 30% общеобразовательных учреждений.

3. Другие программы — 15%.

Наиболее охвачены преподаванием предметов духовно-нравственной культуры учащиеся 7, 8, 9 классов. В начальной школе наиболее активно преподается программа „Основы православной культуры“, в среднем звене — „Духовное краеведение Подмосковья“, в старшем звене — другие программы этой направленности: „Основы русской духовной культуры“, „Народная культура“, „История религий“, „Мировые религии“, „История мировых религий“ и др.

Министерство образования Московской области рекомендует расширить преподавание предмета „Основы православной культуры“ на уровне начальной (1–4) и основной школы (5–8 кл.) для всех школ Московской области с целью обеспечения преемственности духовно-нравственного образования школьников Московской области:

1–8 классы — „Основы православной культуры“ с маршрутами духовного краеведения.

9–10 класс — „Духовное краеведение Подмосковья“ (как 1-2-годичный курс — 1 час в неделю).

4. Оказание организационно-методической помощи.

Ежегодно в начале учебного года Министерство образования Московской области направляет в муниципальные органы управления образованием методические письма, где даются рекомендации:

об использовании программ духовно-нравственной культуры, о формах преподавания предметов, о курсах повышения квалификации;

о предоставлении муниципальными органами управления образованием, образовательными учреждениями свободы выбора изучения предмета семье учащегося: родители пишут письменное заявление о предоставлении их ребенку возможности изучения предмета.

Такая форма работы представляется нам наиболее удачной при введении предметов по истории религиозной культуры, так как в этом году значительно уменьшилось количество жалоб родителей и общественности на изучение предмета в общеобразовательных учреждениях. Также о поддержке данного направления работы свидетельствуют не только отзывы учителей и родителей, но и мнение школьников, которым предоставлена возможность прикоснуться к родникам духовной культуры Подмосковья, пройти маршрутами духовного краеведения родной земли.

Результатом изучения в школах Московской области данных предметов духовно-нравственной культуры стала возможность организации и проведения олимпиады по предмету „Духовное краеведение Подмосковья“.

4 февраля в Московском государственном областном университете прошел региональный тур, участвовало 74 школьника с 7 по 11 класс из 39 территорий. Победителем стал Петров Евгений, ученик 11 класса Сергиево-Посадского муниципального района. Организаторы отмечают высокий уровень подготовленности участников, глубокие знания по предмету. Я уверена, что в следующем году участников олимпиады будет больше, примут участие представители всех 72 му-ниципальных образований Московской области.

Сегодня мы можем разрабатывать пособия, программы, создавать структуры и центры по духовно-нравственному воспитанию и обучению детей, но все это не будет действенным без хорошо подготовленного квалифицированного учителя, способного донести до каждого ученика главные истины.

И здесь прослеживается взаимосвязь двух проблем: подготовки учеников в области знания о духовной культуре России и подготовки учителя к преподаванию основ православной культуры. Поэтому следующим направлением определена системная работа по подготовке педагогических кадров данной специализации.

Базовыми учебными учреждениями высшего профессионального образования Московской области, в которых через курсы повышения квалификации ведется работа по подготовке педагогических кадров данной специализации, являются: Московский государственный областной университет, Педагогическая академия последипломного образования, Московский государственный областной социально-гуманитарный институт (г. Коломна).

Разработаны программы подготовки учителей курсов повышения квалификации:

Духовно-нравственная культура“ (История и культура религий. Православие), которая стала победителем конкурса „За нравственный подвиг учителя“ в ЦФО в 2009 г. в номинации „Педагоги высшей школы — средней школе“;

„Духовные основы русской культуры“ (ПАПО);

Духовно-нравственное воспитание: философский и мировоззренческий аспект“ (ПАПО);

„Духовность и нравственность в воспитании гражданина России, патриота своей Родины“ (ПАПО);

„Основы православной культуры“ (МГОСГИ).

Все программы курсовой подготовки учителей, изучения предметов культурологического цикла в школе, учебные пособия, муниципальные программы рассмотрены на заседании экспертной группы с целью рецензирования новых образовательных программ и учебных пособий по духовно-нравственной культуре.

Курсы повышения квалификации на базе областных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования проходят все учителя Московской области, ведущие преподавание предмета „Духовное краеведение Подмосковья“, а также предмета „Основы православной культуры“.

В настоящее время подготовку прошли более 1000 педагогов (начинали мы с 50 педагогов в 2004 г.). По данным мониторинга, за все эти годы на базе:

Московского государственного областного социально-гуманитарного института (г. Коломна) обучено 133 человека,

Московского государственного областного университета — 404 человека,

Педагогической академии последипломного образования — 649 человек.

Все слушатели по результатам обучения получили документ гособразца о прохождении курсов. В текущем учебном году обучение проходят около 600 человек.

За последние три года возросло число педагогов, преподающих предметы духовно-нравственной культуры: в 2007–2008 учебном году число педагогов составило 766 человек, в 2008–2009 учебном году — 954 человека, в 2009–2010 учебном году — 1060 человек.

В 2007–2008 учебном году после прохождения программы повышения квалификации приступили к работе по духовно-нравственному воспитанию в своих общеобразовательных учреждениях 422 человека (86%), в 2008–2009 учебном году — 522 (97%) педагога.

В Московской области реформируется система повышения квалификации: создана база данных, позволяющая анализировать и формировать спрос педагогов на курсовую подготовку по определенной тематике.

К сожалению, при анализе базы данных выявлены следующие проблемы: количество учителей, после курсовой подготовки преподающих предметы, направленные на духовно-нравственное развитие детей, не велико. Многие учителя идут на такие курсы, удовлетворяя свой личный, а не профессиональный интерес. Курсы по духовно-нравственному развитию и воспитанию оказались наиболее востребованными у учителей физики и химии, затем истории и обществознания, русского языка и литературы, мировой художественной культуры, изобразительного искусства и музыки.

Подчеркиваю, что повышение квалификации учителя — это не только курсовая подготовка, но и постоянное серьезное методическое сопровождение его деятельности.

Областные мероприятия, совместно проводимые с Московской епархией Русской Православной Церкви, рассматриваются нами не только как встречи с представителями духовенства, но и как наша работа по повышению квалификации, но этого недостаточно, необходим особый подход к педагогическим кадрам, которые направляются на повышение квалификации. Они должны понимать, какая миссия им предстоит.

Государственными образовательными учреждениями высшего профессионального образования Московской области готовятся предложения по подготовке второго этапа обучения преподавателей, преподающих предметы духовно-нравственной культуры, прошедших обучение на первом этапе введения курсов пять лет назад. Муниципальным органам управления образованием необходимо выявить таких преподавателей, организовать направление их на курсы второго этапа обучения преподавателей.

В решении задач по подготовке педагогов важным аспектом является обеспечение учителей методической литературой по духовно-нравственному воспитанию. По заказу Министерства образования Московской области Духовно-просветительским центром им. просветителей славянских Кирилла и Мефодия Московского государственного областного университета была подготовлена серия просветительских журналов „Просветитель“, в которых публикуются лучшие работы и опыт учителей. Тематика работ учителей разнообразна:

— уроки „Православной культуры“, „Духовного краеведения Подмосковья“;

— духовно-нравственное воспитание в современной школе;

— беседы с родителями о духовно-нравственном воспитании детей;

— маршруты духовного краеведения „Святыни Подмосковья“; семейное воспитание; духовная безопасность.

Так, 65 учителей Подмосковья уже опубликовали свои статьи в журнале, описав в них свой опыт преподавания духовно-нравственной культуры в школе.

Необходимо отметить также преемственность знаний в области духовной культуры от учителя, который прошел подготовку на курсах, к ученику. В указанных сборниках „Просветитель“ были опубликованы многие работы школьников — учеников тех учителей, которые окончили курсы.

Сегодня, говоря о проделанной работе, нельзя не затронуть проблему личности учителя, работающего в сфере духовно-нравственного воспитания. Муниципальным образованиям необходимо тщательно подходить к определению кандидатур для преподавания предметов этого цикла, проводить совместно с благочинием собеседования с педагогами.

Московская область уже не первый год успешно участвует во всероссийском конкурсе „За нравственный подвиг учителя“. Цели конкурса: стимулирование творчества педагогов и воспитателей, работающих с детьми и молодежью, расширение охвата детей и молодежи духовно-просветительской и гражданско-патриотической работой.

Сейчас в Московской области проводится региональный этап Всероссийского конкурса „За нравственный подвиг учителя — 2010“. Министерство образования Московской области рекомендует конкурсантам обращаться для получения консультаций к местным благочинным, на заявках для участия в региональном этапе конкурса обязательно должно присутствовать согласование местного благочинного.

И, конечно, в Год учителя наша работа будет сконцентрирована на подготовке к Восьмым Московским областным Рождественским образовательным чтениям, которые, по Вашей инициативе, дорогой Владыка, пройдут под общей темой „Учитель, пред именем твоим позволь смиренно преклонить колени“.

Выступая на XVIII Международных Рождественских образовательных чтениях, Вы, многоуважаемый Владыка, отметили, что „в Московской области удалось сформировать эффективную систему церковно-школьного взаимодействия, открывающую широкие возможности для многообразной реализации задач духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения и приобщения его к великому и вечно живому наследию Православия“. Позвольте выразить Вам искреннюю и глубокую признательность за неоценимый вклад в развитие духовной жизни в Московской области и в эти светлые и радостные дни от всей души пожелать Вам доброго здоровья, крепости сил и благословенных успехов в Вашем многотрудном архипастырском служении во благо духовного возрождения Отечества».

Далее состоялись выступления педагогов и священнослужителей, посвященные развитию духовно-нравственного просвещения в Подмосковье. В заключение Владыка Ювеналий наградил присутствующих благословенными грамотами, специально выпущенными в связи с Годом учителя.

В 15 часов в Доме культуры «Подмосковье» состоялось родительское собрание «Подмосковная весна. Дорога к храму». Присутствующих приветствовали заместитель председателя Правительства Московской области С. Н. Кошман, глава Красногорского района Б. Е. Рассказов, митрополит Ювеналий, министр образования Л. Н. Антонова, которая затем вручила подарки губернатора Московской области Б. В. Громова многодетным семьям, в том числе и семьям священнослужителей, из Красногорска, Химок, Одинцова, Долгопрудного, Лобни, Истры, Звенигорода, Клина и Солнечногорска.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.