Главная/Библиотека/Вестник Московской митрополии/№3-4 за 2010 год/

Антонова Л. Н. Преподавание православной культуры в системе образования Московской области

Деятельность системы образования — многообразный и многоаспектный процесс, который сегодня находится в самом фокусе общественного внимания. Проведение в России «Года учителя», начало реализации национальной стратегии «Наша новая школа» ярко обозначили роль и место российской школы в планах по модернизации нашего государства, нашего общества.

Когда-то работники образования сетовали на «остаточный принцип» финансирования образования. Сегодня ситуация в корне изменилась: так, в Московской области финансирование образования в отличие от многих других отраслей остается стабильным, несмотря на сложную экономическую ситуацию. В соответствии с решениями губернатора Московской области Бориса Всеволодовича Громова, Правительства Московской области практически все наши планы, направленные на развитие материальной базы школы, повышение качества образования, внедрение в практику работы школ новейших педагогических технологий, реализуются полностью, несмотря на финансовый кризис.

Но, как сказано в Писании, «кому много дано, с того много и спросится». Направляя на развитие школы значительные ресурсы, общество ждет от школы существенной отдачи. На первый план выходит вопрос ответственности школы за судьбу подрастающего поколения. При этом важно не только дать подростку современные знания, но и научить его жить в мире, противостоя его разрушительным влияниям. Без прочной нравственной опоры в душе подростка знания могут сработать во зло.

Следствием глобальных изменений, происходивших в социально-экономической и политической сферах российского общества в последнее десятилетие XX в., явилась ситуация, при которой цели воспитания подрастающего поколения стали определяться совокупностью ценностных установок, присущих массовому сознанию, во многом деструктивным и разрушительным с точки зрения развития личности, семьи и государства.

Именно поэтому сегодня задача духовно-нравственного воспитания молодежи поставлена на государственном уровне. Выступая на церемонии вручения премии Фонда единства православных народов 21 января 2010 г., Президент РФ Дмитрий Анатольевич Медведев отметил, что «за последние два десятилетия у нашего государства и Православной Церкви сложился исключительно плодотворный опыт взаимодействия в решении ключевых для нашей страны задач. Прежде всего в воспитании молодежи, в сохранении национальных традиций, в сохранении нашей культуры, в укреплении общественного мира, укреплении согласия в стране, а в конечном счете безопасности жизни в нашем государстве…» Эти слова актуальны для Московской области, где сотрудничество с Московской епархией Русской Православной Церкви стало основой всей нашей деятельности по духовно-нравственному развитию юного поколения. Священнослужители епархии и, конечно в первую очередь, Управляющий епархией, митрополит Крутицкий и Коломенский Высокопреосвященнейший Ювеналий являются нашими замечательными партнерами, соработниками в этой трудной, но необходимой работе.

Рассматривая проблемы выстраивания системы духовно-нравственного обучения на современном этапе развития образования в Московской области, мы решали ряд задач.

В первую очередь, это задачи стратегического уровня, к которым мы отнесли, прежде всего, вопросы выбора методологического основания, на котором следовало выстраивать систему духовно-нравственного воспитания и образования школьников. Изучение проблемы с позиции историко-педагогического цивилизационного подхода позволило нам определить два методологических уровня:

— традиции отечественной педагогической школы в области воспитания,

— культурные традиции государствообразующей религии России — Православия.

На этой основе была определена направленность и тип образовательной стратегии Московской области в области духовно-нравственного образования — это тип историко-культурологического образования с учетом этно-культурных традиций региона.

На этом была выстроена цепочка задач тактического уровня.

Нам нужно было найти единомышленников в непростом деле духовно-нравственного образования. Поэтому благодаря позиции губернатора Московской области Б. В. Громова и митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия Министерство образования Московской области заключило в 2001 г. договор с Московской епархией Русской Православной Церкви. Сейчас приближаемся к десятилетию нашего соработничества на этой ниве. Как охарактеризовал договор Владыка Ювеналий, «сегодня — это работающий документ, а не просто бумага». Выступая на пленарном заседании XVIII Международных Рождественских образовательных чтений в январе этого года, Владыка подчеркнул, что нам «удалось сформировать эффективную систему церковно-школьного взаимодействия, открывающую широкие возможности для многообразной реализации задач духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения и приобщения его к великому и вечно живому наследию Православия».

Следующим направлением деятельности стала разработка учебных пособий, реализующих решение задач духовно-нравственного образования, и корректировка учебных планов образовательных учреждений. Для школ Московской области был создан комплект пособий, обеспечивающих знания учащихся об истории, культуре, традициях, географии, экономике Московской области: «Духовное краеведение Подмосковья», «История Московской области», «Родное Подмосковье» и ряд других.

Данное направление работы проводилось в рамках областных целевых программ «Развитие образования Московской области на 2001—2005 гг." и «Развитие образования Московской области на 2006—2010 гг.».

После разработки содержательной базы была проведена ее экспериментальная апробация. На первом этапе экспериментальной работы было определено место изучения предметов «Духовное краеведения Подмосковья» и «Основы православной культуры» как факультатива, затем — предметов по выбору в сетке часов базового учебного плана.

В настоящее время в школах допускаются вариативные формы изучения в зависимости от готовности образовательного учреждения и желания родителей. Министерство образования, муниципальные органы управления образованием, образовательные учреждения предоставляют свободу выбора изучения предмета семьей учащихся: родители пишут письменное заявление о предоставлении их ребенку возможностей изучения предмета. Мы считаем данный подход в настоящее время оптимальным при введении предметов по истории религиозной культуры.

О поддержке данного направления работы свидетельствуют не только отзывы учителей и родителей, но и мнение школьников, которые получили возможность прикоснуться к родникам духовной культуры Подмосковья, пройти маршрутами духовного краеведения родной земли.

На сегодняшний день у нас нет жалоб родителей, общественности на изучение предмета в общеобразовательных учреждениях. Более того, сегодня стало нормой, что родители, принадлежащие к другой конфессии, разрешают своим детям посещать уроки «Духовного краеведения Подмосковья».

Результатом изучения в школах Московской области данных предметов стала возможность организации и проведения олимпиады по предмету «Духовное краеведение Подмосковья». 4-го февраля в Московском государственном областном университете впервые прошел региональный этап олимпиады по Духовному краеведению Подмосковья. В олимпиаде приняли участие 74 школьника из 30 районов Московской области. Награждение победителей олимпиады состоится в Духовно-просветительском культурном центре МГОУ в день празднования памяти просветителей славянских Кирилла и Мефодия (в мае 2010 г.).

Сегодня мы можем разрабатывать пособия, программы, создавать структуры и центры по духовно-нравственному воспитанию и обучению детей, но все это не будет действенным без хорошо подготовленного квалифицированного учителя, способного донести до каждого ученика главные истины.

И здесь прослеживается взаимосвязь двух проблем: подготовки учеников в области знания о духовной культуре России и подготовки учителя к преподаванию основ православной культуры. Эти задачи решаются в Московской области системно.

Министерством образования Московской области были определены базовые учебные учреждения высшего профессионального образования Московской области, в которых через курсы повышения квалификации ведется работа по подготовке педагогических кадров данной специализации: Московский государственный областной университет, Педагогическая академия последипломного образования и Московский областной социально-гуманитарный институт (г. Коломна).

Разработана программа подготовки учителей курсов повышения квалификации «Духовно-нравственная культура» (История и культура религий. Православие), которая стала победителем конкурса «За нравственный подвиг учителя» в Центральном федеральном округе в 2009 г. в номинации «Педагоги высшей школы — средней школе». В чем мы видим отличие программы, разработанной в Московской области, от других программ? Мы не ставили локальную задачу — разработать программу подготовки учителей, а рассматривали подготовку учителей как зону научного исследования духовно-нравственной культуры. И разработанная программа подготовки учителей к преподаванию — не только результат практического опыта в данной области, но и результат многолетних научных исследований ученых вузов Московской области и в первую очередь Московского государственного областного университета. Научное направление «Духовно-нравственное образование» стало основным в деятельности Духовно-просветительского центра имени просветителей славянских Кирилла и Мефодия.

Кроме этой программы реализуются другие: «Духовные основы русской культуры», «Духовно-нравственное воспитание: философский и мировоззренческий аспект», «Духовность и нравственность в воспитании гражданина России, патриота своей Родины».

Курсы повышения квалификации на базе областных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования проходят все учителя Московской области, ведущие преподавание предмета «Духовное краеведение Подмосковья», а также предмета «Основы православной культуры». В настоящее время подготовку прошли более 1000 педагогов (начинали мы с 50 педагогов в 2004 г.). Все слушатели по результатам обучения получили документ государственного образца о прохождении курсов. В текущем учебном году будут обучены более 400 человек.

Педагоги, прошедшие обучение на курсах, ежегодно становятся активными участниками регионального этапа конкурса «За нравственный подвиг учителя», представляя на рассмотрение конкурсной комиссии свои творческие проекты и материалы в области преподавания духовно-нравственной культуры.

Повышение квалификации учителя — это не только курсовая подготовка, но и постоянное серьезное методическое сопровождение его деятельности.

Необходимо отметить, что, хотя преподавание в школе ведется силами светских педагогов, православное духовенство Московской епархии осуществляет активную консультационную деятельность, всемерно помогая учителям в их работе.

В 2002 г. создан Координационный совет по взаимодействию Министерства образования Московской области и Московской епархии Русской Православной Церкви. Именно Координационный совет стал организационной основой проведения работы по духовно-нравственному обучению и воспитанию детей и молодежи. Нельзя сказать, что с первого заседания было найдено взаимопонимание. Стратегия взаимодействия разрабатывалась и реализовывалась не один месяц. Было много споров и дискуссий, прежде чем Координационный совет стал слаженно работающим органом. Найдены единое понимание проблем и пути их решения.

Сегодня Координационный совет рассматривает основные документы как по содержанию, так и по организации духовно-нравственного обучения, им вырабатываются методические рекомендации. Все программы курсовой подготовки учителей, изучения предметов культурологического цикла в школе, учебные пособия проходят через экспертизу Координационного совета.

Тесное взаимодействие с православным духовенством организовано в Подмосковье не только на региональном уровне, но и на уровне каждого муниципального образования, каждой школы. Во всех муниципальных районах и городских округах Московской области заключены договоры между муниципальными органами управления образованием и местными благочиниями о сотрудничестве, созданы советы по взаимодействию.

Большую роль в повышении уровня методического мастерства учителей, преподающих основы православной культуры в Московской области, мы отводим совместным с Московской епархией областным мероприятиям по духовно-нравственному воспитанию школьников, ставшим результатом сотрудничества Министерства образования Московской области с Московской епархией.

В первую очередь это областные Рождественские чтения, участниками которых являются педагоги, ученые, священнослужители, представители родительской общественности всех муниципальных образований Подмосковья. Это мероприятие, с одной стороны, является смотром нашей деятельности, с другой стороны — это инструмент научно-методического обеспечения учебного процесса. Министерство образования Московской области ежегодно издает сборник материалов Рождественских чтений. Авторами статей сборника являются педагоги, учащиеся, священнослужители.

В 2010 г., посвященном педагогам, темой чтений станет строка Некрасова: «Учитель, перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени…» Тему эту предложил при открытии Седьмых чтений Владыка Ювеналий, в ходе чтений в ноябре—декабре прошлого года участники обсудили и поддержали это предложение.

Важное место в нашем календаре занимают также областные открытые уроки, собрания педагогического актива, встречи Управляющего Московской епархией Русской Православной Церкви с руководителями учреждений образования, областные родительские собрания.

В образовательных учреждениях Московской области проводятся совместно со священнослужителями обучающие мероприятия как для детей и их родителей, так и для педагогов:

— классные часы, посвященные святым Русской и Московской земли;

— конкурс сочинений учащихся «Моя встреча с Библией»;

— детские утренники «Рождество Христово»;

— общешкольные родительские собрания на темы духовного и нравственного здоровья подрастающего поколения;

— конференции «Молодежь — будущее России»;

— слет православной молодежи.

В решении задач по подготовке педагогов важным является обеспечение учителей методической литературой по духовно-нравственному воспитанию. Это направление работы было определено нами как просветительское. По заказу Министерства образования Московской области Духовно-просветительским центром им. просветителей славянских Кирилла и Мефодия Московского государственного областного университета была подготовлена серия просветительских журналов «Просветитель», в которых публикуются лучшие работы и опыт учителей. Тематика работ учителей разнообразна:

— уроки «Православной культуры», «Духовного краеведения Подмосковья»;

— духовно-нравственное воспитание в современной школе;

— беседы с родителями о духовно-нравственном воспитании детей;

— маршруты духовного краеведения «Святыни Подмосковья»;

— семейное воспитание;

— духовная безопасность.

Так, 65 учителей Подмосковья уже опубликовали свои статьи в журнале, описав в них свой опыт преподавания духовно-нравственной культуры в школе.

Необходимо отметить также преемственность знаний в области духовной культуры от учителя, который прошел подготовку на курсах, к ученику. В указанных сборниках «Просветитель» были опубликованы многие работы школьников — учеников тех учителей, которые окончили курсы.

Традицией стало издание книг для семейного и внеклассного чтения «Отчий дом», «Наследие веков живое», «История родного слова. От Кирилла и Мефодия до наших дней», «Сказ о Кирилле и Мефодии» и методических сборников материалов для учителей Московской области, освещающих проблемы духовно-нравственного образования и воспитания в семье и в школе. Так, в рамках ежегодных открытых уроков, которые проводятся традиционно в Московской области, участникам вручаются названные книги. А участников только одного открытого урока 2009 г., проведенного 13 сентября в Коломне и в присутствии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, было 6 тысяч человек!

На открытом уроке Его Святейшество в своем выступлении особо отметил нравственную составляющую педагога и его роль в духовно-нравственном воспитании молодежи: «Плохой человек не может быть хорошим педагогом. Велика роль педагога — уметь правильно расставить акценты, сформировать образ. Каждый педагог передает свой образ (вольно или невольно) учащимся. Образ самого педагога должен быть прекрасен, педагог должен быть подвижником. Его внутренний мир сам по себе является способом передачи информации».

Эти слова Святейшего Патриарха стали для всех нас, для каждого педагога Московской области, напутствием в нашей работе с подрастающим поколением.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.