Главная/Библиотека/Вестник Московской митрополии/№3-4 за 2009 год/

Слова Его Святейшества после избрания на Первосвятительскую кафедру

Слово митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла,
избранного и нареченного Патриархом Московским и всея Руси,
по избрании его Поместным Собором Русской Православной Церкви
27 января 2009 г.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, Ваши Высокопреподобия, Преподобия, досточтимые отцы, братья и сестры!

Со смирением и полным пониманием ответственности воспринимаю я жребий Божий, через который вручается мне Патриаршее служение. Оно велико. Оно ответственно. Но в центре этого служения — Крест Господень, Крест таких размеров, каковые познать и прочувствовать может только тот, кто его несет.

Вспоминаю слова Святейшего Патриарха Алексия, который неоднократно говорил о великом кресте Патриаршего служения. Но этот крест Предстоятели Церкви несут, хотя он не по силам одному человеку. Они его несут потому, что вместе с ними его несут архипастыри, пастыри, народ Божий. Они несут этот крест потому, что сама Церковь несет его вместе с Патриархом. И как разделяется несение креста, как разделяется ответственность, так разделяется и слава. И когда произносятся добрые слова в адрес Предстоятеля Церкви, это слова и в адрес народа Божия, духовенства, архиереев — всех тех, кто вместе с Предстоятелем несет тяжкий крест и величайшую ответственность пред Богом и пред историей.

Принимая от вас изъявление воли Божией, прошу прощения за мои слабости, прошу помогать мне своим советом, прошу быть рядом со мной в несении Патриаршего служения. Но более всего прошу ваших молитв — таких молитв, какие, я знаю, люди, участвовавшие в решении Поместного Собора нашего, и многие другие совершали от своих любящих и верующих сердец.

Пусть благословит Господь Церковь нашу, народ наш, страны, в которых Православная Русская Церковь наша несет свое служение, всех, кто своими молитвами и трудами приблизил этот час. Ещё и ещё раз прошу помнить меня в ваших святых молитвах. Аминь.

Слово митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла,
избранного и нареченного Патриархом Московским и всея Руси,
при завершении Поместного Собора Русской Православной Церкви
28 января 2009 г.

Преосвященные архипастыри, досточтимые отцы, дорогие братья и сестры!

С Божией помощью мы завершаем труды всецерковного Поместного Собора. Если оглянуться на последние несколько десятилетий истории Русской Церкви, то можно с уверенностью сказать, что наши дискуссии были как никогда живыми и откровенными. В них проявилось великое многообразие тех, кто составляет нашу церковную Полноту, — иерархов, клира, монашествующих и мирян, людей разных национальностей, граждан различных государств, жителей всех пяти континентов, представителей многих поколений, профессий, социальных слоев. Мы обсудили целый ряд важных для Церкви тем, подчас не во всем соглашаясь друг с другом.

Но сегодня, думаю, для каждого из нас очевидно, что нашим Собором руководил Дух Святой. Мы единомысленно исповедали Православную веру в Господа Иисуса Христа, сказавшего: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:20). Мы по воле Божией избрали нового Предстоятеля Русской Православной Церкви, и я вновь благодарю всечестной Собор за оказанное мне, недостойному, великое доверие, которое означает и великую ответственность. Мы приняли очень важные определения, которые помогут Церкви проложить достойный путь в будущее. Сам дух этого Собора и явная боговдохновенность его решений позволяют нам сказать о том, что мы совершили, словами отцов Апостольского Собора: «Изволися… Святому Духу и нам» (Деян. 15:28)! И обратить друг ко другу так хорошо знакомое нам братское приветствие: «Христос посреде нас! И есть, и будет!»

Очень скоро мы покинем первопрестольную Москву и станем вновь трудиться, каждый на своем месте, для проповеди Евангелия, для возрождения церковной жизни, для просвещения светом Христовым ближних и дальних. Будем же молиться друг о друге, о Церкви нашей не менее усердно, чем молились перед этим Собором и в его дни. Будем всегда ощущать друг друга братьями и сестрами во Христе, постоянно живущими, как одно Его Тело, в Его присутствии. Будем хранить церковное единство, не нарушая нашего многообразия. Будем, по слову святого праведного Иоанна Кронштадтского, «держаться единой Святой Православной Церкви нашей, коей Глава Сам Христос Бог наш, действующий в нас непрестанно во спасение и обновление наше».

Дорогие во Христе братья и чада! Во дни Собора мы молились о блаженном упокоении души верного Божия раба Святейшего Патриарха Алексия. Верю, что сегодня он с радостью взирает на Церковь, которую возглавлял без малого двадцать лет, и молится о ней вместе с нами. Пусть наши дела будут достойны славной памяти почившего Первосвятителя. Пусть его молитва укрепляет и новоизбранного Патриарха.

Объявляя закрытым наш Поместный Собор, обращаю ко всем вам, дорогие мои, апостольские слова: «Да будет с вами благодать, милость, мир от Бога Отца и от Господа Иисуса Христа, Сына Отчего, в истине и любви» (2 Ин. 1:3).

Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
после интронизации 1 февраля 2009 г.
в Соборном Храме Христа Спасителя

Ваши Блаженства, Предстоятели и представители Святых Божиих Церквей! Глубокоуважаемый Дмитрий Анатольевич Медведев, Президент Российской Федерации! Глубокоуважаемый Владимир Владимирович Путин, Председатель Правительства Российской Федерации! Глубокоуважаемые главы и представители государств, православные народы которых пребывают в лоне Московского Патриархата, представители иных стран! Преосвященные собратья архипастыри! Всечестные отцы, матушки игумении, дорогие во Христе братья и сестры!

Изволением Святого Духа и членов Поместного Собора Церкви нашей ныне был я, недостойный, возведен собратьями моими на престол Патриархов Московских и всея Руси и из их рук получил знаки патриаршего достоинства. Ваши молитвы, ваши добрые лица напутствуют меня сегодня перед началом патриаршего поприща, которое не может быть ни легким, ни беспрепятственным. Господь и Церковь возлагают на меня тяжкий крест, несение которого требует полной самоотдачи и полного посвящения себя тому служению, к которому ныне я был призван через троекратное посаждение на Патриарший престол. Неслучайно на плечи Патриарха возлагается великий параман — символ отречения от всего, что не есть патриаршее служение, символ готовности быть верным Богу до конца, через предание себя в послушание Его воле по образу Того, Кто «смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2:8).

Нет и не может быть в жизни Патриарха ничего личного, частного: он сам и вся его жизнь без остатка принадлежат Богу и Церкви, его сердце болит о народе Божием, особенно же о тех, кто отпал от церковного единства и кто ещё не обрел веру. Патриаршее служение является особым духовным подвигом. Этот подвиг невозможно нести в одиночку или при поддержке ограниченного круга единомышленников. В этот подвиг через молитвенное общение и соборное делание вовлекается весь епископат, вся полнота Церкви со всем многообразием дарований, присущих её членам.

Посему, сознавая свое недостоинство, с большим внутренним трепетом восхожу я ныне на горнее патриаршее место, смиренно поручая себя молитвенному предстательству пред Престолом Божиим моим святым предшественникам святителям Киевским и Московским. Мой мысленный взор обращается также к Святейшим Предстоятелям Церкви нашей, особенно же к тем, кто нес это служение в новейшее время, начиная со святителя и исповедника Тихона и кончая приснопамятным Святейшим Патриархом Алексием Вторым.

Патриарх — хранитель внутреннего единства Церкви и вместе с собратьями по епископату блюститель чистоты веры. Воспринимаю как особый знак Божий то, что Патриаршая интронизация совершается сегодня, в день памяти святителя Марка Ефесского — дерзновенного защитника и поборника Православной веры. Задача Патриарха — не допускать перерастания разномыслий, которым по слову апостола «надлежит быть» (1 Кор. 11:19), в расколы, нестроения и лжеучения. Патриарх должен заботиться о том, чтобы каждая личность во всей её неповторимости находила свое место в церковном организме и, в то же время, чтобы разномыслия не нарушали духа любви и не ослабляли общих усилий по созиданию дома Божия. «В главном — единство, во второстепенном — свобода, во всем — любовь», — эти слова святого Викентия Леринского должны оставаться руководящим принципом церковной жизни.

Патриарх — защитник внешних канонических рубежей Церкви. Это служение приобретает особое значение в той ситуации, которая возникла после образования независимых государств на пространстве «исторической Руси». Уважая их суверенитет и радея о благе каждого из этих государств, Патриарх в то же время призван заботиться о сохранении и укреплении духовных связей между населяющими их народами во имя сбережения той системы ценностей, которую являет миру единая православная цивилизация Святой Руси.

Особой заботой Патриарха станет церковная проповедь духовно-нравственных идеалов применительно к реалиям современной жизни. Свидетельство об истине и красоте Православия может быть принято и усвоено только тогда, когда люди ясно поймут значение этого свидетельства для своей личной, семейной и общественной жизни и научатся сопрягать вечные Божественные слова с реальностями повседневной жизни, с её заботами, радостями и скорбями.

Соединить Православную веру и евангельскую мораль с повседневными мыслями, чаяниями и надеждами людей означает помочь им ответить на сложнейшие мировоззренческие и этические вопросы современности. Вера станет понятной и реально востребованной, несмотря на всю множественность и противоречивость существующих в обществе взглядов и убеждений тогда, когда человек осознает и глубоко прочувствует несомненную правоту и силу того послания, которое Сам Бог передает людям через Свое Откровение. Не может человеческая мысль и человеческое слово быть сильнее Слова Божия. И если эта очевидная истина не становится очевидной для многих людей, то означает сие только то, что красота и убедительность Божественного Слова помрачается тем, что сегодня мы называем «человеческим фактором».

Свидетельство Церкви миру предполагает не только проповедь с церковной кафедры, но открытый, доброжелательный и заинтересованный диалог, в котором обе стороны и говорят, и слушают. Через такой диалог истины веры становятся по меньшей мере понятными, ибо входят в творческое и живое соприкосновение с мыслями и убеждениями людей. Церковь же обогащает себя через такой диалог знанием того, что представляет из себя современный человек с его образом мыслей и вопрошаниями к Церкви.

Такой диалог способствует также большему взаимопониманию между людьми разных взглядов и убеждений, включая убеждения и религиозные, и содействует упрочению гражданского мира и согласия в наших обществах и государствах.

В рамках доброжелательного диалога и сотрудничества на конституционной основе должны развиваться и церковно-государственные отношения, служа благу Церкви и государства, служа благу народа.

Предстоятель каждой Поместной Церкви призван вместе с собратьями из других Церквей заботиться о единстве Вселенского Православия. Благодаря за совместную молитву находящихся здесь Первоиерархов и представителей Святых Православных Церквей, свидетельствую, что всегда буду открыт к диалогу с Церквами-Сестрами и к совместным усилиям, которые помогли бы нам укрепить и усовершенствовать всеправославное сотрудничество, добиться большей координации пастырских и миссионерских усилий.

Предметом нашей особой заботы станет молодежь, которая сегодня особенно остро нуждается в духовном руководстве. В эпоху нравственного релятивизма, когда пропаганда насилия и разврата похищает души молодых людей, мы не можем спокойно ждать, когда молодежь обратится ко Христу: мы должны идти навстречу молодым людям — как бы это ни было трудно для нас, людей среднего и старшего поколения, — помогая им обрести веру в Бога и смысл жизни, а вместе с этим и осознание того, что есть подлинное человеческое счастье. Сильная личность, сплоченная и многодетная семья, солидарное общество — все это следствие того образа мыслей и того образа жизни, которые проистекают из искренней и глубокой веры.

Наш христианский долг — заботиться о страждущих, о сиротах, о бедных, об инвалидах, о престарелых, о заключенных, о бездомных: обо всех, кому мы можем помочь обрести надежду. Голос Церкви должен стать в том числе и голосом слабых и лишенных власти, взыскующих справедливости.

Нам предстоит многие и нелегкие труды совершить. И сейчас я вспоминаю священные заветы первого и пятнадцатого Патриархов. «Доброе дело — украшать и воздвигать церкви, — писал святитель Патриарх Иов, — но если в то же время мы будем осквернять себя страстями, то Бог не пощадит ни нас, ни наших церквей». «Восстанет, как уже не раз бывало, из пепла и из бездны греховной новая Русь — Русь, давшая миру многих подвижников веры и благочестия, Русь, созидающая храмы в городах, весях и сердцах, Русь, сияющая всему миру правдой и любовью, Русь святая». Дай Бог, чтобы эти вдохновенные слова Святейшего Патриарха Алексия II стали пророческими.

Я сердечно благодарю всех собравшихся здесь на молитву. Надеюсь, что ваша молитвенная поддержка, как и ходатайство обо мне перед Богом всей Церкви, никогда не иссякнут. Ко всем архипастырям, пастырям и чадам Церкви нашей обращаю святые слова апостола Павла: «Братия, радуйтесь, усовершайтесь, утешайтесь, будьте единомысленны, мирны, — и Бог любви и мира будет с вами» (2 Кор. 13:11). Аминь.

Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
на президентском приеме для архипастырей,
участников Поместного Собора в Георгиевском зале
Большого Кремлевского дворца
2 февраля 2009 г.

В своем слове Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл от лица епископата, клира, мирян Русской Православной Церкви, от лица членов Поместного Собора поблагодарил Главу государства за внимание, которое государственная власть России проявила к событиям церковной жизни, совершившимся в последние дни.

«Сердечно благодарю Вас за слова, которые Вы сейчас произнесли. Как в капле воды отражается солнце, так в ваших словах отображен весь наш опыт церковно-государственных отношений, — подчеркнул Предстоятель Русской Православной Церкви. — Это сложный путь. Его истоки — в Византии. Когда лучшие умы Церкви и лучшие умы государства работали над формированием модели церковно-государственных отношений, они использовали для её описания замечательное слово „симфония“. Это понятие предполагает гармоничное сочетание интересов, распределение ответственности, и очертания симфонии запечатлены в каноническом предании Православной Церкви».

Отметив, что эта модель отношений неизменно оставалась примером, хотя в силу многих обстоятельств никогда не была реализована полностью, Святейший Патриарх Кирилл подчеркнул: «Русская Православная Церковь прошла тяжелейшим путем, полным многих исторических событий, перипетий, трудностей. И ни о какой симфонии не могло быть речи тогда, когда волей государственной власти было ликвидировано Патриаршество. Не могло быть об этом речи, и когда власть стала гонителем Церкви. В новых условиях мы сознаем невозможность осуществления того идеала, который родился в первом тысячелетии. Но, с другой стороны, мы, как Церковь, сознаем необходимость того, чтобы дух симфонии направлял наши мысли и дела в построении модели церковно-государственных отношений».

«Мы живем в современном демократическом государстве, и те наши братья и сестры, которые живут в иных государствах, а их много среди нас, также существуют в той системе права, которая сегодня является общепризнанной, — сказал далее Святейший Владыка. — Общепризнанными являются и принципы, которые заложены в конституциях наших государств, поэтому дух симфонии, но не буква, должен реализовывать себя в рамках того законодательного поля и на основе тех конституционных положений, которые существуют». Это открывает замечательную перспективу развития церковно-государственных отношений таким образом, чтобы государства и Церковь, не вмешиваясь в дела друг друга, уважали взаимную позицию друг друга по внутренним делам и одновременно выстраивали широкую систему взаимодействия, диалога и сотрудничества, подчеркнул Его Святейшество. «Так и происходит сегодня в России и во многих других государствах, где осуществляет свое служение Русская Православная Церковь, — заявил Первосвятитель. — Взаимодействие Церкви и государства в тех областях, которые имеют отношение в том числе и к внутренней духовной жизни человека, к его нравственности, его мироощущению, к его пониманию жизни, являются очень важными, потому что послание Церкви — это нравственное послание. Это призыв к чистоте, праведности, святости; это призыв к добру, снисхождению. Это призыв к тому, чтобы сердца наши были открыты друг к другу. Если эти возвышенные нравственные идеи будут осуществляться в рамках конкретного взаимодействия Церкви и государства, то мы совместными усилиями будем помогать современному человеку справляться с теми огромными вызовами, многочисленными стрессами и проблемами, которые перед ним возникают».

Государство заботится о земном, Церковь — о небесном, подчеркнул Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: «Невозможно представить небо без земли и земли без неба. Земля и небо образуют гармонию Божественного творения. Дай Бог, чтобы сочетание небесного и земного, усилий церковных и усилий государственных было направлено на духовное и материальное процветание людей».

В заключение Святейший Патриарх Кирилл от имени епископата Русской Православной Церкви пожелал Президенту России доброго здоровья, крепости душевных и телесных сил, помощи Божией в несении высокого и ответственного служения, на которое Д. А. Медведев был избран российским народом.

Опубликовано по материалам
пресс-службы Московской Патриархии

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.