Главная/Библиотека/Вестник Московской митрополии/№3-4 за 2009 год/

Конференция «Прославление и почитание святых»

17 февраля в зале церковных соборов Храма Христа Спасителя в рамках XVII Международных Рождественских образовательных чтений под председательством митрополита Ювеналия Председателя Синодальной Комиссии по канонизации святых, состоялась конференция «Прославление и почитание святых». В конференции приняли участие священнослужители из Московской епархии и других регионов, многочисленные представители ученой и педагогической общественности, студенты.

Конференцию открыл приветственным словом митрополит Ювеналий:

«Уважаемые участники конференции! Досточтимые отцы, дорогие братья и сестры!

Сердечно приветствую всех Вас, собравшихся на нашу конференцию, которая проходит в рамках XVII Международных Рождественских образовательных чтений, на тему: „Прославление и почитание святых“. Характерной чертой современной церковной жизни является прославление множества отечественных подвижников, мучеников и исповедников в лике святых. Их канонизация явилась плодом двадцатилетних трудов Синодальной Комиссии по канонизации святых по изучению и осмыслению многих вопросов истории нашей Церкви и Отечества.

Проведение Международных Рождественских образовательных чтений ставит своей задачей катехизацию людей, позволяет представителям многих епархий собираться вместе для обсуждения различных вопросов церковной жизни. Христианское благочестие и связанное непосредственно с ним прославление и почитание святых — это действенное средство изменения и преображения человеческой жизни, приближения к евангельскому идеалу, а также неисчерпаемый источник благодатной силы. Однако не для всех чад Церкви бывают понятными цель, методы и критерии прославления святых, как строится работа по сбору и изучению сведений об их жизни и христианском подвиге. Об этих и других вопросах мы будем сегодня говорить. Сегодня среди докладчиков будут члены Синодальной и Епархиальных Комиссий по канонизации святых, церковные историки, которые являются специалистами в этой области. Я надеюсь, что встречи на эти темы станут традиционными в рамках Рождественских чтений.

Святые Церкви Христовой представляют поразительное чудо христианства — убедительное доказательство его жизнеутверждающей силы! В вере православной мужественно подвизались христиане всякого возраста и состояния. Святая Христова Церковь, достойно воздавая хвалу всем святым, угодившим Богу, молитвенно взывает к ним: „Мученик божественный лик, Церкви основание… вы делом Спасова глаголания исполнисте: вами бо врата адова на Церковь отверзшаяся заключишася… заклание ваше породи церковное исполнение… Богу венценосцы предстоите: Егоже непрестанно молите о душах наших“ (Стихира на Слава, на „Господи, воззвах“ службы Всем святым).

Святыми процвела пустыня человеческой жизни, как прекрасный сад. Вот почему Церковь Православная так любит святых, так радостно их прославляет, хранит о них память, хранит их мощи, оставшиеся от них предметы, малейшие памятники их жизни и слова! Не для того, чтобы заградить от верующих Бога и Спасителя, как несправедливо упрекают её отступившие от Истины, а, напротив, чтобы приблизить Бога к людям, чтобы нас сроднить с Ним через святых и святость. Чтобы прославить Его, дивного во святых, мы поминаем святых. Яко свят еси, Боже наш, и во святых почиваеши! Как жалко и духовно ничтожно пустословие тех, кто осуждает почитание святых. Это полное непонимание богатства духовной жизни Православия, это отсутствие способности ценить и почитать святость, отсутствие истинной любви к тому, что даровано людям в благодатном пришествии Искупителя.

На протяжении всей своей истории наш народ напряженно искал святости. Как любит он святых — об этом свидетельствует то, с каким трепетом жаждет он общения с ними, идет к ним и на далекий север, и в леса, и в пустыни, и за море, он находит святых под покровом глубочайшего смирения и неизвестности, и ищет от них руководства в жизни. Как радуется он прославлению каждого нового угодника Божия, видя в нем живого носителя Божественной славы и благодати, живого наставника на пути ко спасению, видя в нем оправдание своей веры в Бога, веры в торжество высшего начала жизни над её низменными течениями и интересами. Наш народ воспитан Церковью в искании немеркнущих идеалов святости.

Священномученик Иоанн (Восторгов), рассуждая об отличии русского народа от народов Западной Европы, сделал следующее интересное наблюдение. Известен закон, по которому всякое живое существо живо и полезно в свойственной ему среде, а не в чужой: нельзя птице жить на морском дне, а рыбе — в воздухе под облаками. „Так и народ силен и жизнеспособен в исполнении своих, а не чуждых и навязываемых ему идеалов. Не станем бранить идеалов права, силы, учености, культуры, коими живут окружающие нас европейские народы: пусть живут, если это им сродно по их складу, истории, народному характеру; пусть дают и нам добрые плоды своей работы… Но мы знаем, что наш идеал есть идеал не права, а правды, не силы внешней, а духовной мощи, ведения Божественной воли и той особой культуры религиозно-церковной, которою блистает наш народ среди других народов мира. Не отнимайте же у него его силы, его жизни, его сродной среды, не навязывайте ему того, чего он исполнить не в состоянии, как не в состоянии рыба скакать, подобно лошади, и лошадь плавать, подобно рыбе… Прильнем к вековечным заветам и идеалам церковно-народной жизни, и только религиозно-нравственным началом и религиозно-нравственной мерой станем оценивать все явления жизни.

И стоит нам лишь на один миг искренно и глубоко проникнуться воззрениями святости и ею расценивать жизнь — сразу спадет у нас с глаз повязка, станет яснее все окружающее, сразу станут понятны все увлечения, все заблуждения современности, вся мишура и ничтожество тех идеалов, которыми нам теперь хотят подменить народно-христианское мировоззрение, которыми теперь так усердно напитывают нас литература, и особенно газета, эта разменная лавочка мысли… все, что переносится к нам без соблюдения единой и вековечной заповеди: Все испытывайте, хорошего держитесь (1 Фес. 5:20) — все испытывайте, но держитесь только доброго, то есть того, что соответствует требованиям правды и святости“.

Не погибнет и не упразднится никогда среди людей святая православная вера, ибо не погибнет и не упразднится никогда на земле Святая Христова Церковь, ибо она есть Божие создание, она дерево неземного семени, и нет силы, которая могла бы вырвать корни его.

Но есть вопрос, который стоит теперь перед всеми: пройдет ли то гибельное тепло-хладное равнодушие к вере и Церкви, которое все более и более воцаряется в нашей жизни? Верим, что сила Божия все победит, что истина восторжествует, что врата адовы не одолеют богоучрежденной Церкви до конца дней мира. Может быть, горести и бедствия гонений, пережитых нашей Церковью в ХХ веке, разбудят спящих и ленивых, умягчат сердца окаменевшие, чтобы и они с великой любовью, с глубоким благоговением восприняли слово Божие, которое сеется в наши души.

Пусть развивается просвещение и растет непрерывно прогресс знаний; совершенствуется культурная сторона жизни; поднимается и улучшается экономическая жизнь; предпринимаются меры к повышению физического здоровья народа — все это благословляет святая вера, как дело любви, как средство для успешного нравственного возрастания. Но горе, если ради земных благ забывается Небо, если тело заслонит дух, если средства подавят и заменят цели. Почитаемые нашей Церковью святые ясно проповедуют нам: Православная вера и Церковь Христова — вот наши вечные светильники, негасимые, немеркнущие!

Сонм всех святых, в земле Российской просиявших, в особенности новомученики и исповедники Российские, являют торжество веры, они истинные свидетели для современного поколения христиан той неумирающей и неоскудевающей любви к Православной Церкви и Отечеству в тех трудных обстоятельствах, когда нам хотят навязать религиозное безразличие, разочарование в прошлом нашего народа и забвение трепетного отношения к святыням.

Среди распутий религиозных исканий современности светит для веков грядущих ярким светочем Истины великий сонм преподобных отцов, Христа ради юродивых, мучеников и исповедников, благоверных правителей, равноапостольных просветителей народов нашего Отечества — присные нам по духу и плоти святые русские угодники. Они жили и спасались, радовались и утешались в Церкви; вне её они и не представляли возможности религиозного подвига и религиозных исканий. Идти этим путем они завещали и нам.

Наша конференция — небольшое делание в этом направлении. Пусть Господь благословит всех нас провести её в мире, в духе братолюбия, с желанием получить единое на потребу.

Тайнозритель судеб мира святой апостол Иоанн Богослов был спрошен Ангелом, показавшим ему святых Божиих: сии облеченные в белые одежды кто и откуда пришли? — получил от него такое свидетельство: это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца. За это они пребывают ныне перед престолом Бога и служат Ему день и ночь в храме Его, и Сидящий на престоле будет обитать в них. Они не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной: ибо Агнец, Который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод; и отрет Бог всякую слезу с очей их (Откр. 7:13–17). Имея такое радостное упование вместе с Ангелами и всеми святыми будем непрестанно взывать: благословение и слава, и премудрость и благодарение, и честь и сила и крепость Богу нашему во веки веков! Аминь (Откр. 7:12)».

Затем к участникам конференции обратилась Л. Н. Антонова, министр образования Правительства Московской области:

«Ваше Высокопреосвященство! Уважаемые участники Рождественских чтений!

12 ноября 2001 года Министерство образования Московской области и Московская Епархия Русской Православной Церкви заключили договор о сотрудничестве. Этот день стал поистине знаменательным для системы образования Подмосковья, поскольку вопросы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения являются одним из важных направлений нашей работы по модернизации образования, и именно благодаря сотрудничеству с епархией, осуществляемому в рамках договора, удается решать эти вопросы на том культурном и содержательном уровне, которого они требуют.

По данным мониторинга, в настоящее время религиоведческие и культурологические программы преподаются практически во всех муниципальных образованиях Московской области. Программы ведутся в 717 школах Московской области, то есть в половине школ Московской области. Предметы духовно-нравственного цикла изучают более 55 тыс. учащихся. Очень интересный опыт работы по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи имеется в городских округах: Балашиха, Бронницы, Восход, Климовск, Лыткарино, Орехово-Зуево, Подольск, Электросталь и муниципальных районах: Каширском, Луховицком, Ногинском, Озерском, Подольском, Рузском, Чеховском. Программы по духовно-нравственному воспитанию реализуются не только как факультативы в образовательных учреждениях Московской области, но и в 22 учреждениях дополнительного образования и охватывают около 3 600 воспитанников.

В Московской области сложилась система церковно-школьного взаимодействия. Об этом свидетельствуют традиционные мероприятия по духовно-нравственному воспитанию. Из года в год проводятся областные Рождественские чтения, открытые уроки, собрания педагогического актива. Осуществляется подготовка преподавателей религиоведческих и культурологических программ, издается методическая литература.

В учреждениях высшего образования созданы духовно-просветительские центры различной направленности, а также факультет повышения квалификации для педагогов, реализующих программу духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Всего за последние годы курсовую подготовку по обозначенному профилю в соответствии с заявками муниципальных образований прошли более 1000 педагогов.

Успешно реализуются следующие формы работы по духовно-нравственной тематике: кружки по изучению православия на базе учреждений детского творчества; молодежные и детские общественные объединения; экскурсионные и паломнические поездки в храмы и монастыри Московской области; исследовательская работа по изучению истории храмов и монастырей Московской области; организация научно-практических конференций и семинаров; проведение фестивалей, выставок, конкурсов.

В муниципальных образованиях Московской области проводятся методические семинары, конференции, олимпиады.

В Год молодежи воспитательная работа будет сконцентрирована на подготовке к Седьмым Московским областным Рождественским образовательным чтениям, которые пройдут под общей темой «„Молодежь — будущее России“».

В заключение своего выступления министр Л. Н. Антонова выразила митрополиту Ювеналию благодарность за многолетнее плодотворное сотрудничество на ниве образования и воспитания подрастающего поколения.

«Я надеюсь, — сказала Л. Н. Антонова, — что работа по духовно-нравственному воспитанию при поддержке губернатора Московской области Бориса Всеволодовичем Громова и под Вашим мудрым руководством, дорогой Владыка, будет продолжена и через духовно-нравственное воспитание многие смогут найти свою дорогу к Храму».

На конференции прозвучали обстоятельные доклады, которые печатаются далее.

Широкий интерес, который вызвала тема конференции, свидетельствует о той живой связи, которую имеет верующий православный народ, в том числе и церковная молодежь, с сонмом святых Новомучеников и исповедников Российских, сохранивших в годину безбожных гонений Церковь Христову.

На конференции прозвучали обстоятельные доклады:

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.