Главная/Библиотека/Вестник Московской митрополии/№11-12 за 2008 год/

Материалы VI Областных Рождественских чтений

Выступление
митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия

Дорогая Лидия Николаевна!
Дорогой Леонид Оскарович!
Уважаемые отцы, братья и сестры!

Каждый раз, когда открываются наши уже ставшие традиционными Подмосковные Рождественские чтения, я не могу удержаться от того, чтобы не выразить свою радость по поводу тех достижений, которые имеются в области сотрудничества между Московской епархией и Министерством образования Правительства Московской области. Объем делаемой работы поистине огромен. Договор о сотрудничестве, заключенный нами еще в 2001 г., не стал формальной бумажкой. Это работающий документ, позволивший развернуть соработничество духовенства и учительства на просторах всей Московской области. Каждый раз, когда мы встречаемся, много говорим о тех мероприятиях, которые совместно проводятся, поэтому я позволю себе не делать этого сегодня. Здесь присутствуют руководители управлений образования муниципального уровня и наши благочинные, которые прекрасно знакомы с этой тематикой. Но хочу в начале своего слова выразить большую признательность нашему губернатору Борису Всеволодовичу за постоянную заботу о духовном возрождении подмосковного региона. Позвольте также поблагодарить его неустанную помощницу и нашего дорогого друга Лидию Николаевну Антонову, а вместе с ней и всех работников сферы образования за то, что между нами сложились отношения дружбы и сотрудничества.

Остались в прошлом усилия лучше понять друг друга, выстроить систему взаимодействия. Сегодня мы чувствуем общую ответственность за будущее России. И мне хотелось бы обратиться к тем сторонам нашей совместной деятельности, которые требуют дополнительного внимания и усилий.

2009 г. уже объявлен Годом молодежи, а 2010 г. наш Президент предложил сделать Годом учителя. Вся эта тематика имеет самое непосредственное отношение к той работе, которую мы делаем, и требует особого внимания с нашей стороны.

За последние годы удалось распространить преподавание «Основ Православной культуры» и «Духовного краеведения Подмосковья» в подавляющем большинстве школ Московской области. Министерство образования располагает убедительной статистикой на этот счет. Удалось провести подготовку педагогических кадров, и работа в этом направлении продолжается в нескольких вузах региона. Все это очень радует, но вовсе не означает, что нет возможностей и ресурсов для дальнейшего развития.

В ходе встреч с педагогической общественностью я убедился в том, насколько горячо и с каким энтузиазмом восприняты нашими учителями новые возможности в области развития духовно-нравственного воспитания. Создаются новые программы и методики. Идет широкий творческий поиск. С другой стороны, не стоит дело на месте и в наших православных гимназиях и воскресных школах. Мы наблюдаем формирование значительной группы учительской общественности, ориентированной на создание новых форм распространения знаний о Православии, а также на углубление духовно-нравственного воспитания детей и молодежи.

Думаю, что добрые начинания нуждаются в поддержке и систематическом развитии. Что я имею в виду? Если у педагога есть достижения и новые наработки, о них должно становиться известно коллегам. Отчасти обмену опытом и мнениями способствуют наши Рождественские чтения, но можно делать и больше. Можно публиковать соответствующую информацию и распространять ее среди педагогов. Имеет смысл подумать и о проведении кустовых семинаров, которые помогали бы и в распространении новых методик, и в повышении квалификации, и в консолидации профессионалов, работающих в одной и той же области.

Считаю обязательным для благочинных и ответственных Епархиального отдела по религиозному образованию и катехизации Московской епархии в церковных округах не только находиться в постоянном контакте со школами, где преподаются знания о Православии, но и регулярно проводить встречи с педагогами духовно-нравственных дисциплин. Я думаю, что такой заинтересованной поддержке со стороны Церкви в школе будут только рады.

Отмечу, что имеется интересный опыт проведения круглых столов и семинаров с участием духовенства и преподавателей самых разных предметов. При обсуждении не только нравственных, но и естественно-научных, исторических вопросов налаживается диалог, который полезен в конечном счете всему обществу, в первую очередь детям. Тут важно, чтобы наши священники деятельно проводили такую работу, а в школах находили для этого место и время.

Когда мы радуемся тому, что успешно преодолевается средостение между Церковью и школой, мы не должны забывать, что дети, которым преподаются вечные ценности и знания о нашем православном духовном и культурном наследии, живут в обществе, которое в значительной своей части чуждо всего этого. И задача состоит не только в том, чтобы научить доброму, но и помочь ребенку сохранить убежденность в абсолютной ценности полученных знаний при столкновении с недоброжелательным окружением.

И подходы здесь, конечно, должны быть разными. Одно дело малыши, посещающие начальную школу, другое — дети, вступившие в пору переходного возраста, когда разного рода искушения и сложности в формировании характера могут создать значительные проблемы. Наконец, у старшеклассников, готовящихся вступить в самостоятельную жизнь, бывают свои вопросы и сложности. Хорошо, что сегодня мы не ограничены в возможности привлечь на помощь родителям и их детям не только школьных учителей, но и священников. Сложилась добрая практика проводить на Пасху областные родительские собрания с участием духовенства. Но достаточно ли этого? Полагаю, что такие собрания или, если хотите встречи, собеседования, чаепития, как угодно, могут проходить и в муниципальных образованиях, и в отдельных городах, просто в отдельно взятой школе. Я уверен, что воспитательно-педагогические дискуссии в рамках таких встреч будут восприняты с интересом и благодарностью. И не надо тут никакой обязаловки. Люди будут сами стремиться прийти и участвовать, лишь бы такие собеседования отвечали их глубинным чувствам, помогали решать насущные проблемы.

В этом году тема наших Рождественских чтений – «Семья в современном мире». Вот я к ней вплотную и подошел. К сожалению, сегодня семья, особенно молодая, подчас чувствует недостаток поддержки со стороны окружающих. И то, что я предложил, думается, должно помочь преодолению отчужденности, укреплению отношений доверия и взаимной поддержки между родителями и детьми, с одной стороны, и Церковью и школой как представителями общества, с другой.

Семья нуждается в нашей помощи не только в аспекте научения детей знаниям, но и в воспитании их мировоззрения, и в формировании образа жизни. В этом смысле большое значение имеет участие школы и Церкви не только в образовательном процессе, но и в организации отдыха и досуга ребенка. Часто приходится слышать сожаления по поводу «ужасного влияния улицы», в кавычках, на детей и юношество. Наша задача в самом широком смысле состоит не в том, чтобы изолировать какую-то часть детей от этой страшной «улицы», а чтобы сделать так, чтобы на этой «улице» ни один ребенок не оказывался. И важнейшую роль здесь играет организация досуга. Ведь полная занятость и отсутствие свободного времени — это уже часть гарантии от уклонения в сторону пагубных интересов.

В этом плане мне представляется достойной внимания разработанная некоторыми нашими священниками, возглавляющими приходские воскресные школы, концепция непрерывной и полной занятости ребенка, когда он и учится, и отдыхает, и развлекается, и занимается спортом, и культурно развивается вместе со своими товарищами по школе и учителями-наставниками. Наступают каникулы, а дети либо направляются в православные лагеря, либо проводят время в школе или на приходе, занимаясь образовательно-развлекательной деятельностью. Такой подход к воспитательному процессу требует от педагога предельной жертвенности. Но в то же время это идеал, к которому можно стремиться, потому что он приносит благие плоды! И родители, кстати, всегда бывают за это очень благодарны.

Ребенок есть ребенок, и для него всегда важно иметь возможность проводить хотя бы часть учебного времени в состязательно-развлекательной обстановке, предполагающей также и усвоение знаний. Во многих благочиниях нашей епархии уже несколько лет проводятся олимпиады по «Основам Православной культуры». Думаю, что пришло уже время подумать о таких соревнованиях в масштабах области, тем более что методологические наработки имеются.

Воспитание детей включает участие в добрых делах. Прежде всего, это помощь людям. Забота о престарелых и больных, помощь сиротам — разве это не достойное занятие для подростков? На многих приходах Московской епархии такая работа ведется, и этот опыт достоин распространения. Уверен, что старшеклассница, посещающая младенцев-отказников в больнице, никогда и не помыслит, чтобы бросить своего собственного ребенка. Внешний мир предлагает детям заботиться только о самих себе, как бы расталкивать окружающих руками. А нам нужно больше говорить о милосердии, о жалости, о сострадании, созидать сердца добрые и жертвенные. Ни страна, ни общество не могут держаться на эгоистах. В годы испытаний наша Родина выстояла только благодаря тем, кто проявил высшую любовь, по заповеди Спасителя, отдав жизни за ближних (см. Ин. 15:13).

Я уже говорил, что у нашей Московской области имеется замечательный опыт церковно-школьного соработничества. Думаю, нам надо шире его пропагандировать. К примеру, замечательный учебник Людмилы Леонидовны Шевченко «Духовное краеведение Подмосковья» уже взят за основу при составлении соответствующих пособий в некоторых других регионах России. А у нас этот учебник невозможно купить, он был напечатан только для распространения по школам. В то же время спрос на эту книгу большой. Я бы попросил Вас, Лидия Николаевна, если это возможно, помочь в вопросе издания части тиража этой книги для широкой продажи. Замечательно было бы разработать и электронную версию этого учебного пособия.

Наблюдая за тем, как развивается преподавание духовно-нравственных дисциплин в различных частях нашей страны, прихожу к выводу, что достижения Министерства образования Правительства Московской области и Московской епархии являются, не побоюсь этого слова, незаурядными. Может быть, имело было смысл подумать о том, чтобы нам совместно издать книгу, рассказывающую о том, как мы работаем. Там были бы и отчеты о совместных мероприятиях, и методики их проведения, и богатый иллюстративный материал, — своего рода кумулятивный отчет о сделанном, чтобы люди могли поучиться.

Говоря так, не хотел бы, чтобы создалось впечатление, что я не вижу и для нас путей к совершенствованию. К примеру, наши Рождественские чтения хотя и охватили практически все муниципальные образования, но не дошли еще до поселений. А там люди так этого ждут. В будущем надо будет особое обратить на это внимание. Невозможно, конечно, в каждом селе проводить научные конференции, но концерты и праздничные вечера просветительского содержания, чтобы порадовать людей, организовать надо.

У нас уже так сложилось, что, открывая очередные Рождественские чтения, я предлагаю вашему вниманию для обсуждения тему чтений на следующий год, чтобы мы могли на церемонии закрытия принять окончательное решение. Поскольку грядущий год в нашей стране посвящен молодежи, думаю, нам не нужно устраняться от обсуждения проблематики, связанной с молодыми людьми. Тем более, что это в значительной степени относится к сфере деятельности работников образования, да и духовенства тоже. Поэтому предлагаю такую тему будущих VII Подмосковных Рождественских чтений: «Молодежь — будущее России».

Надеюсь, что в этом году, как это было и раньше, наши чтения пройдут успешно. Мы будем иметь честь докладывать о результатах Святейшему Патриарху Алексию, который дал согласие участвовать в закрытии Подмосковных Рождественских чтений в Мытищах 11 декабря.

Поскольку протокол Первосвятительского визита имеет особый формат, мы с Лидией Николаевной решили, что сегодня, на церемонии открытия, отметим наградами педагогов и священнослужителей, с особым усердием потрудившихся в минувшем году.

Хочу от всего сердца поблагодарить всех работников образования и духовенство, не только присутствующих в зале, но самоотверженно трудящихся на ниве образования на просторах Московской области. Спасибо вам за то, что вы делаете для подрастающего поколения и для будущего нашего Отечества.

Бог да благословит ваше жертвенное усердие.

Доклад
министра образования московской области Л.Н.Антоновой

Ваше Высокопреосвященство, дорогой Владыка Ювеналий!
Уважаемый Леонид Оскарович!
Уважаемые участники и гости встречи!

«Мы плывем вверх по реке к Юрьеву монастырю. Князь Александр Ярославич Невский много раз бывал в нем, молился возле святынь. Плыть против течения тяжело.

Я спрашиваю отца, почему мы не включаем мотор? «Чтобы слышать и видеть…» - отвечает отец. Я не понимаю. И только когда слышу, как капли падают с весел в Волхов, как звенит жаворонок над лугом, начинаю понимать. И земля, и река, и небо с белыми облаками – все это наше, русское, которое бережно сохранено нашими предками. Они тысячу лет защищали эту землю, собирали, чтобы передать ее нам. Мы не ливонцы, не монголы – мы русские, мы православный народ, ибо и в XIII, и в XVII, и в XX вв. наши предки не щадили своих жизней ради будущего Русской земли! Новая картина встает у меня перед глазами. Красноватые каменистые полупустыни, Афганистан 1989 г. Генерал требует от своих подчиненных: «Мой приказ – не потерять ни одного бойца, ни одного офицера – вытащить всех отсюда живыми! Все наши солдаты должны вернуться домой в Россию! Все!» Это Борис Всеволодович Громов – командующий нашей армией в Афганистане. У людей, которые честно служат Отечеству, много общего. Более семисот лет отделяют ту поездку Александра Ярославича Невского в Орду и приказ генерала Громова. Но забота о будущем России одна. Незримые, но прочные нити протянулись через столетия, они связывают воедино наше прошлое, настоящее и будущее. Прошлое, настоящее и будущее нашей Родины – России!» Эта работа Жигарева Сергея, ученика 9 класса Шаховской гимназии, признана лучшим исследовательским проектом духовного краеведения, представленном в рамках педагогических чтений. Работа посвящена подвигу святого благоверного князя Александра Невского, «Солнце Земли Русской». Подготовил своего ученика учитель Жуков Александр Сергеевич, выпускник педагогических курсов «Духовная культура», а прошли маршрутом Александра Невского со своим сыном его родители, выпускники в недавнем прошлом МГОУ.

Тема этого года, как вы знаете, была определена как «Семья в современном мире». Почему столь пристальное внимание уделялось во все века этому вопросу? Великие источники мировой духовной и педагогической культуры позволяют понять значимость темы семейного воспитания во все века. Великая книга всех времен Библия рассказывает о том, что семья была создана Творцом для умножения жизни на земле, чтобы, соучаствуя в жизни других людей, у человека была возможность соединиться со своей частью в любви, общем деле, истории, вечности. И сказал в ветхозаветные времена святой царь Соломон, признанный самым премудрым человеком древнего мира: «Двоим лучше, нежели одному». Семья стала священным союзом.

Семья – это связь времен, связь поколений. Выдающийся русский педагог Василий Александрович Сухомлинский писал: «В вековом стремлении людей к отцовству и материнству проявляется духовное и моральное стремление, осмысленное человеком как высшее счастье его земной жизни – продолжить себя в детях, утвердить в мире моральные ценности, открытые прошедшими поколениями и приумноженные крупицами собственного творчества». Во все века не иссякает созидающая сила семьи, дарующая жизнь неповторимой новой личности – ребенку, входящему в человеческий мир. Ребенок начинает жить в семье отчего дома – отца, матери. Многое получает развитие в ребенке в годы детства в семье – месте, где вызревает зерно новой личности – «семя Я». От отца к сыну, от мамы к дочке переходит мудрость поколений, все богатства человеческой культуры. Сами того не замечая, мы говорим словами наших предков, используем их опыт, опираемся на их знания. И главные знания – это законы человеческого общения, жизни, основанной на добре, вере, любви. Как сказал автор жития святого благоверного князя Димитрия Донского и его жены княгини Евдокии, прославленной как святая Евфросиния Московская: «Любящего душа в теле любимого. И я не стыжусь говорить, что двое таких носят в двух телах единую душу».

Но молодые люди часто не ценят того, к чему они привыкли, что легко достается, – культуры своих предков. Кто может научить их добрым традициям благочестивой жизни, научить любви к своим ближним, к отчему дому, к родному краю, к своей великой родине России? Кто поможет родителям воспитать ответственность, заботу о старых людях? Добиться положительных результатов в этом возможно, лишь объединив усилия всех воспитательных институтов общества – семьи – системы образования – Церкви.

Сегодня мы можем сказать, что прошедший год совместных усилий Министерства образования и Московской епархии Русской Православной Церкви в рамках имеющегося Договора о сотрудничестве принес добрые плоды. На прошедших Рождественских чтениях мы подчеркивали основные направления стратегии развития сотрудничества.

Каждый новый год сотрудничества открывал новые грани. Мы прошли за эти годы путь от понимания назревшей необходимости изменения сложившейся системы духовно-нравственного воспитания до конкретных мероприятий в этом направлении в рамках нашего региона. Если мы с вами попробуем выделить общее, что объединяет мероприятия всех Рождественских чтений, мы обратим, прежде всего, внимание на масштабность постановки проблем и выделение приоритетных направлений в системе образования Московской области. В числе первоочередных – духовно-нравственное воспитание. Такое смещение акцентов с абстрактного насыщения школьников пусть и самыми современными знаниями и технологиями в область формирования базовой культуры личности, среди которых духовность и нравственность являются основополагающими компонентами, несомненно, отражает новое понимание задач системы образования.

На протяжении длительного времени осуществляется организация и проведение ряда мероприятий, направленных на решение вопросов по модернизации и реформированию системы духовно-нравственного воспитания в контексте объективных изменений в духовной, общественно-политической и социально-экономической сферах жизни общества.

Мы можем уже говорить о сложившихся в Московской области традициях духовно-нравственного воспитания и образования. Традиционными направлениями работы стали Рождественские образовательные чтения, областные родительские собрания, проведение Рождественских и Пасхальных праздников, традиционная встреча Владыки Ювеналия с директорами образовательных учреждений, Открытый урок, поисково-краеведческая и музейная работа, туристические слеты.

Стала уже традиционной для Московской области такая форма духовно-нравственного воспитания и просвещения, как открытый урок.

Открытый урок «Духовные родники Подмосковья» Министерство образования области организует второй год.

В Год семьи областной открытый урок «Духовные родники Подмосковья» проведен по теме «Семья в истории России» в нескольких территориальных образованиях Московской области.

Кульминационным мероприятием можно назвать открытый урок во Дворце спорта «Олимпийский» города Чехова. В мероприятии приняли участие более 3000 человек. В рамках областного открытого урока проводилась интерактивная выставка «Духовно-нравственное воспитание и просвещение в системе образования Московской области».

По форме открытый урок – это театрализованное представление о духовных ценностях христианства с включением эпизодов, описывающих нравственное становление святых и героев России в различные исторические периоды.

Когда мы обдумывали тему открытого урока, то задумались над тем, что проблемой является разобщенность духовного мира семьи. Из ее жизни стали уходить те формы общения, которые объединяли ее членов. И мы решили, что следует возродить традицию, которая существовала в жизни семьи в России. Это традиция приобщения к культурному наследию на основе совместного семейного чтения. Сегодня много сетуют на то, что информационные технологии не способствуют развитию у школьников интереса к чтению. Возможно, в этом есть определенная опасность. Однако разумным подходом будет определение их места и значения как в образовательном пространстве школы, так и в жизни семьи.

В семейном кругу, конечно, незаменимым средством не только воспитания детей, но и совместного взаимодействия, создания духовно-нравственного пространства общения является семейное чтение. Каждый из нас, наверное, с радостью вспоминает те времена нашего детства, когда отец и мать читали нам, детям, книги и мы просили их почитать еще одну «только одну самую последнюю (перед сном) сказку». Но что же пришло взамен тех добрых минут общения в кругу семьи? Психологи бьют тревогу: дети перенасыщены информационным шумом, звучащим пространством. Результаты не замедлили сказаться: расторможенность психики, неспособность концентрации внимания на уроках, много гиперактивных школьников. И мы решили помочь вернуть детям и их родителям мир семейного общения в рамках доступных системе образования путей.

Так по инициативе губернатора Московской области Бориса Всеволодовича Громова и с благословения нашего дорогого Владыки митрополита Ювеналия была разработана и специально издана к открытому уроку книга для семейного чтения «Отчий дом» – иллюстрированная хрестоматия, посвященная возвышенному духовно-нравственному осмыслению значения семьи в жизни человека.

Издание такой книги – традиционный компонент программы подготовки к ежегодному открытому уроку, цель которого – способствовать воспитанию подрастающего поколения в духе традиционных ценностей нашего народа, рассказать о православных традициях жизни, о благочестивой семье. Ребятам был представлен красочный и яркий рассказ о духовных основах семьи и святости брака. Содержание книги позволяет расширить знания как детей, так и родителей в области духовной культуры и включает отрывки из Священной истории, стихи и рассказы классиков детской литературы, знакомит с произведениями иконописи и светской живописи. В них раскрывается жизнь благочестивой семьи на основе вечных ценностей веры, любви, милосердия, смирения, терпения, заботы, умеренности. Все участники открытого урока получили книгу в подарок. В какой-то степени ее можно назвать путеводителем на пути приобщения к сокровищам духовной культуры.

Уважаемые участники! На одной из наших прошлых встреч Владыка Ювеналий говорил о необходимости вести воспитательную работу параллельно с детьми и их родителями. Мы также размышляли над этой проблемой. Так, уже традиционно дважды в год по области проходят областные родительские собрания, посвященные важнейшим вопросам семейного воспитания. Началась эта практика в 2004 г. собранием на тему «Семья, дети, образование». После этого на собраниях обсуждались разные проблемы: патриотическое воспитание, подготовка школьников к армии, воспитание в семье музыкальной культуры. Здесь так же возможно говорить о возрождаемой просветительской традиции – культурном семейном досуге.

С уверенностью можно констатировать, что традиция просветительской деятельности – многотысячных открытых уроков в Подмосковье, издание детской литературы по духовной культуре отечества – не просто прижилась, а приносит заметные плоды. Развитие внутреннего содержания этих уникальных инициатив не только повод для передачи опыта другим регионам России, но и яркое свидетельство высокого уровня сотрудничества Церкви и школы в Московской области. Мы будем продолжать это направление нашей совместной деятельности.

Создан и уже несколько лет успешно работает Координационный совет по взаимодействию Министерства образования Московской области и Московской епархии Русской Православной Церкви, организующий и координирующий направления работы по духовно-нравственному воспитанию. Реализующей просветительское и образовательное направления в области духовно-нравственного воспитания подструктурой является Духовно-просветительский Центр имени просветителей славянских Кирилла и Мефодия Московского государственного областного университета.

Важным шагом стала разработка на базе Центра информационно-экспертного механизма оценки педагогического опыта учителей Московской области и других регионов России по духовно-нравственному воспитанию – «Банк “Духовная культура”». С некоторыми материалами информационной системы вы можете ознакомиться по публикациям в четырех сборниках методических материалов «Воспитание духовно-нравственной культуры в семье и школе». Один из сборников имеет непосредственное отношение и к теме наших образовательных чтений – «Организация и проведение Рождественских образовательных чтений» и составлен на основе опыта работы, накопленного к этому времени в разных муниципальных образованиях Московской области. Сегодня этот сборник получили в подарок все участники Чтений. Отмечая большое значение этого направления работы, мы считаем необходимым расширение его деятельности.

Далее хотелось бы обозначить научно-методическое обеспечение духовно-нравственного образования. И здесь мы также можем говорить о складывающейся традиции духовно-нравственного образования. Работа с семьей требует не только практических форм, но и подготовительной работы по обеспечению подготовки учителей к ведению такой работы, а также разработки методической литературы для учителей.

Одной их таких форм стали Педагогические чтения, которые проводятся Министерством образования Московской области на базе Московского государственного областного университета и Духовно-просветительского культурного центра имени просветителей славянских Кирилла и Мефодия МГОУ.

В этом году в рамках областного открытого урока «Духовные родники Подмосковья» чтения были посвящены теме «Семья в современном мире». В них приняли участие триста преподавателей муниципальных общеобразовательных учреждений Московской области, педагоги вузов, студенты и учащиеся школ, их родители. В рамках педагогических чтений работала выставка учебно-методической литературы, проходила презентация новых номеров журнала «Просветитель».

Следующее направление работы: областные родительские собрания, тема которых стала традиционной: «Подмосковная весна. Дорога к Храму». В этом году в мероприятиях, которые прошли в Каширском муниципальном районе, городском округе Подольск, городском округе Бронницы, Можайском муниципальном районе, Шаховском муниципальном районе, участвовали родители и учащиеся, педагоги, главы городов и районов, педагоги образовательных учреждений, работники управлений образованием, деятели искусств, благочинные.

Продуктивно влияют на развитие содержания системы общего образования Московской области встречи Управляющего Московской епархией Русской Православной Церкви митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия с директорами школ, активно внедряющих инновационные программы в сфере духовно-нравственного воспитания и просвещения. Эта встреча традиционно проходит в сентябре в форме собрания педагогического актива Московской области в Свято-Троицком Ново-Голутвине монастыре города Коломна. В этом году в нем приняли участие более ста тридцати директоров муниципальных общеобразовательных учреждений Московской области, представителей Министерства образования Московской области, Московской епархии Русской Православной Церкви.

Директора и учителя школ поделились опытом внедрения в практику педагогической деятельности религиоведческих и культурологических программ «Духовное краеведение Подмосковья», «Основы Православной культуры». На этой встрече были отмечены учителя и священнослужители Московской области, ставшие победителями регионального этапа конкурса «За нравственный подвиг учителя».

Победителем межрегионального этапа Всероссийского конкурса в области педагогики на соискание премии «За нравственный подвиг учителя» в 2008 г. стала учитель начальных классов из Дмитрова Аркадьева Алла Валериевна. Мы поздравляем наших дорогих педагогов, радуемся тому, что в школах Московской области на ниве духовно-нравственного образования трудятся такие преданные педагогическому труду уважаемые коллеги.

В послании Президента Российской Федерации Дмитрия Анатольевича Медведева Федеральному собранию 5 ноября 2008 г. определено:

«Основу нашей политики должна составить идеология, в центре которой – человек. Как личность и как гражданин, которому от рождения гарантированы равные возможности. Жизненный успех которого зависит от его личной инициативы и самостоятельности. От его способности к новаторству и творческому труду. И сейчас это для нас важнее, чем когда бы то ни было».

Достижение этой цели возможно при условии, если мы научим каждого обучающегося четырем основополагающим аспектам человеческого существования: быть, знать, делать и жить вместе, потому что конечная цель всякой школы – не простое привитие навыков, не простое обогащение учащихся сведениями, а воспитание будущих граждан своей страны.

Эти четыре составляющие лежат в основе воспитательной работы учреждений, что, несомненно, приносит положительные результаты.

По данным Главного управления внутренних дел, на территории Московской области число преступлений, совершенных несовершеннолетними и при их участии, за 9 месяцев 2008 года сократилось на 14,2% (с 1995 г. до 1711 человек).

В противоправных действиях приняло участие 1547 подростков, что на 16,4% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Количество несовершеннолетних, совершивших преступления в состоянии алкогольного опьянения, снизилось на 41,5%. Однако с 3 до 7 человек увеличилось количество подростков, совершивших преступления в состоянии наркотического опьянения.

За девять месяцев 2008 г. роста групповой преступности несовершеннолетних не допущено. Снижение составило 17,6%.

В целом на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних в Московской области состоит 12 569 подростков.

То, о чем я говорила ранее, показывает, что у нас существует огромное поле деятельности совместно с Епархией в воспитании школьников, и останавливаться на достигнутом нельзя.

В связи с этим большое внимание Министерство образования придает разработке школьных предметов регионального содержания, которые не только позволяют школьникам узнать о культуре своей малой родины – Подмосковья, но и играют важную роль в воспитании подрастающего поколения.

Хотелось бы подчеркнуть значимость положительного опыта преподавания в школах предметов культурологического цикла. По данным мониторинга, проведенного Министерством образования Московской области, на 1 октября 2008 г. религиоведческие и культурологические программы преподаются в 72 муниципальных образованиях Московской области в различных формах: в качестве обязательного предмета либо как предмета факультативного, кружкового изучения. Наиболее активно осуществляется преподавание предмета «Духовное краеведение Подмосковья» (в 479 школах, что составляет 69% от общего количества школ Московской области, внедряющих программы по духовно-нравственному воспитанию молодежи), «Основы Православной культуры» преподаются в 261 школе (38% от общего количества школ Московской области, внедряющих программы по духовно-нравственному воспитанию молодежи).

В 120 школах области (17% от общего количества школ Московской области, внедряющих программы по духовно-нравственному воспитанию молодежи) в рамках регионального компонента преподается ряд предметов по духовно-нравственному воспитанию («Родное Подмосковье», «Истоки», «История религий», «Основные религии России» и др.).

Всего данные курсы изучают 50 443 учащихся с 1 по 11 классы.

Результаты мониторинга показали положительную оценку учителями, школьниками и их родителями введения в образовательный процесс разных форм преподавания духовно-нравственной культуры.

Наиболее активно внедрение программ по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи ведется в городских округах: Балашиха, Бронницы, Долгопрудный, Орехово-Зуево, Подольск; в муниципальных районах: Каширском, Коломенском, Луховицком, Мытищинском, Ногинском, Подольском, Рузском, Серебряно-Прудском, Ступинском, Талдомском, Чеховском, Шаховском.

В Московской области закончили курсы по повышению квалификации по преподаванию предметов культурологического цикла 612 педагогов, в том числе в Педагогической академии последипломного образования в 2006/2007 учебном году по курсу «Основы православной культуры» прошли повышение квалификации 102 педагогических работника из 4 муниципальных районов: Можайский муниципальный район, Ступинский муниципальный район, Чеховский муниципальный район.

В 2007/2008 учебном году по курсу «Основы Православной культуры» прошли повышение квалификации 123 педагогических работника из 4 муниципальных образований: Дмитровский муниципальный район, Каширский муниципальный район городской округ Ивантеевка, городской округ Орехово-Зуево. По курсу «Этнокультурный компонент в современном образовательном учреждении» прошли повышение квалификации 50 педагогических работников.

По курсу «Русская народная культура» прошли повышение квалификации 65 человек (городской округ Бронницы).

На базе Духовно-просветительского культурного Центра имени просветителей славянских Кирилла и Мефодия Московского государственного областного университета в 2007–2008 г. прошли подготовку по курсу «Основы православной культуры» 272 педагога из 32 муниципальных образований Московской области.

В 2008/2009 учебном году организованы следующие курсы повышения квалификации по вопросам духовно-нравственного воспитания для педагогов Московской области (560 педагогов), в том числе:

по курсу «Основы Православной культуры» – 450 человек;
по курсу «Этнокультурный компонент в современном образовательном учреждении» - 50 человек;
по курсу «Народная культура в образовательном учреждении» – 60 человек.

С окончанием проведения этого курса обу-чения в каждом муниципальном образовании Московской области обучение будут вести подготовленные педагогические кадры.

В завершение я хотела бы обратиться к строкам книги «Отчий дом», предназначенным равно как родителям, воспитателям, так и их воспитанникам:

«У каждого человека на земле есть самое родное место – то, где находится его отчий дом. Отчий дом хранит память о всех наших предках – ушедших поколениях родных людей. Мы – их потомки. Мы верим: любовь нашей семьи столь велика, что близкие всегда придут нам на помощь, оберегут от опасностей, подскажут, как следует поступить. Любовь близких безгранична. А какой дар можем принести своим близким мы? Самый великий дар, который человек может принести своим близким, – дар любви. Об этом люди узнавали в самой мудрой книге на земле – Библии. Библия учила людей: «Чти отца и матерь твою, и долог будет твой век на земле». Мы хотим, чтобы нас любили, но это значит, что и мы, в свою очередь, должны научиться любить своих ближних. Для того, чтобы человек научился любви, ему был определен путь семейной жизни. В семье проявлялась жертвенная любовь и служение: любовь к Богу, любовь мужа и жены, отца и матери, детей и родителей, предков и потомков. Выполняя заповеди, люди учились главным христианским добродетелям – вере, надежде, любви. Примером для них была жизнь благочестивых семей христиан, о которых рассказывали книги Библии и жития святых. В жертвенной любви и служении заключается смысл земной жизни семьи».

Хочу пожелать всем участникам Рождественских чтений успешной работы.

Спасибо за внимание!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.