Главная/Библиотека/Вестник Московской митрополии/№11-12 за 2008 год/

Конкурс на знание основ Православия

Паломничество на Святую Землю — особое событие в жизни каждого христианина. До революции тысячи паломников из России проделывали путь в Палестину, чтобы поклониться её святыням, потом — на долгие годы — наши соотечественники были лишены этой возможности. Сейчас путешествие в Иерусалим вновь стало возможным, но для многих людей, ограниченных в средствах, остается, увы, труднодостижимой мечтой.

В подмосковном Богородске (Ногинске) без малого десять лет помогают воплотить эту мечту в жизнь ребятам из школ города и района. С 1999 г. здесь проводится ежегодный конкурс на лучшее знание основ Православия 10 победителей которого на средства благотворителей отправляются в паломническую поездку на Святую Землю.

Как все начиналось

Духовно-нравственному воспитанию и работе с молодежью в Богородском благочинии традиционно уделяется большое внимание. С 1998 г. учащиеся всех школ района с 1 по 11 класс имеют возможность изучать предмет «Основы Православной культуры». Его преподавание было начато в Ногинском районе по благословению митрополита Ювеналия, решением главы района В. Н. Лаптева. Силами духовенства и мирян благочиния были разработаны разноуровневые программы, а чтобы обеспечить качественное преподавание предмета, при Богоявленском соборе Ногинска организовали катехизаторские курсы для учителей, желающих вести ОПК. В Богородске также действует Православная гимназия имени священномученика Константина Богородского, проводятся православные молодежные лагеря и слеты, семинары для педагогов. Примечательно, что интенсивное развитие этой сферы деятельности в благочинии началось вскоре после прославления и обретения мощей cщмч. Константина, который в земной жизни усердно трудился на ниве духовного просвещения.

Благочинный Богородского округа протоиерей Михаил Ялов: «Идея конкурса с главным призом — поездкой в Иерусалим — принадлежит В. Н. Лаптеву, который пообещал, что для талантливых детей средства найдутся. Мы подумали, что таким образом можно привлечь ребят к изучению нового предмета, и решили попробовать. И уже на первый конкурс пришли такие замечательные дети, что стало очевидно: надо это дело продолжать».

Интерес к конкурсу рос вместе с интересом к «Основам Православной культуры». Если в первом принимали участие менее пятидесяти детей из пятнадцати школ, то сейчас число участников достигает трехсот (и это только те, кто прошел отборочный тур) и охвачены все школы района — около пятидесяти.

Как проходит конкурс

Разработано положение о конкурсе, которое ежегодно утверждается начальником районного Управления образования и благочинным округа. Согласно положению, в жюри входит сотрудник Епархиального отдела религиозного образования и катехизации протоиерей Виктор Дорофеев, старший инспектор Управления образования по преподаванию ОПК Н. А. Лисицына и ещё двое педагогов. Председателем жюри является отец благочинный. Участвовать в конкурсе могут учащиеся средних общеобразовательных школ Ногинского района с 5 по 11 класс. Начальник районного Управления образования издает приказ о проведении конкурса, затем информация о его условиях и сроках распространяется управлением по всем школам района.

Протоиерей Михаил Ялов: «Мы приглашаем всех, кто интересуется Православием, вне зависимости от вероисповедания и от того, изучают ли они ОПК. Конечно, большинство наших участников — христиане, но бывают и исключения. В прошлогоднем конкурсе, например, в числе победителей была некрещеная девочка, папа которой — мусульманин. Сама же она хотела принять Святое Крещение, и именно победа девочки в нашем конкурсе подвигла её родителей на то, чтобы исполнить давнее желание дочери. Накануне поездки в Израиль она была крещена с именем Анна».

Конкурс проходит в несколько этапов.

В первые годы участники готовили домашнее задание — творческие работы, которые и были пропуском на конкурс. Впоследствии, с ростом числа участников, от этой практики отказались, заменив творческое задание школьным отборочным туром (оптимальная форма — тестирование, но возможны и иные). Целесообразность предварительного отбора обусловлена тем, что участвовать в конкурсе, как правило, хочет большинство учащихся школы, и следует выявить лучших учеников, тех, кто действительно способен показать хороший результат.

Первый турнир

На первый тур дети в сопровождении учителей прибывают в Богоявленский собор, где совершается молебен перед началом доброго дела. Затем ребят рассаживают по аудиториям (используются все свободные помещения: классы воскресной школы и Православной гимназии, актовый зал, библиотека).

Задание первого тура — двадцать пять — тридцать вопросов разного уровня сложности, составленных таким образом, чтобы на них можно было дать четкий и точный однозначный ответ.

Таня Адамова, школа № 10, 6 класс: «Я была на конкурсе первый раз, и мне очень понравилось. Батюшка Михаил раздал нам листочки, и я стала писать ответы. Вопросы были и простые, и сложные. Времени подумать было достаточно. Мы работали в спокойной обстановке, и даже если я не попаду во второй тур, на следующий год буду участвовать и готовиться лучше».

Бланк задания представляет собой страницу формата А4 и содержит сами вопросы и строки для ответов на них, а также графу для сведений об участнике, куда дети записывают свою фамилию и имя, номер школы и класс, контактный телефон (в самом начале работы взрослые напоминают им о необходимости заполнения этой части бланка). На выполнение задания отводится тридцать минут. При этом не было случаев, чтобы кто-то не уложился в срок. Практика показывает, что ребята либо знают верный ответ и быстро пишут его, либо не знают, и в этом случае лишние пять-десять минут им никак не помогут. Учителя и родители могут получить бланк задания, но только после того, как все дети закончат и сдадут работу.

Темы вопросов — самые разные: Священное Писание, Священная история, жития святых, православное Богослужение и так далее. При их составлении следует ориентироваться на программу по ОПК, но необходимо включать и такие, которые выходят за рамки курса, чтобы выявить детей, заинтересованных в более глубоком знании предмета. Приведем примеры вопросов:

В каком городе родился Спаситель?

Назовите имена евангелистов.

Как звали родителей Пресвятой Богородицы?

На какой горе Моисей получил Десять Заповедей?

Что стало знамением того, что потопа, подобного Всемирному, больше не будет?

Когда в храмах читается молитва прп. Ефрема Сирина?

Из какого города мощи святителя Николая Чудотворца были перенесены в город Бари?

Какого святого называют игуменом Земли Русской?

Через сколько дней после Пасхи Церковью отмечается праздник Святой Троицы?

В какой праздник на Руси принято освящать плоды нового урожая (яблоки, виноград и т.п.)?

Продолжительность каких из четырех многодневных постов не меняется из года в год?

Как называлась столица Византии и как называется этот город сейчас?

В каждом помещении дежурят взрослые — два-четыре человека на аудиторию в зависимости от её размера, — которые следят за порядком, смотрят, чтобы дети не списывали и не пользовались вспомогательными материалами (к сожалению, такое искушение иногда возникает). Список помощников составляется заранее. Это могут быть как сотрудники прихода, так и учителя. Как и на обычных образовательных олимпиадах, организаторы стараются развести ребят и их преподавателей по разным помещениям и не сажать рядом одноклассников.

Протоиерей Михаил Ялов: »Однажды произошел вопиющий случай. Мы заметили, что одна из работ — хороших, с высоким баллом — написана каким-то недетским почерком. Осторожно поговорили с автором. И что же? Девочка-семиклассница со слезами призналась, что не знала ответов на многие вопросы, и её учительница, заметив это, сама заполнила бланк теста и буквально заставила школьницу сдать именно его. Последовал серьезный разговор с учительницей, мы поставили вопрос о целесообразности её дальнейшей работы в качестве преподавателя ОПК. Надо сказать, эта женщина принесла покаяние, надеюсь, глубокое и искреннее. Разумеется, такое бывает нечасто, этот случай — единственный за девять лет. Гораздо чаще приходится пресекать попытки детей подсмотреть правильный ответ у соседа».

Когда все работы собраны, начинается проверка. За каждый правильный ответ ставится один балл, если ответ неполный или неточный (например, названы только три евангелиста или один из четырех назван неверно) — полбалла. Дополнительным баллом поощряется ответ ребенка, демонстрирующего углубленные познания и свободное владение материалом при понимании сути вопроса (например, ребенок не только дает название горы, где были получены Десять Заповедей, но и сообщает, что сопутствовало этому событию; не только называет Великий Пост как время чтения молитвы прп. Ефрема Сирина, но и поясняет, почему именно в великопостный период так часто повторяется эта молитва, и т.п.).

По окончании проверки жюри определяет проходной балл. Традиционно он выше для православных гимназистов, чем для ребят из обычных светских школ, и для старшеклассников, чем для учеников пятых-шестых классов. Во второй, финальный тур проходят обычно 30–40 ребят. Им тут же сообщают об этом по телефонам, указанным на бланках. Второй тур проводится через день или два после первого.

Второй турнир

Финалисты вновь приходят в собор и после краткой общей молитвы принимаются за работу. Теперь их можно усадить в одном большом помещении. Во втором туре ребята пишут сочинение на одну из тем, которые, разумеется, не были им известны. Темы объявляет председатель жюри, он же дает несколько практических рекомендаций. Здесь не ограничивается ни время, ни объем, не учитываются орфографические ошибки.

Вот некоторые конкурсные темы прошлых лет: «Почему я на стороне добра и любви?», «Близость Божия в трудных обстоятельствах моей жизни», «Мой путь к вере», «Что такое счастье?», «Мой любимый святой».

Протоиерей Михаил Ялов: «Главное — быть искренними, поделиться своими чувствами, размышлениями, переживаниями, а не просто пересказать житие святого или программу паломнической поездки. Обычно мы просим детей: попробуйте написать так, чтобы тот, кто прочитает вашу работу, почувствовал ваше настроение. Большинству ребят это удается. И вот тогда начинается самое сложное: выбор победителей. Часто хочется отправить на Святую Землю всех финалистов, но поскольку оплачивают поездку только десятерым, приходится выбирать. Каждый из членов жюри прочитывает все работы и отмечает особенно понравившиеся; потом мы собираемся вместе и обсуждаем то, что получилось. Как правило, наши предварительные списки победителей совпадают процентов на 60. При общих равных условиях мы стараемся отдать предпочтение тем детям, которые сами в Иерусалим, скорее всего, не попадут: сиротам, ребятам из многодетных или просто малообеспеченных семей».

Поездка

В поездке детей сопровождают пятеро взрослых, их путешествие также оплачивается благотворителями. Это священники и учителя, в текущем году наиболее активно проявлявшие себя в сфере духовно-нравственного воспитания, религиозного образования и катехизации.

За несколько недель до поездки следует собрать её участников вместе с родителями, представить старшего группы и провести общий инструктаж. Во время собрания родители могут обменяться телефонами, получить необходимую информацию о поездке и решить ряд практических вопросов (например, доставка детей в аэропорт).

Как правило, победители конкурса ездят в Израиль, где в течение недели путешествуют по местам, связанным с земной жизнью Спасителя. Главная цель поездки — Святой Град Иерусалим с храмом Воскресения Христова. Однако, когда в Палестине обострялась обстановка и находиться там с детьми было небезопасно, по благословению митрополита Ювеналия богородские паломники отправлялись к мощам свт. Николая в Бари и к святыням Греции. В ходе поездки ребята ведут путевые дневники, из фрагментов которых впоследствии составляется отчет о паломничестве.

Челышкова Женя, Православная гимназия, 10 класс: 27 февраля мы поехали на реку Иордан. Несмотря на то, что вода была очень холодная, наши ребята не хотели выходить, настолько это было благодатное место. Когда мы приехали на реку, меня поразил великолепный пейзаж. В нем не было назойливой пышности, а присутствовала какая-то скромность, тишина и нежность, как будто вся природа замерла в ожидании чего-то важного.

Андриянова Маша, Православная гимназия, 9 класс: Гора Фавор… Как будто сердце медом помазали, и не хочется говорить. Хочется помолчать и попасть в то время — время великих Евангельских событий. Мы побывали в монастыре Преображения Господня. Когда я зашла в храм, увидела икону, которая называется «Акафистная». Мы с нашим батюшкой отцом Владимиром прочитали акафист Божией Матери и сразу возникло такое чувство, — его практически невозможно описать словами — как будто сердце сейчас вырвется наружу, улыбка растянется до ушей, а душа… душа любит каждого, ко всем хочется относиться с такой любовью и лаской, такое отрадное чувство! И когда оно уходит, ты это очень ощущаешь, и хочется плакать.

Вифлеем и Хеврон очень бедные города, но не менее важные в нашей поездке. Нам говорили, что в Хевроне небезопасно, но мы туда поехали с Божией помощью. Мы туда добрались, и на меня произвела очень большое впечатление бедность и рядом с этим гостеприимство, доброта и бескорыстие людей, живущих там. А ещё очень полезно посмотреть на Мамврийский дуб. Ведь по преданиям, если дуб засохнет, то наступит конец света. Но пока мы в безопасности — ведь от него пошло два отростка. В Хевроне очень любят русских паломников и очень тепло нас встретили, а провожали ещё теплее, нас напоили вкусным чаем со сладостями…

…Мы снова вернулись в Иерусалим. Когда мы шли по Крестному Пути, я очень расстроилась: было очень жалко, что не соблюдается благоговение, ведь Господь здесь мучался, Ему было так больно, а сейчас на этом месте… восточный рынок, все продают и покупают. Это несоответствие меня очень огорчило.

Вехов Илья, Православная гимназия, 7 класс: Мерцают огни, небо и земля — что тут было днем! Тихо шествуем по Старому городу. Вот уже храм Гроба Господня. Почти вся служба на греческом, отдельные моменты на русском и румынском. Утреня в главном приделе, а Литургия прямо на Гробе. Сначала кажется, народу мало, а потом — целое торжество! Радостно услышать Евангелие на русском языке и пропеть «Отче наш». Торжественно и умилительно три народа исповедуют истинную веру. До чего же хорошо, успокоясь от дневной суеты — дани, отданной кесарю, ангельски приносить жертву Иисусу Христу.

В заключение добавим, что и конкурс, и поездка широко освещаются в местных СМИ. По возращении группы в актовом зале Богоявленского собора проходит пресс-конференция с участием главы Ногинского района В. Н. Лаптева. Ребята делятся впечатлениями о паломничестве, показывают сувениры и фотографии и непосредственно, по-детски, благодарят тех, кто помог им это паломничество совершить.

Филин Иван, Глуховская школа-интернат, 10 класс: Удивительно то, что, улетая в Иерусалим, друг друга не знали, а когда возвращались, не хотелось расставаться. Я знаю, что никогда не смог бы сам побывать на Святой Земле, потому что живу в интернате. От всей души хочу сказать слова благодарности всем, кто организовал нам эту поездку.

Андриянова Маша, Православная гимназия, 8 класс: Я так благодарна всем людям, которые потрудились для того, чтобы эта поездка состоялась, а в первую очередь я очень благодарна Богу за все… Ведь на все воля Божия… И теперь это станет ещё одним чудом в моей жизни, и не только чудом, но и мечтой — ещё раз вернуться туда… А эта поездка научила меня тем законам, которые раньше не очень давались, но сейчас я очень стараюсь все их исполнять: первый это смирение, второй это послушание, а третий — не как я хочу, а как Бог даст…

Грачева Дарья, Православная гимназия, 9 класс: Я думаю, что каждому человеку нужно побывать на Святой Земле. Каждому нужно увидеть, почувствовать, прикоснуться к тому месту, где ступал сам Господь. Я не понимаю, за что мне такая радость, но я была там, увидела, почувствовала. Может быть, мы отвлекались, где-то смеялись, но мы дети и любим шутить, прошу простить нас. Зато мы увидели все своими глазами, прочувствовали, многие вернулись совершенно другими. Никто не остался равнодушным. Я внимательно рассматриваю привезенные иконы и думаю, неужели я там была? Была там, где родился Господь, где совершил первое чудо, где Его распяли, где Он воскрес, прошла по тому крестному пути, где когда-то шел Господь на Голгофу. Может быть, больше я никогда там не побываю, хотя хотелось бы посетить ещё раз эти чудесные места, узнать побольше, все увидеть ещё раз!

Я очень благодарна Господу, что он дал мне возможность поехать туда. Я до конца верю и знаю, что это не моя награда — это чудо и милость Божия. Моей заслуги здесь нет. Хочу поблагодарить тех людей, с помощью которых мы поехали на Святую Землю!

Кротова Иветта, школа № 39, 11 класс: Поездка на Святую Землю оставила неизгладимый след в моей душе. Во-первых, то, что я вообще туда поехала — это настоящее чудо! Когда я писала сочинение на конкурсе, то не думала, что смогу оказаться в числе победителей. Но неожиданно мое сочинение понравилось жюри, и мне предоставили возможность поехать в Израиль! Не передать все те чувства, которые наполнили мою душу… Это было как приглашение от самого Господа в гости… До последнего момента мне не верилось, что все это происходит со мной. Только когда я ступила ногой на Святую Землю, я до конца осознала происходящее. Меня вдруг охватила безграничная радость от такой милости Божией. Ведь пройти по земле, по которой ходил сам Спаситель, вдохнуть этого святого воздуха — это невыразимое счастье.

Я благодарна Богу за то, что в этом великом месте, в храме Гроба Господня я сподобилась причаститься Святых Христовых Таин. Я ощутила такую благодать, которую невозможно передать словами. Одна мысль о том, что здесь Господь, по Своей великой любви к нам, претерпел распятие на Кресте и смерть, приводила в благоговейный трепет и ужас.

До этого я всегда при каких-либо неудачах обращалась к Богу с вопросом: «За что?», не понимая, что страдаю за свои грехи. А Господь страдал и добровольно принял смерть за наши грехи, за грехи всего человечества. Я поняла, что слишком быстро забываю те моменты, когда Господь поддерживал меня, когда в трудных ситуациях помогал не сдаваться, бороться и идти дальше. Я заметила, что, совершая грехи, мы совсем не задумываемся о Боге, о том, что мы вновь Его распинаем своими грехами. А Господь терпит нас и ждет нашего покаяния. После того, как я побывала в Храме Гроба Господня, у меня появилось стремление исправиться, быть лучше, чище, не совершать тех поступков, над которыми раньше я, возможно, даже и не задумывалась.

Неделя, которую мы были на Святой Земле, прошла как один день. Сейчас, когда я вспоминаю о поездке, мне кажется, что все было в сказочном сне. Эта поездка изменила всю мою жизнь, заставила задуматься о чем-то высшем, духовном. Все, чем я жила до нее, кажется мне таким низменным, бессмысленным. Я очень благодарна всем организаторам поездки за то, что они подарили мне незабываемую неделю пребывания на Святой Земле!

Вот это, пожалуй, и есть главный плод паломничества. Ради таких добрых впечатлений, свет которых наверняка надолго сохранится в детских душах, и стоит проводить подобные конкурсы.

Протоиерей Михаил Ялов

Избранные сочинения финалистов

Аникин Коля. ГШИ, 5 класс
Мой путь в храм

На уроках Православия я узнал, что кроме дня рождения бывает ещё день Ангела. У нас сейчас есть традиция справлять именины.

Это было зимой в декабре месяце, на день святителя Николая. Я был именинником, и батюшка взял меня в храм. Когда я зашел туда, меня поразила его красота. Все лики на иконах смотрели на меня. У меня после первой молитвы на душе почувствовалась благодать. Началась исповедь. У меня никогда не было такой сознательной исповеди. Она меня поразила тем, что через священника Господь прощает все грехи, вольные и невольные. После исповеди батюшка вынес Чашу со Святыми Дарами: Телом и Кровью Христовыми. После причастия у меня на душе было гораздо легче, чем прежде. Я не заметил, как служба закончилась. Только одного я не могу понять: как я раньше жил без Господа. Я очень сожалею, что моя мама, мои братья и сестры не ходят в храм. Я усердно молюсь Богу, чтобы он наставил их на путь истинный. Мне очень бы хотелось, чтобы они ходили в храм.

Однажды мне в голову пришли такие стихи:

Боже наш! Прими моленья,
Дай нам счастье на земли,
И Твое Благословенье
С высоты небес пошли!

Как же я счастлив, что у меня небесный покровитель святитель Николай. Русь Святая, храни Веру Православную.

Святителю отче Николае, моли Бога о нас.

Лисицина Анна, школа № 10, 7 класс
Мой любимый святой

О Константине Богородском мне рассказала мама. Когда мы сидели вечером, я спросила: «А были у нас на Богородской земле святые?» Мама ответила, что был, и рассказала мне житие Константина Богородского. Меня больше всего поразила его казнь, какая она была жестокая, чудовищная. И мне кажется, что это был единственный случай, когда дочь христианка молила, чтобы её отца убили. Мне так стало его жалко, что я заплакала. Потом у меня родились такие строки:

Моли о нас Бога, святой Константине,
Ты мученик наш, Богородский святой.
К тебе прибегаем и молим поныне,
И знаем вину свою перед тобой.
Слезами к могиле тебя проводили,
И только лишь те, что стояли вблизи,
Слыхали, как ты говоришь, Константине:
Господи, Ты им прости.
Ударила пуля, но он только ранен,
И дочь умоляет — убейте отца!
Не дрогнуло сердце, глухое к страданьям,
И болью наполнились верных сердца.
И вот над могилой земля колыхалась,
И лес слушал стоны, убийству дивясь.
И плачет Христос, его видя страданья,
И молим поныне его: прости нас!

Мы все виновны в его смерти. Потому что мы не защитили его. И мне кажется, что когда его засыпали, земля взбунтовалась и хотела вытолкнуть ещё живого священника. И я часто мечтаю, что я оказалась в том времени, на том месте, где его закопали, и спасла его, и очень жалко, что это только мечты. Прошло несколько лет со дня обретения мощей, и на этом месте теперь стоит огражденный крест. Но в мире ещё очень много злых людей, ведь добрые силы и силы зла до сих пор воюют. И злые все ломают, а добрые все чинят. И недавно был такой случай, что кто-то погнул оградку и сломал крест. Так нельзя, ведь святой Константин покровитель нашего города и наш заступник. Я так думаю, что ему очень печально видеть такое отношение.

Мы все должны молить священномученика Константина Богородского: «Священномучениче Константине, прости нас и моли Бога о нас!»

Белякова Алена, школа № 12, 7 класс
Битва добра и зла: на чьей я стороне и почему (Почему добрым быть лучше, чем злым)

Однажды перед святым праздником Пасхи наша учительница по ОПК сводила нас к могиле св. Константина Богородского. Когда мы пришли на это место, нашим глазам предстало ужасное зрелище: беспорядок, лампада разбита, но самое главное — крест, он был жестоко уничтожен. Вот как сатанинские силы ненавидят крестное знамение. Мы убрались на могиле и решили восстановить крест. Мы ещё много раз ходили на место расстрела нашего святого, но крест все не ставили, то не было времени, то ещё что-нибудь. А этой осенью, когда мы вновь пошли на могилу, мы твердо поставили перед собой задачу восстановить крест. Наши мальчики решили сделать крест сами. Учительница спросила у отца Михаила, можно ли сделать это, и он благословил. Но злые силы все равно не успокаивались. Наталья Александровна уговорила директора нашей школы, чтобы мальчики на уроках труда сделали крест, но учитель по труду не согласился. Когда мальчики пришли к нему, то он сказал, что нет материалов. И я решила попросить своего крестного, чтобы он сделал крест. И вот, наконец, долгожданный крест готов. На каникулах крест был установлен. Приехав на место, мы позвали футболистов, которые тренировались рядом на поле, они нам помогли поставить камень, на котором держался и будет держаться крест. Восстановив крест, мы помолились св. Константину Богородскому, а потом пошли приложиться к его мощам. Вот как добро победило зло. И я всегда, что бы со мной ни случилось, буду на стороне добра. Добрым быть лучше, чем злым. Потому что если ты будешь к людям добр, то и они будут относиться к тебе хорошо. Если ты не добрый, если тебе больше нравится зло, то ты никогда не будешь православным христианином. Каждый человек знает, что добро всегда побеждает зло.

Назарова Мария, Православная гимназия, 9 класс
Если зла в мире больше, то почему я — на стороне добра и любви

Любовь и добро занимают не только в жизни, но и в сердце человека, наверное, первое место. Это прекрасные чувства, которых много и которые во время тоски и разочарования занимают место душевной пустоты, которые помогают преодолеть все трудности жизни и смириться с настоящей судьбой.

Если в сердце живет любовь и доброта, человек идет по миру с улыбкой.

Но в современном мире, к сожалению, больше зла и ненависти. И настоящее искушение преследует тебя. И в такие минуты бывает очень тяжело, в такие минуты ты стоишь перед выбором между далеким и светлым добром и манящим к себе злом. И когда почти с головой ты затянут в зло, то с последней надеждой ты возносишь свою молитву к Богу, прося помощи и заступления. Всем сердцем ты ощущаешь, как нужна тебе помощь Господа. И в ту самую минуту ты чувствуешь, как на душе становится легко и радостно, как зло начинает исчезать и в душе наступает успокоение и мир, теплота и надежда. И всем духом ты ощущаешь добро и любовь. Любовь к Богу, чей милостью и помощью ты выбрал правильный путь. За чью поддержку ты обязан жизнью. Рожденье света и добра в жизни несут счастье и благодать, радость и, естественно, любовь.

Почему я на стороне добра? Потому что я уверена, сколько зла ни было на земле, добро все равно победит. И если каждый человек в минуты душевной болезни будет обращаться к Богу, то любви и добра будет больше.

Я на стороне добра, потому что я на стороне Бога.

Горисевели Николос, 7 класс, школа № 21
Близость Божия в трудных обстоятельствах жизни

Все в моей семье верят в Бога. В храм я хожу с раннего детства. Однажды, в один из Богородичных праздников, батюшка взял меня в алтарь, служба казалась другой, я стоял, ничего не понимая, был глуп. Продолжал жить, как будто ничего не случилось, увлекался компьютерными играми, много грешил, не слушался родителей, стал плохо учиться и вовсе забыл ходить в храм. Для меня было важнее выспаться в воскресенье, чем отстоять Литургию. Это продолжалось довольно долго. На меня все чаще находило уныние, все стало неинтересно и все время чего-то не хватало.

Я стал забывать Бога, но Господь не оставил меня. Он же любит всех нас, потому и не смог допустить, чтобы совсем забыл дорогу в храм. Господь вразумил меня.

Однажды мы с папой ездили на рыбалку, наловили много рыбы, сидели у костра, варили уху. Домой возвращались поздно.

И вдруг не знаю, что случилось — машина потеряла управление, несколько раз перевернулась. Полетели осколки стекла, в голове все гудело, и я подумал: все — успел лишь произнести: «Господи, помилуй» — и потерял сознание.

Когда я открыл глаза, то удивился, что мы с папой остались живы, наша машина была вся помята и побита, у меня на руке была лишь небольшая царапина. Нас спасло чудо, нас спасли молитвы моей матери и бабушки, которые услышал Господь. И тогда я оценил жизнь по-другому. Чаще стал задаваться вопросами: Кто я? Для чего живу? Для чего я родился? Что после меня останется?

После этого случая я четко решил, что никогда не покину храм. Господь одним лишь мгновением перевернул всю мою жизнь. Хотелось бы, чтобы и далее в моей грешной жизни все происходило по промыслу Божьему, хотелось бы немного послужить Богу и людям.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.