Главная/Библиотека/Вестник Московской митрополии/№11-12 за 2008 год/

День памяти преподобной Рахили Бородинской

10 октября в Спасо-Бородинском женском монастыре отмечали день памяти преподобной Рахили, жизнь и подвиги которой связаны с этой святой обителью.

История монастыря, ставшего в ХIХ в. мемориалом воинской славы, заслуживает особого внимания. Монастырь был основан по благословению святителя Московского Филарета (Дроздова); он берет свое начало от памятной часовни, построенной Маргаритой Михайловной Тучковой, вдовой павшего на Багратионовых флешах во время Бородинской битвы 1812 года генерала Александра Алексеевича Тучкова. В 1818—1820 гг. на месте часовни построили каменную церковь во имя Спаса Нерукотворного — первый архитектурный памятник Бородинского поля.

В восьмую годовщину Бородинской битвы, 26 августа 1820 г., М. М. Тучкова пожертвовала в новопостроенный храм образ Спаса Нерукотворного — походную икону Ревельского пехотного полка, которую муж отдал ей для сохранения перед расставанием. В церкви было устроено надгробие над символической могилой генерала А. А. Тучкова в виде белого мраморного креста с надписью «Помяни, Господи, во царствии Твоем Александра, на брани убиеннаго».

С конца 1820-х гг. М. М. Тучкова постоянно жила на Бородинском поле, в деревянном домике-сторожке у церкви. Постепенно к ней стали съезжаться вдовы русских солдат, павших при Бородино. Эта маленькая женская община жила по законам монашеской жизни. В 1839 г. был открыт Спасо-Бородинский монастырь. Маргарита Тучкова приняла монашеский постриг с именем Мария и стала первой игуменией обители.

Монастырский ансамбль формировался в несколько этапов. Строительство началось с кирпичной ограды и жилых корпусов. Собор во имя Владимирской иконы Пресвятой Богородицы возведен в середине XIX в., а трапезная церковь в 1870-х гг.; к началу XX в. здесь сложился гармоничный ансамбль монастырских зданий. Построен он был на пожертвования царской фамилии, участников войны 1812 года и их потомков, гвардейских и армейских частей, участвовавших в Бородинской битве.

Закрыли Спасо-Бородинский монастырь в конце 1920-х гг. В 1929 г. после пожара его здания передали трудовой коммуне, а новые хозяева уничтожили монастырское кладбище с могилами генералов Левина и Волконского, сожгли иконостасы в трех храмах обители, сорвали со стен мемориальные доски. Сильно пострадал монастырь и от боев 1941—1942 гг.

В 70-е г. ХХ в. на территории обители начались восстановительные работы. По инициативе Бородинского военно-исторического музея-заповедника в 1972 г. началась реставрация монастыря, которая закончилась к 1987 г. 16 августа 1992 г. во Владимирском соборе была совершена первая за долгие десятилетия Божественная литургия, знаменовавшая начало возрождения монашеской жизни обители.

28 июля 1996 г. состоялось прославление преподобной Рахили в лике местночтимых святых. Сестрами монастыря были составлены служба с акафистом и жизнеописание святой Рахили. Над могилой схимонахини Рахили, за южной стеной обители, была поставлена деревянная часовня.

10 октября, в день блаженной кончины преподобной Рахили, митрополит Ювеналий прибыл в Спасо-Бородинскую обитель, чтобы молитвенно разделить радость монастырского праздника. У святых врат Владыку митрополита встречали настоятельница монастыря игумения Серафима (Исаева), глава Можайского района В. В. Насонов, директор Бородинского военно-исторического музея-заповедника М. Р. Черепашенец.

За Божественной литургией Владыке митрополиту сослужили: епископ Серпуховский Роман, благочинный церквей Можайского округа игумен Даниил (Жирнов), настоятель Лужецкого Богородицерождественского Ферапонтова монастыря игумен Мефодий (Соколов), священнослужители Можайского благочиния. За богослужением молились сестры соседней со Спасо-Бородинским монастырем древней Колоцкой обители во главе с её настоятельницей монахиней Амвросией (Гавриневой).

После возвращения во Владимирский собор Владыка Ювеналий обратился к молящимся со словом, в котором напомнил богомольцам о жизни и подвигах преподобной Рахили, которая более полувека совершала здесь свое служение Богу и ближним. Будущая старица была дочерью купца, жила, не нуждаясь ни в чем, но с детства была проникнута любовью ко Христу. Воспитанная в глубоком благочестии, она рано лишилась матери, и отец хотел видеть её наследницей всего, что у них было. Но земное богатство не пленило её. Её хотели выдать замуж, стали готовить к этому, обучая всему, что должна знать светская дама. Преподобная Рахиль сначала не хотела огорчать отца и повиновалась ему, но её сердце не могло удержать ни счастье человеческое, как все его понимают, ни тем более богатство. Она ушла в монастырь, и отец пожелал своей дочери такого счастья, какого она хотела. Святая Рахиль стремилась избежать человеческой славы и стала странничать, терпя многие лишения. Во время странствования одежда её обветшала, кожа её огрубела, но душа её сияла.

Наконец, будущая схимонахиня Рахиль пришла во Владычний женский монастырь в Серпухове, а потом сюда и 56 лет провела здесь в иноческом делании, приняв монашество и схиму. Жизнь её можно сравнить с ангельской, потому что она являлась порой посредницей для людей при общении их с Богом. Житие преподобной Рахили повествует о том, что ей неоднократно являлась Богоматерь. Преподобный Феодосий Киево-Печерский как бы водительствовал ею, являясь в чудных видениях. Она имела дерзновение молиться о всех, кто приходил к ней за помощью. И преподобная Рахиль молила Царицу Небесную, чтобы Она исполнила то, о чем через нее просили люди.

Преподобная пережила и страшные гонения безбожия, удержав на несколько лет поругание монастыря, потому что власти не дерзали при этой подвижнице закрыть обитель. Но она, предвидя будущее и России, и этой обители, предсказывала возрождение духовности, обращение людей к Богу. Она многим говорила, что, когда умрет, не потеряет духовной связи с людьми. «Приходите ко мне, как к живой», — говорила матушка Рахиль.

С 1928 г. — времени блаженной кончины старицы — прошло много времени. Церковь канонизовала преподобную, и народная тропа к месту её вечного упокоения не заросла…

Настоятельница Спасо-Бородинского монастыря игумения Серафима (Исаева) сердечно поблагодарила митрополита Ювеналия за визит и возглавление торжества, передав ему на молитвенную память Владыке образ великомученика Георгия Победоносца.

Затем Владыка митрополит совершил заупокойную литию в Спасской церкви обители у могилы приснопамятной игумении Марии (Тучковой). Возносились молитвы о упокоении героев Бородинского сражения 1812 года и воинов, павших здесь в боях Великой Отечественной. Останки 25 солдат, погибших в 1941—1942 гг., обнаруженные недавно на Бородинском поле, были временно внесены в Спасский храм. Их православное погребение состоялось 11 октября при Покровской церкви деревни Ельня, являющейся подворьем Можайского Лужецкого монастыря.

В тот же день митрополит Ювеналий посетил музейную экспозицию «Военная галерея Бородинского поля», размещенную в трапезной церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи Спасо-Бородинского монастыря. В экспозиции представлены 73 портрета офицеров русской армии. Это все графические изображения участников Бородинского сражения, которые к настоящему времени удалось собрать в коллекции Бородинского музея-заповедника.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.