Главная/Библиотека/Вестник Московской митрополии/№11-12 за 2007 год/

Святитель Филарет (Дроздов) и проблема сохранения и изучения памятников старины в России в середине XIX века

Желание затронуть накануне очередного филаретовского юбилея отношение великого святителя к вопросам охраны и изучения памятников старины обусловлено, не в последнюю очередь, вновь поднятым в октябре 2007 г. вопросом о возрождении системы церковных музеев1. Дело в том, что к катастрофе 1917 г. Русская Церковь пришла с развитой системой церковно-археологических учреждений, которые существовали практически во всех епархиях и занимались вопросами охраны, собирания и исследования памятников старины, имели при себе музеи и древлехранилища. Более того, Поместный Собор 1917—1918 гг. наметил, основываясь на предшествующем опыте развития данной церковно-научной области, дальнейшие перспективы развития этой системы, которую должна была возглавить Патриаршая палата церковного искусства и древностей. Однако из-за революционного слома этим планам не суждено было воплотиться.

Работа по созданию подобных учреждений, в первую очередь, церковных музеев, до революции действительно была проделана немалая, и начиналась она именно в те годы, когда древнюю Московскую кафедру занимал святитель Филарет, а среди конкретных тружеников, проводивших данные начинания в жизнь, по крайней мере, на первых порах, были люди, сформировавшиеся именно в «филаретовскую» эпоху, под несомненным влиянием авторитета великого архипастыря, невотще названного «природным патриархом русской земли».

В эпоху правления императора Николая I, на которую пришелся значительный период служения святителя на московской кафедре, проблема сохранения памятников старины и, в первую очередь, старины церковной, стояла особенно остро. 31 декабря 1842 г. был издан указ Синода «О неприступании к обновлению древних церквей без высочайшего разрешения», предписывавший любые проекты обновления церковных памятников древности предварительно представлять на синодальное рассмотрение. Святитель Филарет в своей деятельности всегда отстаивал именно подлинность, материальную неповторимость святыни, всегда выступая против нарушающих эту подлинность вмешательств. Московский архипастырь внес немалый вклад в дело сохранения и изучения памятников старины.

Будучи Московским митрополитом, святитель Филарет не мог не проявлять своего попечения о таких крупных московских хранилищах памятников древности, как Синодальная ризница и Синодальная библиотека.

Синодальная ризница была исторически сложившимся при кафедре московских святителей хранилищем предметов древности, «органическим» церковным музеем. В середине XIX  в., по инициативе именно святителя Филарета, она становится доступной для обозрения и занятий ученых. В 1855 г. вышел в свет научный каталог собрания ризницы, «Указатель для обозрения московской Патриаршей (ныне Синодальной) ризницы и библиотеки», составленный синодальным ризничим архимандритом Саввой (Тихомировым), бывшим впоследствии одно время викарием великого святителя. Этот фундаментальный труд стал образцом описания и каталогизации музейных собраний, выдержал пять изданий, был переведен на французский язык, а в 1859 г. удостоен Демидовской премии2.

Московская Синодальная библиотека, организованная в 1721 г., во времена свт. Филарета была крупнейшим хранилищем рукописей в России. Однако отсутствие научного описания ее собраний приводила к значительной сложности в изучении ее богатых материалов, что вызывало нарекание светских исследователей. Святитель задался целью решить данную проблему. В мае 1849 г. он писал ректору Московской Духовной Академии (далее — МДА) архимандриту Алексию (Ржаницыну), впоследствии архиепископу Тверскому, следующее: «Говорят, — чужие люди предпринимают без нас для Синодальной библиотеки то, о чем я давно думаю, не достигая дела, — именно составление отчетливого каталога, и даже помышляют о напечатании. Посему скажите цензорам, чтобы, если что в сем роде явится в цензуру, удержать от пропущения, без представления Св. Синоду. И я желаю знать, если что такое встретится. Но как желательно нам самим, так и нужно, сделать дело, за несделание которого могут укорить: то поговорите с г. Горским3, не возьмется ли он за сие дело с несколькими сотрудниками, которых можно было бы взять в Москве и которых дело он направлял бы и поверял, посещая Москву по временам. Займитесь сею мыслию и дайте мне ответ»4.

Таким образом, дело описания рукописей библиотеки было поручено «великану учености», глубокому знатоку русской и общей церковной истории и церковных древностей, профессору МДА А.В.Горскому, который положил на данный труд, в соработничестве со своим бывшим учеником по академии, К.И.Невоструевым, долгих 14 лет. Результатом явилась публикация шести довольно объемистых томов, охватывающих подробным описанием более 340 книг и рукописей. Первая книга «Описания» вышла в 1855 г. Горскому не только удалось совершить данный титанический труд, но и отстоять, по благословению святителя Филарета, необходимость его напечатания, оспариваемую цензурой, точка зрения которой проистекала из общей недоверчивости того времени к вопросу о необходимости издания древнерусских церковных памятников. Итогом стала не только публикация самого труда, но и перспективность дальнейшего изучения церковных памятников. В одном из писем к Невоструеву Горский дает высокую оценку тому покровительству и советам, которые давал Московский архипастырь в процессе их трудов по описанию библиотеки. И в наши дни данное описание собрания славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки сохраняет научную актуальность и служит ценным пособием при изучении литературных памятников и славянских древностей5.

Проявлял заботу святитель и в деле сохранения и изучения памятников письменности, хранившихся в других местах его большой епархии. При содействии митрополита многие из них были сконцентрированы в библиотеке МДА. Так, следуя примеру других духовных академий России (Петербургской, принявшей на хранение библиотеку новгородского Софийского собора, и Казанской, куда поступила библиотека Соловецкого монастыря), по просьбе того же Горского, в 1859 г. святитель добился передачи 236 главнейших рукописей XIV-XVI вв. из Иосифо-Волоколамского монастыря в библиотеку МДА. В 1861—1863 гг. по ходатайству митрополита Филарета и с разрешения Синода в МДА поступили дублеты некоторых старопечатных книг из библиотеки Московской синодальной типографии. С 1854 г. при содействии святителя в библиотеку МДА были переданы изъятые у старообрядцев старопечатные книги и рукописи, ставшие неоценимой источниковой базой для изучения и преподавания истории русского раскола на недавно созданном миссионерском отделении МДА6. Формирование и изучение коллекций церковных древностей при высших учебных духовных заведениях не только благотворно сказалось на развитии науки, но и привело к созданию учебных курсов и введению в программы духовных школ такой дисциплины, как церковная археология. Чтение лекций по данной дисциплине началось в МДА в 1844 г., но только с 1860-х гг. этот предмет приобретает строго научный характер. В духовных академиях создаются кафедры церковной археологии и литургики7.

Следует отметить, святитель Филарет стимулировал развитие сохранения и изучения древностей не только в стенах МДА. Известно, что архипастырь явился инициатором создания Общества любителей духовного просвещения в Москве. Одним из направлений деятельности общества стала церковная археология. Так, уже на шестом году существования общества (в 1869 г.) был образован особый Историко-археологический отдел, в 1900 г. объединенный с Отделом иконоведения в Церковно-археологический отдел. На страницах печатного органа Общества — «Чтений в Обществе любителей духовного просвещения» — и других его изданий было опубликовано немало материалов по церковно-археологической тематике8.

Важно иметь в виду, что именно в редакции митрополита Филарета с середины XIX  в. действовал формуляр «Описи церковного имущества», одной из основных разновидностей документации, существовавшей в большинстве церковных учреждений дореволюционной России, приходах и монастырях. Святитель расширил и конкретизировал прежний формуляр, что позволило наиболее четко отражать в описях различные категории церковного имущества, в том числе, существовавшие на приходах и в монастырях памятники древности. И до сих пор данные описи, сохранившиеся в фондах церквей и монастырей, а также некоторых археологических учреждений, куда они предоставлялись в копиях, являются весьма информативными источниками, в том числе в деле изучения церковных древностей, многие из которых, к сожалению, уже безвозвратно утеряны. Так, в разделе описей, посвященном наиболее древним рукописям, хранящимся в приходской церкви, часто перечисляются с изложением краткого содержания храмозданные грамоты на строительство церквей, когда-либо существовавших в приходе: сами грамоты, да и приходская церковь уже могут не существовать, зато время и даже обстоятельства ее строительства можно определить на основании такой описи9.

Также нельзя не отметить, что и сам святитель Филарет был глубоким знатоком памятников церковной древности. В «Беседах к глаголемому старообрядцу» (1835 г.) он приводит в качестве неоспоримого аргумента огромное количество выдержек из древних богослужебных книг и данных церковной археологии, что делает «Беседы» уникальным собранием отечественного церковно-археографического материала10. В наши дни, когда многие бесценные памятники русской церковной старины оказались безвозвратно утраченными, «Беседы» стали ценнейшим историческим источником, благодаря которому можно представить себе не только тот огромный пастырский и ученый труд, который взял на себя святитель Филарет, но и хотя бы отчасти восстановить картину древнерусской церковной культуры и традиции.

Таким образом, святитель Московский Филарет проявлял большой интерес и попечение по отношению к памятникам церковной старины, их сохранению и изучению. Такое отношение к данной проблеме было обусловлено, в первую очередь, тем, что сам он был глубоким знатоком памятников древности. Приступая к решению данной проблемы в современных условиях жизни Русской Церкви, обращаясь, в том числе, к идее воссоздания церковных музеев, мы не можем обойти мнений и опыта великого святителя по данному вопросу.

Священник Александр Ионов

  1. Русская Православная Церковь намерена возродить систему собственных музеев. 5 октября 2007 г. // Официальный сайт Русской Православной Церкви Московского Патриархата. http://www.patriarchia.ru/db/text/303188.html
  2. Квливидзе Н.В. Историография русского церковного искусства// Исторический вестник. ¹7—8. Москва-Воронеж, 2000. С. 238—263.
  3. Горский Александр Васильевич — известный церковный историк и богослов, профессор Московской духовной академии. Впоследствии — протоиерей, ректор Московской Духовной Академии.
  4. Филарет (Дроздов), митр. Письма к покойному архиепископу Тверскому Алексию. 1843—1867. М., 1883. С. 45—46.
  5. Мельков А.С. «Дела их ходят вслед их»: Святитель Филарет Московский и протоиерей Александр Горский // Молодежь и Церковь: проблемы и идеи. (По материалам Первых Свято-Филаретовских чтений). М., 2006. См. также: Мельков А.С. Жизненный путь и научное наследие протоиерея А.В.Горского, Пашков дом, 2006. 216 с.: ил. (Духовные чтения).
  6. Смирнов С.К. История Московской Духовной Академии. М., 1879. С. 286—289.
  7. Квливидзе Н.В. Историография русского церковного искусства // Исторический вестник. ¹7—8. Москва — Воронеж, 2000. С. 238—263.
  8. Извеков Н.Д. Исторический очерк полувековой жизни и деятельности Московского Общества любителей духовного просвещения. 1863—1913. М., 1913; Извеков Н.Д. Указатель статей, содержащихся в журнале ОЛДуП с 1880—1894, 1910—1912 гг. М., 1913.
  9. См., напр.: РГАДА. Ф. 1183 (Московская контора Синода). Оп. 1, ч. 46. 1904. Дд. 245—283.
  10. Беседы к глаголемому старообрядцу. М., Синодальная типография, 1835.
следующая статья
Книжное обозрение
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.