Главная/Библиотека/Вестник Московской митрополии/№7-8 за 2007 год/

Отвечаем на письма читателей

Сестра отдала сына в гимназию при монастыре. С одной стороны, есть надежда, что там поменьше творится безобразий, чем в обычной современной школе, с другой — я не совсем уверена в качестве преподавания светских предметов — математики, биологии и т.д. Сестра говорит, для православного это не имеет значения, как же так?

Зоя,
Ростов

Отвечает благочинный Клинского церковного округа протоиерей Борис Балашов:

Православные гимназии, как, впрочем, и светские школы, бывают разного уровня подготовки. С этим никто не будет спорить. Для поступления в высшее учебное заведение родители все равно обычно нанимают репетиторов. Если гимназия при монастыре имеет государственную аккредитацию, то стандартная программа будет пройдена по всем предметам. Однако цели, поставленные в православной гимназии и светской школе, различны.

Само слово образование происходит от слова «образ». Буквально дать образование — значит создать в человеке некий образ, конкретнее — образ Божий и в сфере духовно-нравственной жизни человека, и в сфере познания мудрости Божией в окружающем нас мире, т.е. сообщить учащемуся необходимые для жизни и дальнейшего образования знания.

Православная гимназия ставит целью и духовно-нравственное воспитание ребенка, приобщение его к опыту духовной жизни Православной Церкви и сообщение необходимых знаний в соответствии с образовательным стандартом.

Светская школа в настоящее время ставит целью только сообщение необходимых знаний в соответствии со школьной программой. Попытки нравственного формирования личности в большинстве своем ушли в прошлое. Современная школа эти проблемы и не пытается решать.

И школы разные, и педагоги разные, но не стоит забывать, что большую часть времени ребенок проводит вне школы. И если родители и родственники будут стоять на позиции, что школа или гимназия должны учить и воспитывать, а наше дело одеть, накормить и дать мобильник, то на хорошее воспитание и обучение ребенка рассчитывать не стоит. Именно в семье закладываются основы нравственного религиозного воспитания.

Родители собрали большую библиотеку, да и я привык читать. Вот только к вере авторы зачастую имеют весьма отдаленное отношение, если не сказать противоположное. Конечно, классики были верующими людьми, но мне нравятся и современные писатели. Можно ли христианину читать художественную литературу, не обращая внимания на философские изыски автора, или только духовную?

Юрий,
Дмитров

Отвечает протоиерей Вячеслав Резников, клирик Покровского храма поселка Черкизово Пушкинского района:

Один опытный священник рассказывал: «Когда я был неверующим и только ещё искал истину, я очень много читал светских книг, и везде что-то находил и выписывал для себя. Но если сейчас, уже открыв сокровищницу христианской литературы, я обращусь к прежним источникам, это будет настоящим безумием». Или как писал апостол Павел: «Когда я был младенцем, по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, оставил младенческое» (1 Кор.13:11). Не может ребенок вдруг бросить сказки и приняться за богословские трактаты. Всему свое время. Читайте на здоровье, читайте то, что интересно. Но и смотрите: чего хочет от читателя автор и хочется ли нам после прочитанного стать лучше? Помните слова апостола Павла: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает» (1 Кор. 10:23).

Протоиерей Иоанн Пеньтковский, настоятель Сретенского храма села Новая Деревня Пушкинского района, добавляет:

Господь дал человеку дар рассуждения, вот мы и должны сообразовываться, что нам полезно для нашего духовно-нравственного совершенствования. Чтение без разбора, особенно противных вере, безнравственных книг способно так глубоко западать в душу, что может жить там долгое время и не исчезать из памяти, загрязняя наше воображение. В наставлении «К юношам о том, как пользоваться языческими сочинениями» св. Василий Великий пишет: «Не без разбора брать от языческих учителей, а только полезное. Ибо стыдно, отвергая вредное в пище, не делать никакого разбора в науках, которые питают нашу душу».

Моя жизнь не очень яркая, поэтому я часто предаюсь мечтам, в основном представляю себе всякую банальщину: богатство, счастливый брак, путешествия, но говорят, что это все равно грешно. Почему?

Наталья,
Бронницы

Отвечает протоиерей Вячеслав Резников:

Мечтательность действительно грех, потому что погружает нас в ложь, в то, чего на самом деле нет, и поглощает силы, которые надо бы обратить на деятельность. Хочешь достатка в жизни? Не услаждай себя картинами безбедной жизни, а выбери тот или иной вид деятельности, усовершенствуйся в нем и трудись во славу Божию, на пользу людям и себе, создавая материальную базу и для возможной семьи, и для тех же путешествий. Хочешь вступить в брак? — не дразни себя пустыми картинами, а ищи достойную вторую половину для совместной жизни. Ну, а если все это по какой-то причине недоступно, тем более надо постараться занять ум и руки чем-то реальным и полезным.

Отвечает протоиерей Евгений Жемчугин, настоятель храма пророка Илии села Мамонтово Ногинского района:

Мечтания и фантазии остаются всего лишь «заменителем» реальной жизни, как мирской, так и духовной. Человек не просветляется духовно, не ищет пути спасения своей души, не делает реальных дел, не пытается изменить свою жизнь, а все глубже погружается в пучину иллюзий, совращаемый с прямого пути лукавым. Это грешно и опасно ослаблением души человека, подверженностью и открытостью души другим соблазнам и грехам. Человека, живущего иллюзиями, можно сравнить с путником в пустыне, обманутым миражом. Насылаемое видение кажется таким близким и желанным, чтобы достичь его тратятся силы, меняется направление пути… Но в результате, растратив силы и стремление на пути к воображаемому, человек не получает ничего и горько сожалеет о том, что поддался на обман зрения. Так и попытка жить мечтами вместо реальности всего лишь обман.

Отвечает протоиерей Валериан Кречетов, духовник Московской епархии:

Мечты, если это не планирование реальных дел, лишь пустая трата времени. Человек часто воображает себя в своих мечтах кем-то, но в жизни часто все это не сбывается, и он становится несчастным. И не потому, что он действительно несчастен, а потому что не сбылось все, что намечтал. А это неполезно, более того — вредно, так как приводит ко греху: человек начинает роптать, озлобляться на все и на всех. Так что не «все равно грешно», но приводит ко греху.

Когда в жизни что-то не ладится, все говорят «на все воля Божья». А зачем тогда молиться? Зачем просить у Бога помощи, исцеления?

Олег,
Семипалатинск

Отвечает протоиерей Вячеслав Резников:

Да, благочестивые, верующие люди и помнят, и говорят, что на все воля Божия. В Писании находим и более сильные выражения, например: «Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего» (Мф. 10:29). Или: «знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него» (Мф. 6:8). Но из уст того же Господа Иисуса Христа слышим и: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» (Мф. 7:7). Так что Сам Господь повелел нам просить. А что надо, чтобы всегда получать просимое? В Священном Писании сказано: «братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте» (Флп. 4:8) и, конечно же, только того просите.

Но можем мы просить помощи, и исцеления, и облегчения в жизни, как и Сам Господь Иисус Христос, предвидя Свои крестные страдания, просил у Отца Небесного: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия…» Но в конце наших прошений всегда надо прибавлять, как и Сам Господь: «…впрочем, не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26:39). Потому что и земной отец никогда не даст ребенку то, что ему вредно, как бы тот ни просил, как бы ни плакал. И когда ребенок вырастет, он поймет это и поблагодарит отца. Ведь смотрите, даже Отец Небесный не выполнил просьбу Иисуса Христа! Не миновала Его сия чаша. И это послужило нашему общему спасению.

Откуда появился обычай ставить свечи перед иконами? Какое они имеют значение?

Артем,
Москва

Отвечает протоиерей Иоанн Монаршек, благочинный Пушкинского округа:

В первые века христианства всегда при богослужении возжигали свечи. С одной стороны, христиане, гонимые язычниками, совершали богослужения ночью в подземельях и катакомбах, поэтому светильники были просто необходимы. С другой стороны — освещение имело духовное значение. Как указывает Тертуллиан, «чтобы изобразить через это Христа — Свет несотворенный, без которого мы и среди полудня блуждали бы во тьме».

Когда прекратились гонения на Церковь Христову, обычай возжигать свечи остался. Так Седьмой Вселенский Собор в своем догматическом постановлении повелевает воздавать честь иконам целованием и поклонением, по образу как изображению Животворящего Креста, Евангелию и прочим святыням честь воздается фимиамом (каждением) и поставлением свечей, прибавляя, что этот благочестивый обычай был и у древних.

Свет в православном храме — это образ Божественного Света, он знаменует Христа как Свет миру, Свет от Света, Свет истинный, Который просвещает всякого человека, грядущего в мир.

Свечи — наша добровольная жертва Богу и храму Его. Духовное значение церковной свечи — готовность человека к послушанию Богу (мягкость воска), его стремление к обожению, превращение в новую тварь (горение свечи). Свеча есть также свидетельство веры, причастности человека к Божественному Свету.

Свеча делается из воска, а воск собирается со всех цветов пчелами — этот прекрасный букет цветов несет человек в храм как выражение своей любви и теплоты к Богу, Пресвятой Богородице, ангелу-хранителю, святым, у ликов которых мы ставим свечи.

Знакомая девушка 26-ти лет последнее время пытается покончить жизнь самоубийством. Как можно помочь человеку, объяснить, удержать от этого страшного греха?

Константин,
Москва

Отвечает протоиерей Анатолий Пахмутов, настоятель Вознесенской церкви г. Яхрома Дмитровского района:

За эту девушку нужно молиться, желательно, чтобы и она молилась. Ей самой нужно сделать все, чтобы у нее не было свободного времени. Хорошо бы, чтобы она имела молитвенную поддержку со стороны своих родных, друзей, а также и священников. Но, возможно, ей необходимо, не стесняясь, обратиться к врачам. У современного человека независимо от пола, возраста, положения, от жизненных проблем и стрессов, а чаще от внутреннего одиночества и пустоты происходит хроническая усталость, порой переходящая в депрессию с потерей смысла жизни. Одна из причин этого — обособленность и потеря соборности (семейной, приходской, дворовой и т.д.) в духе любви. Поэтому чаще надо дарить друг другу приветливость, терпение и доброе слово. Затрат никаких, а результат не купить никаким золотом. Надо также всем изводящим себя обидой и отчаянием знать, что смертью тела проблемы не кончатся, а наоборот, с большей силой и безысходностию будут грызть совесть, и никто, даже время, не смягчат страданий. Убийство — тяжкий смертный грех, но убийца ещё имеет возможность искренно раскаяться и через подвиг жизни духовно возродиться. Самоубийство же не только тяжкий смертный грех, но оно ещё лишает человека шанса и надежды на спасение. Во-первых, потому что является выражением полнейшего неверия Божиему милосердиею и любови. Во-вторых, потому что лишает самого преступника времени, когда можно было бы совершить покаяние.

Отвечает протоиерей Вячеслав Резников:

Чтобы что-то сказать человеку, надо бы, конечно, услышать, что он уже знает. Но во всяком случае можете сказать ей: Твое желание уйти из этого мира, полного жестокости, предательства, несправедливости, — самое благоразумное желание, какое только может родиться в душе человека. Потому что это — единственное человеческое желание, которое непременно сбудется. Ты обязательно умрешь, хочешь этого или не хочешь. Смерть, можно сказать, у тебя в кармане. Но зачем же тебе спешить? Люди спешат обогнать кого-то, чтобы успеть в этой жизни получить выгоду. А твое-то сокровенное желание уже в твоих руках, и никто никогда не сможет помешать ему осуществиться!.. Вспомни, как Сальери у Пушкина восемнадцать лет носил с собою подаренный ему яд. Он говорил: «И часто жизнь казалась мне с тех пор несносной раной… Все медлил я. Как жажда смерти мучила меня. — Что умирать? — я мнил: быть может, жизнь мне принесет внезапные дары; быть может, посетит меня восторг и творческая ночь и вдохновенье; быть может, новый Гайдн сотворит великое — и наслажуся им…» Не важно, чем все это кончилось у Сальери, но — мог же человек, которому жизнь казалась несносной раной, протянуть восемнадцать лет с ядом в кармане!.. Вот и ты подожди немножко. А вдруг?..

Скажите, пожалуйста, какими временными рамками ограничивается чтение утренних и вечерних молитв? Иногда как закрутишься с домашними делами, смотришь — уже заполночь, а в выходные хочется полежать, отоспаться.

Вероника,
Воронеж

Отвечает протоиерей Вячеслав Резников:

А вы посмотрите, как в молитвослове написано: «Востав от сна, прежде всякого другого дела…» Не написано, во сколько надо вставать. Встали вы рано на работу или после выходного «отсыпа» — важно прежде всякого дела совершить свое утреннее правило. Раньше было в обычае — приносить Богу начатки всего, например, урожая, — чтобы и весь урожай был свят. Так и начатки дневного времени надо посвящать Богу, чтобы и весь день был свят. Мы вскакиваем в последнюю минуту и начинаем носиться как угорелые, и уже от дел нас никак не оторвешь. А надо встать на 10–15 минут раньше, чем этого требуют наши земные обязанности, встать не как раб, а как свободный, встать для Господа, Который Сам, свободно пришел с неба и распялся за тебя. А вечером не жди, пока иссякнут последние силы и, едва начав молитвы, свалишься на постель. Надо помолиться за некоторое время до сна, потом поделать какие-то дела и спокойно отойти ко сну.

Скажите, пожалуйста, я сама православная, можно ли мне стать крестной матерью ребенка, которого крестят в католицизме?

Ирина,
Париж

Отвечает протоиерей Вячеслав Резников:

Нет. Думается, если бы вы были более церковным, более, как сейчас говорят, «продвинутым» в Православии человеком, вы бы об этом не спрашивали. А главное, если бы ваши друзья были настоящими, «практикующими», римо-католиками, они бы вас об этом не просили, оставаясь все же вашими искренними друзьями. Происшедшее в истории разделение христиан — трагический и пока непреодолимый факт. Считать, что все это пустяки, может лишь тот, кто по существу не принадлежит ни к одному исповеданию. Кто-то сказал, что перегородки между христианами не доходят до небес. Может быть, и так, но все же они достаточно высоки. Все мы должны скорбеть об этом, но когда кто-то в одиночку или группой пытается их ломать, в результате всегда вырастает ещё одна стена. Постарайтесь пока сами глубже узнать Православие и полнее жить в нем.

Хочу напомнить, что практика выбора крестных налагает на них обязанность воспитать крестников в Православной вере! 

Будучи в другом городе, заказал молебен о здравии на год. Впоследствии этот человек скончался. Надо ли съездить отменить чтение данного молебна?

Сергей,
Серпухов

Отвечает протоиерей Владимир Гамарис, благочинный Раменского округа:

Обычно на год подают не на молебен, а на поминовение за Божественной литургией. Если есть возможность, сообщите в тот храм, чтобы стали поминать за упокой, если же это далеко и такой возможности нет, то не горюйте. Бог не есть Бог мертвых, но живых, потому что у Бога все живы. Во время самой важной христианской службы — Божественной литургии священник вынимает частички из просфор, поминая людей о здравии и о упокоении. В конце Литургии эти частички с молитвой священника «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде» вместе опускаются в Чашу с Кровью Христовой. Выше нет на свете поминовения. Как видите, живые и усопшие поминаются вместе и одинаково, потому что все они живы у Бога.

Можно ли человеку неверующему находиться в церкви просто так, из интереса?

Александр,
Мытищи

Отвечает протоиерей Борис Балашов:

Если неверующему во Христа человеку интересно находиться в церкви, то пусть он в ней и находится. Так, в Евангелии описан случай, когда один человек по имени Нафанаил из интереса пошел посмотреть на Иисуса Христа, а в итоге обрел веру и стал Его учеником (Ин. 1:43–51). Очень многие из современных православных прихожан сначала заходили в церковь из интереса, а потом они обрели Христа и Его Церковь.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.