О узнавании друг друга

(Лк. 10, 38-42, 11, 27-28)
(Флп. 2, 5-11)

Сегодня Церковь празднует Успение Божией Матери.

Предание рассказывает, что Ей за три дня было возвещено о предстоящем отшествии, и Она к этому времени празднично украсила Свою горницу. Апостолы находились в разных краях земли. Святой Дух восхитил их отовсюду и принес в Иерусалим, чтобы они могли проститься с Марией. На третий день горница исполнилась благоухания и света, и Сам Господь явился за Ней. Изобразительное предание показывает: вот, Ее тело лежит на одре. Вокруг Апостолы. А рядом стоит Христос и держит в руках Ее душу, имеющую вид спеленатого младенца.

И мы думаем о Ее душе, какая она собранная, сосредоточенная, цельная.

А еще — родившемуся младенцу предстоит возрастать и укрепляться. И действительно: прошло почти две тысячи лет, и как возросла слава Богоматери! Сколько за это время открылось повсюду источников Ее милости в Ее таинственно явленных чудотворных иконах! Скольких людей Она Сама привела к Своему Божественному Сыну!

Но самое главное и самое интересное, что во всех Ее делах после Успения мы узнаем Ее, какой знаем по Евангелию. Там Она незаметна, немногословна, всегда в тени Своего Божественного Сына. И после Успения Она не изменилась: тоже не любит шума и суеты. Если является Сама, то лишь достойным избранникам. А если перед всеми, то всегда в тени Своих икон.

Но вдруг иногда услышишь, что где-то Она стала являться постоянно, и каждый любопытный может прийти и посмотреть. Или кто-то объявляет себя Ее пророком, Ее особым избранником, и вот, у него уже целые книги будто бы Ее поучений…

Как к этому относиться? — А надо исследовать, Она это или не Она? Похоже это на Нее или не похоже?

Во-первых, неужели может пренебречь Божиим Словом Та, которая слагала в сердце каждое такое слово? А ведь в Священном Писании сказано, что «учить жене не» позволено, «но быть в безмолвии» (1Тим.2,12). Она же никогда не нарушала Закона.

Да, Она всегда учила, и учит нас. Но учит Своей жизнью, Своим целомудренным немногословием. Несколько необходимых слов к благовествующему Архангелу: один вопрос и одно согласие. Пророческая песнь безмерной радости о Боге Спасителе. Материнское беспокойство, когда отрок Иисус потерялся в Иерусалиме. Несколько слов на браке в Кане Галилейской: одно ходатайство за людей и один совет — сделать то, что Он скажет.

И на иконах — почти всегда с Ним: держит Его, указует на Него, как бы снова и снова повторяя свою единственную заповедь: «Что скажет Он вам, то сделайте» (Ин.2,5).

И это — Она. А как бы ни было интересно то или иное явление, какие бы там ни говорились мудрые вещи, какие бы захватывающие чудеса ни показывались, но это — не Она, потому что не похожа на Себя, тихую и целомудренную, свято чтущую Божий Закон.

Как Сам Господь «Иисус Христос вчера и сегодня, и во веки Тот же» (Евр.13,8), так и всякий человек во Христе — тот же и в этой, и в будущей жизни. Бессмертна именно человеческая личность во всей совокупности своих качеств.

Так и святые после отшествия ко Господу помогают нам теми же дарованиями, какими помогали при жизни. Так и Божия Матерь. Такая, какой мы знаем Ее по Евангелию, именно такая Она не оставила «во Успении мира». И мы обязаны знать и узнавать Ее, как мы знаем и будем узнавать друг друга и в этой, и в будущей жизни.

© 2001—2017 Московская Епархия Русской Православной Церкви
119435, Москва, Новодевичий проезд, 1/1
(499) 246-08-81 (обращаем внимание на необходимость набора кода 499 перед номером)