О краеугольном камне

(Мф. 21, 43-46)
(2 Кор. 1, 1-7)

Какими бы именами ни называли мы Бога, во всем — только часть правды. Он и свет, потому что просвещает ум. Он и тепло, потому что согревает души. Он и вода живая, пиющий которую не будет жаждать. Он и хлеб, который насыщает навеки.

А сегодня Господь и Бог Иисус Христос сравнивается с камнем, поставленным в основание жизни. И сказано, что «тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит». И в этом нетрудно убедиться. Посмотри на карту мира: Палестина, где воплотился Христос, находится в самом центре земных материков. И время — тоже, — хотим этого, или не хотим, — во всем мире отсчитывается именно от Рождества Христова, как два луча: вперед и назад. Вся ветхозаветная история была лишь подготовкой к принятию сошедшего с небес Христа Спасителя. И кто узнал и принял Христа, тот обрел новую жизнь, а кто отверг, тот остался при омертвевших обрядах религии древних иудеев. И главный смысл истории с тех пор, как пришел Христос, — в распространении по всей земле благой вести о Его победе над смертью.

На Христе, как на краеугольном камне, покоится здание Его Церкви. И, как видим из Писания и из истории, — врата адовы не могут ее одолеть. Христос также — главная опора храма. Славят в храме Христа, значит, это — живой, благодатный дом Божий. А если перестают, то — вся его внешняя красота становится непонятной и ненужной.

Но Христос и — краеугольный камень души христианина. И пока Он стоит в душе, Он будет утешением «во всякой скорби нашей, чтобы и мы могли утешать находящихся во всякой скорби». Но как только Он рухнет, то «на кого он упадет, того раздавит». Душа почувствует давящее чувство уныния, жизнь станет бессмысленной и ненужной, а вечная смерть — неотвратимой и жуткой. В душе, как в разрушенном, оскверненном храме, водворится мерзость запустения…

И порой сразу не поймешь — откуда вдруг пришла беда? Но на самом деле «вдруг» ничего не бывает. С кем-то поступил не по словести. В чем-то предпочел свою волю Божьей заповеди. Когда-то проявил небрежность к молитвенному правилу. Думаешь: ничего страшного, мелочь! А ведь это — пренебрежение к Творцу! Дескать, обойдешься: есть дела поважнее. А тем временем то, что было твердым основанием твоей жизни, вдруг начинает нависать над тобою как скала, готовая рухнуть. И особенно хорошо это бывает заметно со стороны. Поэтому, чтобы вовремя остановиться, надо научиться принимать обличения, даже в виде брани и укоров. И в самом недоброжелательном обличении есть доля истины. Какая разница, кто тебя укоряет, друг или враг: главное — вовремя увидеть свою беду. Лишь духовно мертвые до конца противятся обличению. Даже когда ясно, что «отнимется» от них «царство», — ответ один: схватить и уничтожить своего обличителя и спасителя.

Будем же бодрствовать на страже своей души и держать ее открытой для всякого обличения. Чтобы незыблемо стоял в ней краеугольный камень спасения, Господь Иисус Христос. А будет в наших душах, — будет и в наших храмах, и в нашей Церкви, и на всей нашей земле.

© 2001—2017 Московская Епархия Русской Православной Церкви
119435, Москва, Новодевичий проезд, 1/1
(499) 246-08-81 (обращаем внимание на необходимость набора кода 499 перед номером)