О даре языков

(Мф. 20, 17-28)
(1 Кор. 14, 6-9)

Среди многих даров Святого Духа в древней Церкви был и так называемый дар языков. Человек по вдохновению свыше вдруг начинал молиться на ином языке. Это не были просто иностранные языки. Апостол говорит, что «никто не понимает его, он тайны говорит духом» (1Кор.14,2).

Обилие в древней Церкви всевозможных даров понятно. Апостолы сообщали только основы веры и благочестия, и шли дальше. А в жизни общины потом возникало много частных проблем. Письменные Евангелия появились не сразу; посланиями Апостолы не могли часто назидать свою паству, а посещали еще реже. Поэтому Святой Дух непосредственно назидал верных.

И дар языков, это первая ступень схождения Духа. Это как бы громогласное стучание в дверь души, в дверь сознания. Это первое свидетельство присутствия Духа. И человек в состоянии невыразимой радости от соприкосновения с Небом начинал молиться словами, неведомыми даже ему самому.

Это был исключительно личный дар, и поэтому: «Кто говорит на незнакомом языке, тот говорит не людям, а Богу» (1Кор.14,2), «тот назидает себя» (1Кор.14,4). Этот дар очень способствовал личному возрастанию в вере. Человек так увлекался, что приходилось напоминать и о необходимости последующего шага: «Желаю, чтобы вы все говорили языками; но лучше, чтобы вы пророчествовали», «чтобы церковь получала назидание». «Благодарю Бога моего, — пишет Апостол о себе, — я более всех вас говорю языками; но в церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели тьму слов на незнакомом языке» (1Кор.14,18—19).

Вошедшее в сердце должно быть принято разумом через изъяснение «откровением, или познанием, или пророчеством, или учением». «А потому, говорящий на незнакомом языке, молись о даре истолкования» (1Кор.14,13).

Но не только разум может не понимать огненного биения Духа, звучащего в сердце.

Порой и сердце не понимает того, что воспримет разум. Вот сегодняшний пример. «Восходя в Иерусалим, Иисус» сказал Своим ученикам: вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть; и предадут Его язычникам на поругание и биение и распятие; и в третий день воскреснет«. И сразу после этих слов двое из двенадцати подходят к Иисусу со своей матерью, и она, ко всеобщему негодованию, говорит: «Скажи, чтобы сии два сына мои сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в Царстве Твоем».

Господни слова о Его грядущих страданиях и смерти прошли мимо их сердец!

В наше время, когда все, что нам надо знать, уже сказано Духом через святых мужей, записано в книгах, истолковано и объяснено, — истина входит в человека, в основном, дверью разума.

И нам надо молить Бога уже не о истолковании, а о том, чтобы все, чему мы учимся из Писаний, не лежало бы в головах мертвым грузом, но — звучало бы в наших сердцах живой, радостной вестью!

© 2001—2017 Московская Епархия Русской Православной Церкви
119435, Москва, Новодевичий проезд, 1/1
(499) 246-08-81 (обращаем внимание на необходимость набора кода 499 перед номером)