О мудрости и «мудрости»

(Мф. 13, 36-43)
(1 Кор. 3, 18-23)

На одном поле растет и пшеница Господня, и плевелы лукавого. От одной земли питаются, но все у них разное, противоположное, в том числе и мудрость. Апостол пишет, обращаясь к тем, кто от Бога: «Никто не обольщай самого себя: если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым. Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом».

Мудрым принято называть того, кто больше знает, больше предвидит, и поэтому более удачно ведет свои дела. Представим себе двух людей, живущих в одном доме. Допустим, оба они еще ни разу не выходили за порог. Но один каким-то образом узнал и поверил, что за стенами дома есть и солнце, и небо, и бескрайние просторы. Для него мудрость в том, чтобы как следует приготовиться и уйти в этот светлый и радостный мир. А другой упрямо не хочет в это верить, и считает, что за стенами ничего нет. Для него мудрость в том, чтобы поуютнее устроить свое жилище, и с наибольшей приятностью провести отпущенное время.

Так и у верующих и не верующих в Бога и в вечную жизнь — разная мудрость, и мудрость одного есть безумие в глазах другого.

Верующий старается жить в честности, в воздержании, а ему говорят: «Безумный! жизнь дается человеку один раз, и прожить ее надо в удовольствиях!» — Ведь они не знают, что только за порогом этой жизни начинается истинная, вечная жизнь, для которой надо себя готовить.

Верующий, по заповеди Божией, щедро дает милостыню, а ему говорят: «Безумный! на что же ты сам будешь жить?» — Ведь они не знают, что Отец Небесный даже за стакан холодной воды, поданный во имя Божие, воздаст великую награду.

Верующий терпеливо переносит скорби, за все благодарит, никому не мстит, а ему говорят: «Безумный! тебя же сомнут, растопчут, уничтожат!» — Ведь они не знают, что Отец Небесный восставит его во славе, воскресив даже из мертвых.

И вот, считая верующих безумными а себя мудрецами, копошатся они в своем домике, думая, что от Бога можно отгородиться стенами. Они перебирают вещи с места на место, наводят внутри порядок, и не знают того, что наш общий человеческий дом стоит на песке. В любой миг могут подуть ветры, хлынуть воды, и погибнешь под обломками своего жилища со всею своею «мудростью». «Господь знает умствования мудрецов, что они суетны».

А христианин, как когда-то праведный Ной, терпеливо строит ковчег своего спасения. И над Ноем смеялись, считая его безумным. Но все мы знаем, кто тогда на самом деле оказался мудрым, а кто погиб в своем безумном противлении Богу.

И не стоит удивляться и негодовать, если нас считают безумными, но сожалеть о тех, кто имея очи не видит, и имея уши не слышит. Ведь нам прямо сказано: «все ваше: Павел ли, Аполлос, или Кифа, или мир, или жизнь, или смерть, или настоящее, или будущее, — все ваше». И поистине так: и прекрасный Божий мир для нас говорит о своем Творце; и Апостолы были посланы ради нашего спасения; и жизнь дана, как время подвига, очищения и совершенствования. И смерть тоже наша: сквозь нее, как сквозь царские врата, Господь вводит в вечную жизнь. И настоящее с его спасительными трудами; и будущее с его блаженством, все — наше:

Если только мы «Христовы».

Ну а если мы Христовы, то мы Божьи, потому что и «Христос — Божий»!

© 2001—2017 Московская Епархия Русской Православной Церкви
119435, Москва, Новодевичий проезд, 1/1
(499) 246-08-81 (обращаем внимание на необходимость набора кода 499 перед номером)