О прощении Петра

(Ин. 21, 15-25)
(Деян. 28, 1-31)

Евангелист Иоанн Богослов рассказывает о третьем явлении воскресшего Господа Иисуса Христа.

Семеро, и среди них Петр, пошли ловить рыбу, и ничего в ту ночь не поймали. Наутро Господь предстал им на берегу и велел снова закинуть сети. На этот раз они вытащили много рыбы. А когда вышли на берег, их ждала приготовленная на костре еда. Когда они обедали, Господь трижды спросил Петра, любит ли он Его?..

Читая это место, мы не можем не вспомнить другой эпизод из жизни Петра. Тоже был костер, только развели его враги Господни. Тоже неподалеку был Господь, только не воскресший, а судимый и мучимый. Тоже рядом был Иоанн Богослов, который и провел Петра во двор первосвященника. И были, по существу, те же три вопроса, только заданные врагами Иисуса. Но там Петр трижды отрекся, сказав, что даже и не знает «человека сего». А здесь трижды сказал, что любит. И конечно же, три вопроса, которые задал ему Господь, в самой прямой связи с теми тремя вопросами. Христос пришел на этот раз специально ради Петра. Те три ответа лежали на Петре тяжелым грузом, и Господь пришел развязать его больную совесть.

Когда верят, спрашивают только один раз. А тут Господь — мало того, что спрашивает трижды, но и вопросы ставит как-то странно. Сначала спрашивает о силе любви: «Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они?» А во второй, и в третий раз спрашивает: а вообще, «любишь ли ты Меня?» Тогда, в саду первосвященника, Петру не верили, и с каждым повторным вопросом становилось все страшнее. После третьего наверное подумал, что вот, сейчас перестанут спрашивать и начнут бить и распинать.

Так и теперь. С каждым вопросом путь для Петра сужается, так что после третьего он весьма опечалился. Он наверное подумал: что же это такое? Третий раз спрашивает, хотя и Сам знает, что я люблю Его. Неужели Он даже Себе не верит?

А дальше — теснее. «Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам, и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки свои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь. Сказал же это, давая разуметь, какою смертию Петр прославит Бога». Когда тебя кто-то препоясывает, ты, чтобы не мешать, простираешь руки в стороны, как на кресте.

Получается, что и там страх распятия, и тут обещание того же. Господь восставил Петра и снова вывел на тесный путь, с которого тот сошел. Вывел и сказал: «Паси овец Моих и …иди за Мною».

Церковь прославляет Петра как первоверховного Апостола. Но здесь речь не о вручении верховенства. И чтобы в этом не было сомнений, следующие строки Евангелия говорят: «Петр же, обратившись» и увидев «идущего за ним» Иоанна Богослова, «говорит Иисусу: Господи! а он что? Иисус говорит ему: … что тебе до того?» Что тебе до других? Сейчас речь только о тебе, «ты иди за Мной». Иди, как он шел и продолжает идти.

Это Евангелие читается в субботу накануне дня Пятидесятницы, когда на учеников Христовых излился Святой Дух. Каждый из нас перед своей собственной пятидесятницей, перед тем, как был крещен и получил благодать Святого Духа, тоже трижды отвечал на вопросы священника: «отрицаешься ли сатаны и всех дел его, и всех ангел его, и всего служения его, и всея гордыни его?» Отрицаешься ли своего безбожного, богоотступнического прошлого? А потом каждый был спрошен: «Сочетаваешься ли Христу», как невеста жениху, чтобы всегда и во всем быть вместе?..

Звучит тройной, мучительный вопрос, как будто не слышат, как будто не верят. Это — чтобы до дна исчерпать твою решимость, чтоб почувствовал страх быть не услышанным и не принятым.

После крещения на тебя надели крест. И ты, когда придет время, «прострешь руки свои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь».

И наконец, через помазание святым миром со словами: «Печать дара Духа Святого. Аминь», — в тебя посеяли семя Святого Духа.

И теперь надо идти за Христом, идти не оглядываясь, независимо от того, как идут другие, и идут ли вообще.

Вспомним о наших отречениях и обетах. Еще раз переживем их, чтобы завтра благодать Святого Духа сильнее и живее коснулась нас.

© 2001—2017 Московская Епархия Русской Православной Церкви
119435, Москва, Новодевичий проезд, 1/1
(499) 246-08-81 (обращаем внимание на необходимость набора кода 499 перед номером)