О жертвах и жертве

(Мф. 8, 14-23)
(Рим. 6, 11-17)

Господь исцелил от горячки Петрову тещу. Потом «к Нему привели многих бесноватых, и Он изгнал духов словом и исцелил всех больных…» Это видимая для всех, славная сторона дела.

Но что в это же время происходило невидимо? Эту тайну приоткрывает слово Божие устами пророка Исаии. Оказывается, ничто на земле не исчезает бесследно. И наши болезни, и наши грехи либо на нас, либо на том, кто согласится взять их на себя. Вот Господь и «взял на Себя наши немощи и понес болезни».

Это очень трудно осмыслить. Не зря же Бог за тысячи лет начал готовить людей к пришествию Агнца Божия, призванного взять на Себя грех мира. Чтобы с разных сторон подойти к осмыслению этой единой, всеобъемлющей Жертвы, в ветхозаветной религии были установлены разные виды жертв.

Была жертва всесожжения, когда животное полностью сжигалось.

Была жертва мирная, когда все участники жертвоприношения вкушали приготовленное мясо закланной жертвы.

И была ежегодная жертва за грех всего народа. Возложив руки на голову животного, первосвященник исповедовал «над ним все беззакония сынов Израилевых, и все преступления их и все грехи их». После этого животное отсылалось «с нарочитым человеком в пустыню», да понесет оно «на себе все беззакония их в землю непроходимую», «в пустыню» (Лев.16,21?22).

Невозможно одно и то же животное и принести во всесожжение, и употребить в пищу, и отпустить. Господь же и принес Себя во всесожжение послушания Отцу; и дал всему миру вкушать Свои пречистые Плоть и Кровь.

Но прежде всего Он «взял на Себя наши немощи и понес болезни». Поэтому когда один книжник выразил готовность следовать за Ним, куда бы Он ни пошел, Господь сказал: «лисицы имеют норы и птицы небесные гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить главу». Безусловно, у Господа было много друзей, и Ему, конечно, было, «где приклонить главу». Он говорил именно о Своей жертвенной, «грехоносной» неприкаянности.

«Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши, и мучим за беззакония наши. Наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас» (Ис.53,4—6).

И тех, кто хотел царствовать с великим чудотворцем и целителем, Господь предупреждал, что Ему, на самом деле, негде приклонить главу. А в ком Он видел стремление представить «себя Богу, как оживших из мертвых… в орудия праведности», в ком видел желание быть мертвым «для греха, живым же для Бога»,- тому Он помогал сразу и решительно выбрать. И когда такой человек говорил: «Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего», Иисус отвечал: «Иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов».

© 2001—2017 Московская Епархия Русской Православной Церкви
119435, Москва, Новодевичий проезд, 1/1
(499) 246-08-81 (обращаем внимание на необходимость набора кода 499 перед номером)