О Небесном и о земном хлебе

(Ин. 6, 14-27)
(Деян. 5, 21-33)

Когда после чудесного насыщения пяти тысяч пятью хлебами Иисус переправился на другой берег Геннисаретского озера, весь народ последовал за Ним. И даже говорили: «Это истинно Тот Пророк, Которому должно придти в мир».

Но Господь с грустью укоряет их: «вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились».

И через минуту это подтвердилось. Когда Господь сказал: «вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал» (Ин.6,29), — то в ответ услышал: «какое же Ты дашь знамение, чтобы мы … поверили Тебе? … Отцы наши ели манну в пустыне, как написано: хлеб с неба дал им есть» (Ин.6,30—31). Вот чего ждали от Иисуса: еще хлеба.

И еще они хотели «придти, нечаянно взять Его и сделать царем», чтобы хлеба и всегда было вдоволь.

А Господь говорит: «Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий».

Да, от хлеба жизнь. От земного хлеба — земная, временная жизнь. А от Небесного — вечная, небесная. С земным просто: откусил, разжевал, проглотил, — и продлятся твои дни на земле. А к Небесному порой не знаешь, с какой стороны и подойти.

Но о земном сказано: «Пища для чрева, и чрево для пищи, но Бог уничтожит и то, и другое» (1Кор.6,13). А Небесный хлеб таков, что Сам Господь питается им. «Моя пища, — говорит Он, — в том, чтобы творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его» (Ин.4,34).

Этот же хлеб настолько сроден и человеческой душе, что вкусивший не откажется от него даже под угрозой отъятия земного хлеба и земной жизни. Апостолы, когда их в очередной раз привели в синедрион, и угрозами заставляли молчать, — спокойно и твердо ответили: «должно повиноваться более Богу, нежели человекам». Здесь не шутки; здесь речь о вечной жизни. Апостолов поистине питает знание, что «Бог … воскресил Иисуса, Которого … умертвили, повесив на древе. Его возвысил Бог десницею Своею в Начальника и Спасителя, дабы дать … покаяние и прощение грехов».

А признающие только земной хлеб при этих словах «разрывались от гнева и умышляли умертвить их».

Человек не сразу привыкает к Небесному хлебу, как ребенок не сразу привыкает к твердой пище. И первый тут шаг, первое, как сказал Господь, «дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого» послал в мир Бог Отец.

Заметим, что о необходимости веровать в Самого Пославшего Господь и не говорит, как о чем-то совершенно для всех очевидном. В те времена весь мир так или иначе еще веровал в некое Верховное Существо. И мы ни разу не увидим в Деяниях, чтобы Апостолы пришли к совершенным безбожникам. Они приходят к иудеям и доказывают, что Иисус и есть Тот Самый Спаситель, о Котором писали пророки. Они приходят к язычникам и проповедуют Того Самого «неведомого Бога», Которого те, не ведая, чтут перед воздвигнутым Ему алтарем (Деян.18).

А современному миссионеру зачастую приходится доказывать, что насыщение пяти тысяч пятью хлебами — далеко не самое удивительное из Божьих чудес. Ведь тысячи лет, из года в год, дает Он столько хлеба, что им кормятся миллиарды обитателей земли!

И начиная путь к Богу, прежде всего надо научиться так смотреть на Божий мир, чтобы привычное и обычное раскрывалось как величайшее чудо, только что перед нами и именно для нас сотворенное Самим Богом. Тогда и самый обычный земной хлеб станет для нас частицей хлеба Небесного, дающего вечную жизнь.

© 2001—2017 Московская Епархия Русской Православной Церкви
119435, Москва, Новодевичий проезд, 1/1
(499) 246-08-81 (обращаем внимание на необходимость набора кода 499 перед номером)