О росте и умалении

(Ин. 3, 22-23)
(Деян. 3, 11-16)

Христос воскресе!

Путь к воскресению Христову начался еще в раю, когда Бог утешил падших прародителей, пообещав, что семя жены сотрет главу змия. Потом Бог через пророков и праведников долго готовил людей к пришествию Спасителя, а после Воскресения — через Апостолов и других святых помогал приходить к Нему.

Бог вечен, и дело Его идет через тысячелетия, а дни человеческой жизни — «семьдесят лет, аще же в силах, осмьдесят лет» (Пс. 89, 10). И каждый, кого избирает Господь, какое-то время находится как бы на самом гребне дела Божия, а потом неизбежно отходит в сторону. Но Божий человек всегда остается Божьим человеком. Сегодняшние чтения показывают таких людей и в расцвете, и на исходе их служения.

Вот Апостолы, исполненные Святого Духа, совершают чудесное исцеление. «И как исцелевший хромой не отходил от Петра и Иоанна, то весь народ в изумлении сбежался к ним». Казалось бы, вот успех! Но Апостолы больше всего опасаются собственной славы, и умаления славы Господа Иисуса. И они как бы отталкивают сбежавшихся людей, даже укоряют: «Что дивитесь сему, или что смотрите на нас, как будто бы мы своею силою или благочестием сделали то, что он ходит?» И далее — еще более: Апостолы — нет бы забыть все прошлое, — начинают обвинять собравшихся в преступлениях против Иисуса, Которого те «предали, и от Которого отреклись перед лицом Пилата, когда он полагал освободить Его»: «Вы от Святого и Праведного отреклись и просили даровать вам человека убийцу; а Начальника жизни убили».

Апостолы знают, что истинных детей спасения, тех, кого призвал Бог, словами справедливого укора не оттолкнешь, а скорее приведешь к умилению и покаянию. А отойдут, обидятся, разгневаются те, кого привело пустое любопытство.

Иоанн Креститель тоже не обольщался, что к нему идут люди, и не угодничал перед ними, но — кого надо — обличал жестокими словами: «порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева?» (Мф.3,7). Но все равно «Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему» (Мф.3,5).

Это было совсем недавно, а теперь мы читаем о времени заката славы Иоанна Предтечи. Другой в центре внимания. Он крестит, творит чудеса, все идут к Нему, оставляя Иоанна. Ученики переживают за своего учителя, но сам Иоанн не скорбит, не сетует на мимолетность человеческой славы. Он говорит: «Ему должно расти, а мне умаляться». И мы помним, как умалился Иоанн: до тюрьмы, до смерти, причем, какой смерти — просто в темнице отрезали ему голову в угоду человеческой злобе.

Но чем ниже умалялся этот великий муж, тем сильнее радовался о Женихе Небесном, о Господе Иисусе Христе, слава Которого возрастала с каждым днем! «Имеющий невесту есть жених; а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостию радуется, слыша радость жениха. Сия-то радость моя исполнилась».

Вот так истинные делатели стараются отвлечь от себя славу и радуются, когда Сам Господь ее отводит.

Не всякому дано потрудиться для Божьего дела, но умаления не миновать никому. И при любом умалении, от чего бы оно ни происходило, мы должны сказать, как Иоанн Креститель: «Ему должно расти, а мне умаляться».

Даже если не видим Христа, как видел он, даже если вокруг нас бесконечно умножается нечестие и всякое зло, — все равно мы не имеем права забывать о величии нашего Господа. Пусть уже нет сил трудиться, — ну что же, это только то значит, что наконец-то Он призовет более достойных, более бескорыстных, и теперь-то дело Божье пойдет так, как оно и должно идти:

Но вот умалилась и светлая пасхальная седмица. Сегодня последний праздничный день, вечером закроются Царские врата. Но пусть растет наша вера в Воскресшего Господа. Ему должно расти — в нашей жизни, в наших сердцах, в наших делах. А нам — умаляться пред Его бесконечной премудростью и силой.

Христос воскресе!

© 2001—2017 Московская Епархия Русской Православной Церкви
119435, Москва, Новодевичий проезд, 1/1
(499) 246-08-81 (обращаем внимание на необходимость набора кода 499 перед номером)