Светлое Христово Воскресение

(Ин. 1, 1-17)
(Деян. 1, 1-8)
(Ин. 20, 19-25)

«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» — так Святая Церковь каждый год обновляет круг евангельских чтений. Снова и снова начинается проповедь о том, что все, что есть, только по воле Бога «начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть»; о том, что только в Боге — жизнь, которая есть единственный свет для нас, человеков, что этот свет «во тьме светит, и тьма не объяла его».
Слово Божие сегодня звучит особенно торжественно, особенно победоносно. Сегодня оно озарено светом величайшего дела Божия, светом Его победы над грехом и смертью, светом отверстых врат Царства Небесного. Слово Божие сегодня звучит среди неповторимых пасхальных песнопений, среди восклицаний: «Христос воскресе!» Оно звучит на разных языках, и мы чувствуем, что для Слова Божия нет границ.
Проповедь Воскресения Христова — проповедь живых свидетелей. Воскресший Господь сказал: «вы примете силу, и будете Мне свидетелями… даже до края земли». И Апостолы всюду возвещали, что «Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины, и мы видели славу Его». Уверуйте в Него, и Он даст вам невиданную «власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились».
От опустевшего гроба свет Воскресения стал неудержимо разливаться по всему миру, изгоняя смерть и делая жизнь поистине жизнью. И каждый церковный праздник, каждое святое воспоминание обретает смысл только в свете Воскресения. Потому что если Христос не победил смерть, то для чего чистота Пресвятой Девы? Для чего страдали мученики? И все события земной жизни Господа, даже Его Рождество: если Христос не воскрес, то для чего Он родился?
Вот какой сегодня день. «Просветимся, людие: Пасха, Господня Пасха! От смерти бо к жизни, и от земли к небеси, Христос Бог нас приведе, победную поющия».
Но как важно и при таком торжестве не пропустить ни одного слова Евангелия! И вот, читаем: «В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал. Пришел к своим, и свои Его не приняли».
Как же так? Ныне все исполнено света, «небо же и земля и преисподняя», а мир Его не познал? Адская тьма не может Его поглотить, а свои могут не принять? Да кто же эти «свои»?..
Вспомним читанное на страстной седмице. Когда Господь сказал Апостолам: «один из вас предаст Меня», то «они весьма опечалились, и начали говорить Ему, каждый из них: «не я ли, Господи?» (Мф. 26, 21—22). Так и сегодня: «Не я ли, Господи?»
Чему я радуюсь? Песнопениям? Праздничному убранству? Концу поста? Или я радуюсь Господу, Который есть «первый и последний, Который был мертв, и се, жив» (Откр.2, 8)? Жду послабления плоти, или готов на все, лишь бы возвеличился «Христос в теле моем, жизнью ли то, или смертью» (Флп.1, 20)?..
Господь всех зовет на Свой праздник. И тех, кто с первого часа трудился, и кто с шестого; и в «единонадесятый час пришедших» призывает. Воздержанных и ленивых, постившихся и не постившихся, чтобы никто не мог отговориться. Он все глубже и глубже сходит за нами, Он поистине снисшел «в преисподняя земли».
Но и мы способны все глубже и глубже уходить от Него в бездонную пропасть греха и богоотвержения… Не я ли, Господи?..
Но «да не одолеет наша злоба Твоей неизглаголанной благости и милосердия»!

«Христос воскресе!»

О священной иерархии

Мы не знаем точного времени, когда воскрес Христос. Жены-мироносицы едва дождались начала дня, следующего за субботой. Было еще темно. Камень был отвален. Тела Иисусова уже не было во гробе. Ангелы возвестили Его Воскресение, потом Он явился Марии Магдалине, потом другим мироносицам, потом двум ученикам по дороге в Эммаус.
Прошел день, наступил вечер. Ученики собрались в доме. Вдруг Сам Господь явился среди них и сказал: «Мир вам!» Он явился, когда двери были заперты. Евангелист Лука говорит, что ученики, «смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа». Но Господь показал «руки и ноги и ребра Свои», и спросил: «есть ли у вас здесь какая пища? Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда. И, взяв, ел пред ними».
Итак, Господь воистину воскрес. Но Его тело, хотя и было именно Его телом, стало иным. Теперь оно способно проникать сквозь стены. Казалось бы, теперь можно явить Себя всему миру и неоспоримо доказать Свое воскресение из мертвых. Но Господь благоволил явиться только Своим верным ученикам, Своим призванным Апостолам.
Он повторил: «Мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас». Потом дунул и сказал: «примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся». Твердо и навсегда запомним эти слова: в них Божественная сила. Когда-то Бог говорил: «Да будет», и по каждому Его слову из небытия возникали одна за другой части нашего мира (Быт.1). Так и тут: Господь сказал, и возникла священная иерархия, появились люди, наделенные властью прощать грехи и соединять людей с Богом.
Враги истины в своем так называемом «новом, современном переводе» Нового Завета «перевели» эти слова так: «если вы будете прощать грехи другим, то они будут прощены и вам. И если вы не будете прощать, то и вам грехи не простятся». Трудно откровеннее обнаружить перед всем миром своего отца, который есть и отец лжи; и трудно лучше доказать важность этой Божественной заповеди.
Апостолы получили эту власть от Самого Христа. Потом они передавали ее своим преемникам, епископам и священникам тех церквей, которые возникали по их проповеди. Дошла эта власть и до современных священнослужителей, каждому из которых в таинстве священства Господь сказал: «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас». «Кому простите грехи, тому простятся, на ком оставите, на том останутся».
И когда мы слышим во время богослужения: «Мир всем!» — это не что иное, как несмолкаемое приветствие, сказанное воскресшим Христом две тысячи лет назад.
В каждом священном таинстве действует все то же дуновение Господне.
А благословляющая рука священника — живое продолжение благословляющей Господней руки.
Будем же держаться за эту руку, чтобы не кончался для нас и этот благословенный день, и этот благословенный вечер, и чтобы всегда перед нами был Господь с Его победоносной плотью, с Его язвами, принятыми за нас, и чтобы всегда в наших сердцах горело радостное:

Христос воскресе!

© 2001—2017 Московская Епархия Русской Православной Церкви
119435, Москва, Новодевичий проезд, 1/1
(499) 246-08-81 (обращаем внимание на необходимость набора кода 499 перед номером)