Главная/Официальные документы/Прочие документы/2010/Май/17/

Его Высокопреосвященству
Высокопреосвященному Ювеналию
митрополиту Крутицкому и
Коломенскому,
Постоянному члену Священного
Синода, председателю Синодальной
комиссии по канонизации святых

Ваше Высокопреосвященство, дорогой Владыка!

Сердечно поздравляю Вас с наступающим праздником Пятидесятницы!

Отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви подготовлен катехизический листок, имеющий целью содействовать воцерковлению людей, как правило, крещеных в детстве, но не участвующих полноценно в жизни Церкви. Основные задачи данного листка — пригласить этих людей чаще посещать храм, призвать к участию в церковной жизни, побудить найти путь к живой, а не формальной вере.

Прошу Вас, Ваше Высокопреосвященство, благословить распространение катехизического листка к Пятидесятнице в храмах и монастырях вверенной Вам епархии.

Наши взаимные, пусть и скромные труды, да послужат добрым семенем для общего урожая на ниве Христовой.

С неизменной к Вам братской о Христе любовью,

+ Меркурий
епископ Зарайский,
Председатель Отдела религиозного
образования и катехизации
Русской Православной Церкви

«17» мая 2010 г.


Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви

С праздником Святой Троицы!

Что празднует Церковь в день Святой Троицы?

В этот день Святая Церковь празднует свое рождение на земле. В 50-й день после Своего Воскресения, на 10-й день по Вознесении на небеса Господь наш Иисус Христос послал, как и обещал Своим ученикам, Святого Духа, В книге Деянии святых апостолов это событие описано так: «При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе, И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились; И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян. 2:24). Апостолы, восприняв Дух Святой, обрели особую благодать и силу благовествовать Евангелие всему миру. И теперь в любом уголке земли есть христиане — последователи Христа, члены единой Святой Соборной и Апостольской Церкви.

Зачем человеку нужна Церковь? Разве не достаточно, чтобы Бог был в душе человека?

Церковь похожа на школу. Что мы сказали бы о человеке, который хочет научиться какому-либо делу, но не ищет себе учителей, близких по интересам людей, не стремится к освоению накопленного до него опыта? Вот и для людей, стремящихся к познанию Бога и к живой встрече с Ним, необходимы общение и обучение, которые мы получаем в Церкви.

Люди, которые утверждают, что Бог у них в душе, часто сами не очень хорошо понимают, о чем говорят. Для того, чтобы Бог действительно посетил душу человека и обитал в ней, нужно очень много трудиться, очищая душу от греховных стремлений, и это практически невозможно без определенной помощи. Церковь как раз и предлагает такую помощь — своими богослужениями, Таинствами, общением верующих, их молитвой друг о друге, своим духовным опытом, собранным в книгах, примером достойно живущих людей. Все это делает духовный труд человека несравненно более успешным.

Не следует забывать и о прямой воле Основателя Церкви. Христос создал Церковь именно как общество пребывающих во взаимной любви людей. Двуединая заповедь любви к Богу и ближнему, которую Господь назвал самой главной, выражает наиболее полный и глубокий путь единения с Богом. Поэтому человеку, искренне желающему, чтобы Бог был у него в душе, естественно приобщиться к жизни Церкви — таинственного духовного организма, в котором его члены являют единство во Христе, а через Него — с Богом Отцом.

Как благополучно живущему (по мирским меркам) человеку прийти в Церковь?

Людей, которые ищут истину немного. Период юношеских исканий обычно скоро завершается, и человек удовлетворяется своим привычным образом жизни, у многих интересы сосредотачиваются, в основном, на материальной сфере — обеспечении комфортной жизни для себя и своих близких, и некоторые достигают в этом определенных успехов. Но самих по себе удобств, обеспеченности и развлечений вдумчивым людям недостаточно для полноценной, осмысленной жизни. Это проявляется у них неудовлетворенностью, тоской, которая посещает рано или поздно почти всех людей. Вроде бы все в жизни нормально — но чего-то главного не хватает, жизнь лишена настоящего смысла. Не нужно заглушать в себе эти чувства, а наоборот, нужно извлечь из них максимальную пользу. Ведь это Сам Господь стучится в сердце человека и напоминает о Себе. Церковь — ее богослужения, Священное Писание, духовный опыт общения со священнослужителями и другими верующими — несомненно способна разрешить внутренние вопросы и проблемы такого человека; открывая ему путь к вечной жизни, к радостной встрече с Ботам. Нужно лишь не стоять на месте, а искать разрешения своих вопросов.

Зачем участвовать в церковных Таинствах?

Таинства — это Богом установленные видимые священные действия, через которые верующим сообщается невидимая благодать Божия, Каждое Таинство имеет определенное содержание и смысл: в Крещении человек очищается от всех своих прежних грехов и возрождается для новой, духовной жизни в Церкви; в Миропомазании — он получает силы для этой новой духовкой жизни; в Таинстве Елеосвящения (Соборования) благодаря церковной молитве исцеляются душевные и телесные недуги; в Таинстве Священства человек получает духовные силы, необходимые для особого служения Богу в Церкви. В Таинстве Брака (Венчания) супругам подаются силы на то, чтобы строить семью, как спасительный жизненный союз, на началах христианской любви. В Таинстве Исповеди происходит очищение человека от накопившихся грехов. Важнейшее из Таинств — это Таинство Евхаристии (Причащения), в котором происходит непосредственное, духовное и телесное, соединение верующих людей с Богом в то единство, которое есть Церковь,

Почему в Православии утверждается, что человека надо крестить в младенчестве?

Человек в Церкви спасается не сам по себе, независимо от других, а как член Церкви, то есть духовного сообщества, в котором все члены стремятся к взаимной любви и все друг за друга ответственны. Естественно желание верующих родителей быть духовно близкими со своими детьми, и для этого приобщать их к церковной жизни. Взрослые, родители и восприемники, берут на себя ответственность за их дальнейшее воспитание и подают им пример христианского поведения. Конечно, основная ответственность ложится на родителей, поскольку именно они постоянно общаются со своими детьми. При таком понимании и стремлении к этому хотя бы у одного из родителей, крещение ребенка в младенчестве и естественно, и полезно. Если же нет верующих крестных, и родители — не церковные люди, то крестить младенца лишь по обычаю не следует. Другое дело, если взрослые готовы должным образом подготовиться, пройти оглашение и начать церковную жизнь, причащаясь Святых Христовых Тайн вместе с крещеным младенцем.

Что делать человеку, которого не крестили в детстве: сначала креститься, надеясь, что потом придет и вера, или сначала надо потянуться к Богу, а уже затем креститься?

Вопрос свидетельствует о желании креститься. Значит, человек уже в какой-то степени призван Богом. Вот и нужно следовать этому призыву, и не медля начать совершать усилия на своем пути к спасению. Желание Крещения предполагает мотивацию. Из множества всевозможных мотивов Крещения достойным и уважительным Церковь признает только один: стремление быть со Христом всегда в радости и горе, в жизни и в смерти. Быть с Ним значит принять Его в свою жизнь, стремиться приблизиться к Нему, общаться с Ним в молитве, исполнять Его заповеди, узнавать Его через Евангелие и через жития и учения Его святых. Любые другие мотивы Крещения недостойны Христа, и Церковь не может принять их и крестить человека.

Итак, для того, чтобы Крещение стало для нас подлинным рождением в новую, полную и радостную, святую жизнь, необходимо постараться заранее узнать о ней, готовясь к Таинству в ходе оглашения. Это можно сделать в тех храмах, где проводятся огласительные беседы и есть приходские общины.

К чему обязывает Крещение? Как жить после Крещения?

Крещение — важнейшее событие в жизни человека. Оно знаменует конец его прежней безбожной жизни и начало новой жизни, угодной Богу, Но сама эта новая жизнь не может прийти сразу, без труда. Нужны большие усилия, чтобы преодолеть свои прежние наклонности и приобрести новые, христианские качества. Вот тут человеку и приходит на помощь Церковь. Участвуя в богослужение Таинствах (в первую очередь Исповеди и Евхаристии), читая Священное Писание и другие духовные книги, общаясь со священнослужителями и другими верующими, человек укрепляет в себе решимость жить согласно Божией воле, учится отличать в своей жизни то, что угодно Богу, от ложных путей. Особенно большое значение имеет глубокое покаяние. Суть его в том, чтобы научиться внимательно вглядываться в свою внутреннюю и внешнюю жизнь, распознавать в ней заблуждения и грехи, и с Божией помощью от них избавляться. Большое значение имеют сердечная молитва и чтение Священного Писания. Очень важно найти храм, в который Вы обычно будете ходить, и священника, у которого Вам легко и радостно исповедоваться. После крещения у человека существенно меняются его внутренние установки, цели, отношение к жизни. На первом месте для него теперь стоит спасение, очищение души. Это, конечно, не может не порождать проблем в его отношениях с людьми, живущими прежними целями. Но церковная жизнь, богослужение и Таинства, общение с другими верующими, непосредственная помощь Божия поддерживают новокрещенного христианина на обретенном спасительном пути.

Тропарь Пятидесятницы

Благословен еси, Христе Боже наш,
иже премудры ловцы явлей,
низпослав им Духа Святаго,
и теми уловлей вселенную,
Человеколюбче слава Тебе.

[Благословен Ты, Христос Бог наш,
явивший премудрых ловцов (апостолов),
ниспослав им Святого Духа,
и ими уловивший {привлекший к Богу) вселенную.
Слава Тебе, Человеколюбивый.]

Отдел религиозного образования и катехизации
Русской Православной Церкви
Тел:+7 (495) 650-13-10
otdelro@ otdelro.ru
www.otdelro.ru

Библиотечный Фонд имени святых Кирилла и
Мефодия (www.bibliotekam.ru) благотворительно
распространяет православную литературу по 
общедоступным библиотекам России и Украины.

Спрашивайте православные книги в
библиотеках вашего города!

Не используйте этот листок в бытовых цепях.
Если он стал Вам не нужен — пожалуйста,
передайте его другому или верните в храм.


+



Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.